Варлаам серпуховской молитва

Постараемся детально ответить на вопрос: варлаам серпуховской молитва на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Варлаам Серпуховской

Преподобный Варлаам Серпуховской

Преподобный Варлаам был строителем и первым настоятелем Владычнего монастыря. Еще при жизни имел дар чудотворения и удостоился видения Матери Божией. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: иконы «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и иконы «Неупиваемая Чаша». Прославлен Богом во святых Своих. В продолжение более 500 лет множество паломников приезжают в монастырь на поклонение его святым мощам, от которых получают исцеления от беснования, рака, пьянства и других страстей и болезней.

Житие преподобного Варлаама

Сведения о преп. Варлааме сохранила писаная на доске летопись «О зачатии Владычнего монастыря еже есть в Серпухове», до начала XX века хранившаяся в обители. Откуда был родом Варлаам и кто его родители — неизвестно, повесть о жизни Варлаама начинается с 1360 года. Не сохранилось сведений, когда и где принял Варлаам иноческий постриг.

Летопись Владычнего монастыря называет его «постриженником пустынным». При каких обстоятельствах Варлаам стал келейником свт. Алексия, летопись не упоминает, но отмечает, что украшенного добродетелями пустынножительства инока Варлаама свт. Алексий «велми любя, занеже бояся Бога Живый и в покорении Ему». Промыслом Божиим пребывая рядом со свт. Алексием, Варлаам оказался вблизи главных и, порой, весьма непростых событий церковной и политической жизни того времени.

Можно предположить, что келейник сопровождал митрополита в его поездках по епархии и, возможно, в Орду в 1357 году и был свидетелем его подвигов и трудов, которым старался по мере сил подражать.

Несомненно, что Варлаам находился рядом со свт. Алексием и в период почти двухлетнего пребывания его в Киеве, так как события, с которых начинается повествование летописи Владычнего монастыря, происходили вскоре после возвращения митрополита в Москву.

«Однажды в 1360 году, в то время когда святитель Алексий исполнял обычное правило, диакон Герасим читал кондаки и икосы. Едва святой Алексий проговорил всепетую песнь, как необыкновенный свет озарил его келию. Все ужаснулись, услышав от иконы Пресвятой Богородицы голос: „Алексий, подобает тебе монастырь поставити имени моему, купно же и себе в память“. Святитель размышляя об этом событии, не зная, что делать. По окончании же келейного правила он ушел во внутреннюю свою келию и начал там молиться и преклонять колена пред иконой Владычицы Пресвятой Богородицы, прося изъяснить ему это чудесное явление. И вот в то время опять слышан был голос: „Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое“.

Он же сказал: „Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить?“ И опять слышан был голос: „В пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим“. Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, посылает упомянутого преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря и приказывает донести ему, когда отыщет такое место, для того, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там. И вот в нощи он слышит необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставило его подумать, что здесь именно угодно Богу имети монастырь. Варлаам с радостью возвратился рассказать об этом свт. Алексию. Рад был этому и святитель. Чрез несколько дней он снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки.

Пред уходом Варлаама в дорогу святитель творил напутственный молебен. Едва он кончил отпуст, как Варлаам упал и испустил дух. При виде этого св. Алексий обратился к образу, от которого был слышан голос, и воскликнул: „О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего? Печаль моя болезнию во ад сниде. Без него кто дом Твой устроит? И аз не вем кого послати!“ И был к нему голос: „Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тя“. Тот взял его за руку и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Тот отвечал ему на это: „Молютися, да не нудиши мя поведати дондеже до смерти. При смерти бо ти повем“. После того Варлаам был отправлен в путь.

Немного спустя и сам св. Алексий пришел в Серпухов, осмотрел многие места в окрестности и остался недоволен выбором Варлаама. Но опять ночью на том же месте слышал тоже, что и Варлаам, а еще слышен был голос: „Здесь монастырь постави!“ Святитель повиновался, велел заложить деревянную церковь, Варлаама же назвал строителем. А затем в 1362 году была построена и каменная церковь в честь Введения Богородицы во храм с трапезою, которую освятил святитель Алексий. Варлаам был строителем в монастыре 15 лет и потом ослеп. Потеряв зрение, он прожил еще два года, и когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: „Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, молютися, и мене погреби своими руками“.

