Великопостная молитва пушкина

Постараемся детально ответить на вопрос: великопостная молитва пушкина на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Великопостная Молитва. Ефрем Сирин – Александр Пушкин

Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина. Особенно её необходимо читать в последнюю Страстную седмицу (неделю). И чем ближе подходит Пасха, тем чтение становится всё истовей. Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Вот текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков.

Я иногда, для разнообразия, заменяю молитву Ефрема Сирина стихотворением А.С.Пушкина, которое имеет абсолютно такую же укрепительную силу , как и каноническая молитва Сирина.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Сравните и убедитесь, что Пушкин жил, Пушкин жив, Пушкин будет жить! С наступающим праздником Пасхи и наступившем праздником Песах! Здоровья и мира всем!

Постовая молитва прп. Ефрема Сирина. Стихотворение Пушкина

Постовая молитва прп. Ефрема Сирина. Стихотворение Пушкина

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Любому православному человеку особенно дорог и близок святой – преподобный Ефрем Сирин, составивший чудную молитву, которую мы читаем во дни Великого поста: “Господи и Владыко живота моего…”.

Сия молитва читается в храмах с тремя земными поклонами. По своему содержанию молитва краткая молитва преподобного Ефрема Сирина приравнивается к великим, ибо в ней заложен великий духовный смысл.

Эту молитву нужно читать и на домашнем молитвенном правиле, лишний раз напоминая себя о грехах и страстях, которые нужно старатся с Божией помощью обходить.

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми. (земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя

прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков. Аминь. (земной поклон)

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина побудила Александра Сергеевича к написанию прекрасного стихотворения, которое мы прилагаем ниже:

Александр Сергеевич Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыка дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне сердце оживи.

Давайте и мы, дорогие наши посетители, последуем высокому примеру русского поэта, и чаще будем умиляться словам этой дивной молитвы, повторяя её в уме ежечасно.

Похожий материал:

К записи “Постовая молитва прп. Ефрема Сирина. Стихотворение Пушкина” оставлено 2 коммент.

Спасибо за интересную и полезную публикацию!

Владимир, пожалуйста и во славу Божию!

Оставить комментарий

Рождественская молитва!

Рождественский пост

Молебны перед святынями

Соборные молитвы

Записки в Храм

Счетчик

2010-2017 © Православный сайт “Семья и Вера”

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Сделайте пожертвование на благотворительные программы

Поиск по сайту

Статьи

Радио онлайн

Группа вконтакте

Патриархия.ру

Мы в соцсетях

ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

Александр Пушкин, будущий великий поэт, родился неподалеку от Елоховского Богоявленского Собора. В этом храме он был крещен, о чем напоминает мемориальная надпись у входа в Собор.

Незадолго до смерти Александр Сергеевич Пушкин — а известно, что к концу жизни у него пробудилось религиозное чувство — переложил в стихи великопостную молитву святого Ефрема Сирина. Прочтем это стихотворение и попробуем сравнить его с оригиналом.

Отцы-пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв.

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого Поста.

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего свежит неведомою силой:

«Владыко дней моих, дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей;

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви,

И целомудрия мне в сердце оживи!

Во вступлении, которое предваряет текст молитвы, выражено то, что Пушкин испытывал во время Поста — чувства умиления и покаяния. Поэт видит себя в состоянии падения, но знает: покаянная молитва привлекает к томящейся душе «неведомую силу» Божией благодати. Чуть-чуть смущает православное сознание то, что для дней Великого Поста Пушкин находит лишь один эпитет — «печальные». Ведь это лишь одна сторона великопостного настроения!

Вторая, не отделимая от нее, — это духовная радость. Впрочем, поэтический гений намекает и на нее, когда говорит о той свежести, которую чувствует душа при чистосердечном покаянии.

Сравним слова стихов и молитвы. «Владыко дней моих» (Пушкин) — «Владыко живота моего» (святой Ефрем): поэт слегка снижает оригинал, когда сводит «жизнь» к одному бегу времени; смысл, впрочем, передан им все же весьма близко.