Св. Алексий скоро пришел в Серпухов. Найдя Варлаама слепым и болезненным, он вспомнил обещание преподобного и стал допытываться от него, говоря: „Брате Варлааме! Господа ради, повеждь ми яже обещася прежде сего поведати, — бывшее до зачатия сего монастыря“. „Не могу словом поведати, — отвечал Варлаам, — занеже страшно бе, а писанием возвестити не могу — не вижу“. Св. Алексий велел диакону принести перо, чернил и хартию и сотворил вместе со всеми молитву; и вот вдруг Варлаам прозрел, взял перо и начал писать: „Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексеевский, занеже Владычицу видех и все бысть Ея промыслом“. И затем продолжал: „Егда падох, — видех: ангелы держат монастырь, и Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посадив на третией степени“.

В это время необыкновенный свет озарил келию Варлаама и он, оставив писало, сказал: „Приведите ко мне брата Гедеона“. Гедеон же был слеп. Варлаам возложил свою руку на его голову и сказал: „Со мною ты ослеп, со мною и прозри!“ И Гедеон прозрел.

„Аз же днесь отхожу, — продолжал Варлаам, — ты же поживши три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, хотя и не хочешь; я приму тебя с радостию. Ты преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров“. Гедеон воскликнул, обратясь к нему: „Пощади, молютися, не готов есмь“. Варлаам же сказал: „Готов есмь уже“, — и, поцеловавши святителя, преставился с миром в 5-й день мая 1377 года. Св. Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам по своему завещанию был погребен на церковной паперти, потому что сам однажды сказал: „Погребите мя дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы“; и это завещание велел блюсти в память имени его. По предречению святого Варлаама Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама».

В том же 1377 году по распоряжению свт. Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, для Серпуховского Владычнего монастыря написана была икона «Введение Богородицы во Святая Святых» по образу видения преп. Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно, как чудотворная (празднование 21 ноября).

Древняя Владычняя летопись умолчала о том, как Варлаам руководил братством обители в иноческих подвигах.

Но, конечно, не об одном устройстве монастырских зданий заботился первый ее строитель, тем более что из уст святителя Алексия слышал он слова Владычицы: «Возлюбих бо место сие на спасение многим душам человеческим». Потому больше забот и трудов положил Варлаам на нравственное, чем на материальное благоустройство монастыря. Можно справедливо заключить, что воспитанный в келии свт. Алексия, у него поучался Варлаам строгому монашескому благочестию, труду с упованием и верою, духовному преуспеянию, и его дух старался поселить во вверенных его руководству иноках.

Не сохранилось сведений, по какому уставу жили подвизающиеся «на месте сем святе». Однако же, можно полагать, что этот устав близко подходил к правилам общежития, установленным в монастыре преп. Сергия. Во время настоятельства Варлаама святой игумен мог сам наставлять братию Владычней обители. Впервые это могло произойти в начале зимы 1374 года, когда преподобный Сергий пришел в Серпухов по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича, пожелавшего своим попечением устроить еще одну духовную крепость на границе московского княжества. Серпухов был тогда еще небольшим деревянным, слабо укрепленным городком, и только у заснеженных окских лугов на фоне сосновой рощи поднимались белокаменные храмы Владычнего монастыря, что и на Москве тогда было большой редкостью. Трудно представить, что смиренный пустыннолюбивый старец не поспешил в обитель, основанную свт. Алексием, с которым его соединяла святая дружба.

Через год после посещения преп. Сергием града Серпухова Варлаам ослеп, к тому же здоровье его начало слабеть от многочисленных болезней. Несмотря на это, он еще более умножил труды иноческого делания и с великим смирением и покорностью воле Божией продолжал исполнять возложенное на него свт. Алексием руководство братией. До самой кончины преп. Варлаам собственным примером старался укоренить в своих учениках слова преп. Сергия о многотрудности иноческой жизни: «Знайте, что прежде всего место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище сытной, не к питию, не к покою и веселию, но к трудам, поту, печалям, напастям».

О чем говорил преп. Варлаам, напутствуя иноков и давая им последнее благословение, неизвестно. Но оставаясь кротким послушником свт. Алексия, надо полагать, вполне мог повторить поучение своего духовного отца и учителя, которому следовал долгие годы иноческого служения Господу: «Имейте, дети, в сердцах своих страх Божий: ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам».