Перечень грехов у Пушкина, по сути, очень точно соответствует оригиналу. Пушкин подчеркивает первенство гордости «любоначалия» среди них, когда вводит образ змеи.

На память сразу приходит библейский змей, соблазнивший в раю первых людей. Грехопадение, как известно, произошло из-за их гордости. Объединение «праздности» и «уныния» в единую «унылую праздность» психологически точно. Праздность в Пост, когда развлечения запрещены, неминуемо будет «унылой».

Пушкин удивительно верно передает в стихах то описание типичных великопостных грехов, которое сделано в молитве святого Ефрема.

Перечислив грехи, Пушкин сразу молит Бога о том, чтобы Он дал ему «зрети», видеть их.

К названным грехам добавляется еще осуждение. Поэт несколько меняет логику оригинала, — и главное, при этом опускает евангельское противопоставление «бревна» в своем глазу и «сучка» в чужом, содержащееся у святого Ефрема.

Перечень добродетелей Пушкин начинает со смирения, как с их корня. И примечательно, что вершиной, венцом его «лестницы» является целомудрие. Мысль поэта глубока, ибо целомудрие — целость ума — действительно знак святости. У святого Ефрема целомудрие стоит в начале, как основополагающий признак Поста.

Можно сказать, что стихотворение гениально своей близостью к смыслу оригинала. В том, что духовный шедевр Пушкина точно передает святоотеческий характер молитвы, согласны все современные православные исследователи.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Кафедральный Богоявленский Собор является одним из важнейших центров духовной жизни России. Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г. До 1717 г. храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения.

Великопостная Молитва Преподобного Ефрема Сирина.

Протопресвитер Александр Шмеман.

О молитве св. Ефрема Сирина можно сказать, что она лучше всего, проще и короче всего выражает смысл и дух того, что христиане вот уже столетиями называют Великим Постом. Молитва эта повторяется в конце каждого великопостного богослужения: верующие читают ее дома, в частной своей молитве. (Протопресвитер Александр Шмеман.)

О Ефреме Сирине.

Преподобный Ефрем Сирин – христианский поэт, богослов, великий учитель покаяния, молитвенник, проповедник. Родился Ефрем Сирин в начале IV века в Месопотамии. В бедной христианской семье.

Ефрем Сирин – широко образованный человек своего времени. Владел ивритом, имел широкие познания в географии и этнографии Палестины, придает особую ценность его толкованиям Святого Писания. Число сочинений Ефрема Сирина достигало 1000, не считая составленных им молитв, стихотворений, излагавших церковное учение. Многие стихотворения были положены на народные напевы.

Преподобный Ефрем Сирин учил, что прощение грехов в таинстве Покаяния, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение греха. Слезы покаяния смывают грех, преображают греховное естество, дают силу ” ходить путем заповедей Господних “.

В проповедях Ефрема Сирина говорится о пользе знания и образования, которые ” выше богатства! “.

Молитва Ефрема Сирина.

Удивительно предание о происхождении молитвы Ефрема Сирина.

Происхождение молитвы Ефрема Сирина.

На одного святого, жившего в пустыне снизошло видение. Его взору предстали ангелы, которые сходили с неба и несли большой свиток, исписанный с обеих сторон. Они спрашивали друг друга: ” Кто же может принять этот свиток? ” И был голос с неба: ” Только Ефрем, избранник Мой “. И привели святого Ефрема и дали проглотить этот свиток. И совершилось дивное дело: как лоза, разросшаяся по всей земле, распространились дивные слова преподобного Ефрема. Таким дивным словом святого преподобного Ефрема Сирина и является молитва ” Господи и Владыко живота моего… “.

Молитва: ” Господи и Владыко живота моего!”.

Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя

прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков.

не дай мне склонности к лени, к беспечности,

к властолюбию и пустословию.

Чистоту же души, смирение,

терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.

Да, Царь Господи, дай мне видеть мои

собственные грехи и не осуждать брата моего,

ибо благословен Ты в веки вечные

Боже, очисти мя, грешную/грешного. (12 раз с поясными поклонами)

Поэтическое переложение Великопостной молитвы (А. С. Пушкин).