Со времени блаженной кончины строителя монастыря инока Варлаама его мощи, лежащие под спудом в соборном храме, почитались братией святыми.

Сведения о почитании преподобного Варлаама

В монастырском синодике (с 1588 г.) и в рукописной летописи монастыря, «писанной на дске, полууставом, в два столбца», и других документах монастырского древнехранилища церковные археологи находили данные, позволяющие отнести почитание инока Варлаама еще к XVI столетию.

К концу XVIII века древний Владычний монастырь, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, пришел в совершенный упадок и запустение, пока по указу митрополита Московского Платона (Левшина) в 1806 году не был преобразован в женский общежительный монастырь. Во второй половине XIX века по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разбираются и изучаются монастырские архив и ризница, и находятся новые свидетельства о древнем почитании инока Варлаама.

Например, на священнической ризе, датированной московскими специалистами началом XVII века, нашли вышитый образ преподобного Варлаама, где он изображен в мантии без куколя, с венцом вокруг головы с надписью: «Чудо преподобного Варлаама от Пресвятыя Богородицы». По свидетельству одной схимонахини в 1806 году при ремонте пола в Введенском соборе под гробницей в деревянном срубе, видно было нетленное тело преподобного. К сожалению, многие ценные документы и в том числе рукопись жития преподобного Варлаама были утеряны на рубеже XVIII-XIX вв. в процессе преобразования монастыря из мужского в женский. Согласно сведениям очевидцев в это время многие монастырские древности были куплены раскольниками и, в частности, древняя книга записей исцелений от гробницы преподобного Варлаама, которая исчезла из обители в 1805 году.

Чудесное избавление Серпухова и его окрестностей от губительной болезни холеры в 1848 году предстательством Пресвятой Богородицы, обратило внимание на древние святыни Высоцкого монастыря и Владычнего монастыря и, особенно, на гробницу преподобного Варлаама, от которой происходили многочисленные исцеления, в том числе и неизлечимо больных людей. Указом московского митрополита Филарета городской благочинный и благочинный уездных монастырей внимательно следили за событиями во Владычней обители и докладывали обо всем Епархиальным властям. До настоящего времени в фондах Серпуховского историко-художественного музея и в собрании документов Московской Духовной Консистории в Центральном историческом архиве Москвы сохранились записи о чудотворной силе преподобного Варлаама, акты об исцелениях, справки из лечебных учреждений о состоянии больных и другие свидетельства благодатных даров угодника Божия.

Незадолго до своей кончины, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), послал подробный отчет о событиях во Владычнем монастыре г. Серпухова Святейшему Правительствующему Синоду, в котором, перечисляя все действия московских епархиальных властей, не подвергал сомнению происшедшие чудесные исцеления по записям очевидцев, подчеркивая, что «записи ведутся безпристрастно».

С разрешения московского святителя на месте погребения инока Варлаама была поставлена новая рака, «над которой устроен балдахин и вокруг самой раки ступень чугунная и медная решетка».

Преподобный Варлаам Серпуховской благоговейно почитался сестрами обители и многочисленными паломниками вплоть до закрытия монастыря в 1918-1919 г.г. Затем на территории обители расположилась школа «Красных военлетов», до 1978 года объект был закрыт для посещения.

В 1995 году по милости Божией во Владычнем монастыре была возрождена монашеская жизнь. В начале 1996 года по рассказам очевидцев на прежнем месте была восстановлена гробница преподобного Варлаама, возле нее было возжена неугасимая лампада. Вскоре у гробницы и от святого масла из лампады стали совершаться исцеления.

18 мая 2000 года в день преставления преподобного Варлаама состоялось восстановление почитания основателя Владычнего монастыря как местночтимого святого Московской епархии.

Старинное описание гробницы преподобного Варлаама

Строитель монастыря преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». По монастырской описи 1857 года рака (гробница) преподобного Варлаама находилась на южной стороне в трапезе Введенского собора, «при входе из оной в настоящую церковь». Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пресвятые Богородицы».

Гробница преп. Варлаама — «каменная со следующей в передней стороне надписью: „Лета 6885 года мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святой обители сея отец строитель Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте“. Сверх оной каменной, деревянная, столярной работы с резьбою позолоченною, а гладь покрыта зеленой краскою. Наверху гробницы изображение преподобного Варлаама иконного писания, мерою в вышину 2 аршина 5 с половиной вершков и в ширину 1 аршин 4 вершка». В подножии гробницы поставлена древняя икона Введения Богоматери.

От гробницы преп. Варлаама, строителя обители Владычней бывали чудесные исцеления.

В.А.Рождественский, Историческое описание Владычняго общежительнаго девичьяго монастыря, 1866 год.

Варлаам серпуховской молитва

Преподобный Варлаам Серпуховский

Память 5 / 18 мая

Д ень 18 мая известен верующим как праздник иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", имеющей благодать исцеления от недуга пьянства. Явленный в 1878 году в Серпуховском Владычном монастыре, этот образ, пожалуй, никогда не был так известен, как в наше время, когда многие страдают этим пороком. Но, к сожалению, очень и очень немногие знают, что именно в этот день, 18 мая 1377 года, отошел в жизнь вечную тот Божий угодник, через предстательство которого Матерь Божия изволила даровать нам чудотворный образ "Неупиваемая Чаша", – прп. Варлаам Серпуховской.

История донесла до нас весьма скудные сведения о прп. Варлааме. Очевидно, он был одним из тех ревнителей уединенной жизни, которые по примеру прп. Сергия Радонежского водворялись тогда в дремучих лесах и безлюдных пустынях. Но Промыслом Божиим прп. Варлаам оказался рядом со свт. Алексием, а значит, и вблизи главных и весьма непростых событий в церковной и политической жизни того времени. Келейник Варлаам постоянно сопровождал митрополита в его поездках как по епархии, так и, возможно, в Орду в 1357 году, где был свидетелем чудесного исцеления святителем жены хана Джанибека Тайдулы от постигшей ее слепоты.

Древняя Владычняя летопись повествует, что в 1360 году Божия Матерь чудесным образом повелела митрополиту Алексию основать монастырь в окрестностях города Серпухова. Инок Варлаам был послан выбрать место для возведения обители, которое и было ему указано свыше особенным знамением, о котором он обещал рассказать свт. Алексию, лишь когда "приидет смерть".

В 1362 году трудами инока Варлаама был выстроен каменный собор во имя Введения во храм Божией Матери.

В 1377 году прп. Варлаам почувствовал приближение смерти и написал об этом свт. Алексию. Алексий поспешил в Серпухов. Как повествует летопись, "…найдя Варлаама слепым и болезненным, он стал просить преподобного рассказать обещанное: " Брате Варлааме! Господа ради поведай мне то, что обещал прежде сего поведати, бывшее до основания сего монастыря". Варлаам же отвечал ему: "Не могу словом поведати, занеже страшно бе, и писанием возвестити – не вижу".

Тогда по повелению свт. Алексия принесли трость, чернила и свиток и вознесли общие молитвы. Тотчас Варлаам прозрел и начал писать: "Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и то было по Ея Промыслу. Егда падох, и видех Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией ступени".

В это время необыкновенный свет озарил келью Варлаама. Преподобный попросил привести к себе слепого схимника Гедеона. Возложив свою руку ему на голову, Варлаам исцелил старца от слепоты и предсказал ему скорую кончину: "Я сегодня отхожу, ты же, поживши три недели, преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров".

Затем, поцеловав святителя, прп. Варлаам преставился с миром в 5-й день мая 1377 года.

"Свт. Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам был погребен на церковной паперти, по своему завещанию: "Погребите меня, дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы". По предречению св. Варлаама Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ св. Варлаама".

В том же 1377 году по распоряжению свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси, для Серпуховского Владычного монастыря написана икона "Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых" по образу видения прп. Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.

Вплоть до полного закрытия монастыря гробница угодника Божия бережно сохранялась. В 1929-1930 годах она была полностью разрушена. Бывшие очевидцами этого события сестры Варвара и Александра Варгины рассказывают, что когда были раскиданы камни надгробия и показалась земля, то из-под нее стало вырываться пламя. Все видевшие это оцепенели от ужаса.

По милости Божией, 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре, а спустя ровно год над местом, где почивает угодник Божий Варлаам, был установлен крест с неугасимой лампадой.