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Молитва. “В минуту жизни трудную”. Лермонтов М. Ю. 1839.

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Толкование молитвы Ефрема Сирина.

Прежде чем идти к цели, надо ее себе уяснить, надо понять и то, что же нам мешает вступить на путь обращения к Богу.

Праздность.

Праздность – основной наш недуг. Это и наша лень, небрежность, нерадение. Мы привыкли считать, что это, хотя и грех, но не очень страшный. Кажется, стоит захотеть – и всё будет, как надо. Вся беда в том, что чем дальше, тем меньше желания и сил повернуть все по-другому. Странная лень тянет вниз, пропадает всякое желание себя приневолить, заставить вопреки всему сдвинуться с мертвой точки. Кажется, это уже невозможно, а раз так, то чего же и стараться? Праздность – не просто один из грехов, а корень всех грехов, потому что отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Уныние – плод праздности, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Тот, кто попал в плен уныния, видит всё только плохим и всех – только плохими. Хорошее берется под сомнение; где не видно явных изъянов, там подозреваются тайные; где только бы радоваться добру, там развивается недоверие, подозрительность, мнительность. Словом, власть уныния – власть диавола, власть его лжи. Это его стихия и он лжет человеку и о Боге (вроде того, что за все грехи Бог не простит), и о мире. Это от него наползает в душу мрак. Уныние – самоубийство души, и находящийся в этой тьме не способен видеть свет и стремиться к нему.

ВЕСЬ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ЗВУЧИТ МОЛИТВА ЕФРЕМА С ИРИНА.

Ефрем Сирин— один из великих учителей христианства IV века от Рождества Христова. Поминается Православной церковью 28 января. Св. Ефрем оставил после себя много сочинений – богословских и нравоучительных. Им написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное Богослужение. Преподобный Ефрем Сирин был великим учителем покаяния.

Прп. Ефрем Сирин. Сирийская икона

Сперва прочитывается первая часть: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне».

Совершается земной поклон.

Прочитывается вторая часть: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Совершается второй земной поклон.

Прочитывается третья часть: «Ей, Господи, Царю! Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен во веки, Аминь». Совершается третий земной поклон. Затем совершают 12 поясных поклонов с молитвой: «Боже очисти мя грешного». После этого молитва ещё раз прочитывается полностью, и совершается земной поклон.

Молитва представляет отдельное чинопоследование, которое вставляется в каждое богослужение Великого поста. Таким способом Церковь заостряет наше внимание на этой молитве, заставляет углубиться в неё умом и прочувствовать своей совестью. Это не случайно. В этой молитве раскрывается один секрет духовной жизни, имеющий особенное значение в дни Великого поста. В первой части молитвы изображается состояние падшего человека. Это состояние духовного бесплодия: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне».

Праздность означает не только безделье или физический отдых. Оно означает «пустоту», опустошённость души, погрузившейся в суету. «Жизнь прошумела и ушла». Заботы о хлебе, о продолжении рода, о самосохранении, кажутся такими значительными, а суета такой важной, что в их необходимости не возникает сомнений. Но проходят годы, оборачиваешься назад и сознаёшь бессмысленность усилий. Того ли достиг, чего хотел? Зачем суетился, куда спешил? Вот и просим защитить от душевной пустоты и бессодержательности. Вслед за праздностью приходит уныние, упадок душевных сил, та печаль, от которой «опускаются руки» и наступают сумерки души. Мы заглушаем тоску кто работой, кто вином, кто развратом, но она постоянно грозится из-за угла. Подвижники называют уныние «бесом полуденным». Мы молим Бога избавить нас от духа уныния.

Дух любоначалия открывает гибельную страсть обладания. Любоначалие-стремление к власти, господству над другим. Оно проявляется во многих страстях: в похоти, ищущей обладания человеком, в порабощении другого, в насилии над слабым, стремлении использовать его в своих интересах. Это страсть, от которой предостерегает Господь сегодня в Евангелии: «Цари народов господствуют над ними и владыки их благодетелями нарицаются. Между вами да не будет так. Но кто из вас хочет быть первым, да будет всем слуга».

Празднословие не меньший грех перед Словом. Мы называем «Словом» Единородного Сына Божия, «воплотившегося нас ради человек и нашего ради спасения». У христиан трепетное отношение к слову обосновано Евангелием от Иоанна: «и Слово стало плотию, и вселилось в нас, и мы видели славу Его». Господь говорит: «за каждое слово праздное мы дадим ответ Богу». «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Слово отличает человека от животных и является признаком образа Божия в человеке. Газеты, телевизор, реклама, радио –не дарят общения. Их слова обращаются в гул, оглушая уши и обесценивая слово.

«Слова Твои, Господи, чистые как серебро,

от рода сего сохрани, переплавить не дай на монеты

Где низкий возвысится – в мышь превратится герой.

И правых здесь нету».

От духа праздности и любоначалия просим Бога избавить нас. Христос говорит апостолам:«не знаете, какого вы духа». Этого духа Христова просим у Бога во второй части молитвы преп.Ефрема: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Вторая часть молитвы изображает состояние плодоносной души.

Целомудрие для одних потеряло смысл, стало «устаревшим словом», для других означает лишь телесную чистоту. В христианском смысле целомудрие означает восстановление целостности человека, которую раздробил грех. Ту цельности, которую обрёл Бог в деве Марии, благовестив рождение от неё Спасителя мира.

Смиренномудрие означает смирение, которое несёт не унижение человека, а возвышение его достоинства через преодоление греха, восстановление образа Божия, некогда осквернённого грехом, но признавшего свою вину и готового к покаянию: «Возьмите на себя бремя Мое и научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем».

Дух терпения – не равнодушие к злу, а доверие Богу и человеку. Это доверие Промыслу, вера в любовь Бога, ищущего нашего спасения и возрождения: «в терпении вашем спасайте души ваши». Вера в то, что образ Божий в человеке неистребим.

Наконец, Любовь- вершина на которую мы восходим, как по ступеням, через целомудрие, смирение, терпение и прощение. Об этом духе молим Бога. Это и есть дух Христов.

Но если праведники здесь, на земле, уже живут по законам жизни вечной, в чём они каются, о чём плачут? Здесь открывается нам секрет духовной жизни. Покаяние никогда не перестаёт. Душа не сможет приносить плодов, если в ней угасло покаяние. Духовное состояние, противоположное покаянию называют самодовольством. Это духовный тупик. Чем выше поднимается подвижник к небу, чем более преуспевает в духовной жизни, тем опаснее для него почувствовать себя достигшим святости. Осознанная святость всегда оказывается самообольщением. «Я не почитаю себя достигшим, а только, забывая прошлое, простираюсь вперёд, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3,14). Как птица, согревает яйцо теплом своего тела, чтобы вывести птенца, так праведники покаянием возгревают плоды духовной жизни. Церковная песнь называет их жизнь равноангельной. Став «в телеси ангелами», преподобные не оставляют подвиг покаяния вплоть до смертного часа. Покаяние никогда не перестаёт. В этом заключается секрет духовной жизни. Ключ к подвигу покаяния мы находим в третьей части молитвы Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю! Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Преподобный научает нас начинать подвиг покаяния с познания своих грехов. Переставший видеть свои грехи духовно болен. Осуждающий чужие грехи близок к духовной смерти, обольстившись самодовольством. Только через подвиг покаяния возможно стяжать благодать Святого Духа, которым «всякая душа живится». Автор: Священник Павел Адельгейм. Информация взята с сайта журнала Русская неделя

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Эти простые слова кающегося грешника, которого коснулось великое чудо Покаяния, слова сына к своему любящему Отцу потрясли Пушкина. Всё наносное, западное мудрование слетело с него в один миг, и открылось сердце поэта – Русское и Православное.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укрепить его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого Поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Журнал "ВВЕРХ" издаётся нами для детей и взрослых.

Оценка 3.3 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here