Ныне, как и в былые времена, всякий, кто с благоговейным трепетом и страхом вступает в пределы основанного по чудному гласу Царицы Небесной монастыря, склоняет колена перед могилой смиренного инока Варлаама и с горячей молитвой просит заступничества и ходатайства пред Богом о себе и ближних своих, получает благодатную помощь и дивное исцеление. Среди современных чудотворений преподобного: исцеления от кисты на щитовидной железе, от болезни ног после травмы позвоночника, от мастопатии, герпеса, острого остеохондроза, сильного обморожения пальцев руки, явное улучшение зрения у троих людей (двух мальчиков и пожилого человека). Исцелившиеся крестообразно помазывали больные места маслицем из лампады от гробницы строителя Варлаама.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 18 мая 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», совершил Божественную литургию в Богородицерождественском соборе Владычнего женского монастыря в г. Серпухове (Московская обл.). За богослужением по благословению Патриарха Алексия II был совершен чин возобновления почитания основателя Владычнего монастыря преподобного Варлаама Серпуховского как местночтимого святого Московской епархии

Акафист преподобному Варлааму Серпуховскому

Избранный чудотворче и угодниче Христов, преподобне отче наш Варлааме, верный учениче и друже святителя Алексия, обители Владычицы Богородицы устроителю, скорый недугов душевных же и телесных целителю, приими от нас с любовию приносимое тебе хвалебное пение, и, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед и скорбей свободи зовущих: Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Ангела земнаго и человека небеснаго яви тебе Господь, преподобне Варлааме, егда удалился еси в место пустынно и тамо иноческий чин приявше, в молитвах, посте и богомыслии пребывал еси. Мы же таковым подвигом твоим дивящеся и благоговейне чтуще тя воспеваем сице: Радуйся, Христа ради суету мира сего оставивый; Радуйся, жестокое пустынное житие проходивый. Радуйся, в ангельский чин облеченный; Радуйся, в монашестем делании умудренный. Радуйся, безмолвия истинный любителю; Радуйся, иноческих обетов исполнителю. Радуйся, в ризу смирения одеянный; Радуйся, святителем Алексием в келейники избранный. Радуйся, святителю великому и чудотворцу с любовию послуживый; Радуйся, совершенное послушание архипастырю своему явивый. Радуйся, угодниче Божий, в чудесех просиявый; Радуйся, обитель Владычицы Богородицы устроивый. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Видя святитель Алексий свет велий в келии своей и глас слыша от иконы Пресвятыя Богородицы глаголющ: «Алексие, подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память». Егда нача молитися святитель преклоньше колена, паки глагол бысть, повелевающ обитель устроити в пределе града Серпухова. Мы же чудо сие прославляюще, воспоим Богу песнь: Аллилуиа.

Разумом свыше просвещен быв и повинуяся воли Божией и Владычицы Богородицы, уготова святитель Алексий вся потребная монастырю и благослови келейника своего преподобного Варлаама, да усмотрит место для обители. Мы же, отче Варлааме, о таковом твоем избрании дивимся и сице тебе поем: Радуйся, узкими вратами за Господом последовавый; Радуйся, богатства мира сего и славу его возненавидевый. Радуйся, обители иноческой основателю; Радуйся, монахов добрый наставниче. Радуйся, святителя Алексия друже и собеседниче; Радуйся, преподобного Сергия славный сподвижниче. Радуйся, в келии великого святителя земли Русския воспитанный; Радуйся, святительским к тебе дружеством не возносивыйся. Радуйся, подвижниче, благодатию Божиею приосененный; Радуйся, от людей российских с любовию прославляемый. Радуйся, Церкве Русския украшение; Радуйся, душ наших радование. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Сила Вышняго благодатию осени тя, преподобне Варлааме, егда обретше место красно в земли Серпуховстей, услыша тамо звон велик, гремения сосудов, и помысли, яко ту подобает монастырь поставити и воротися возвестити о сем Алексию святителю, воспевая радостно Богу: Аллилуиа.

Имуще в памяти бывшее тебе знамение, блаженне, приял еси послушание от святителя Алексия еже быти строителем монастыря, обаче смотрением Божиим пал еси, яко мертв. Видев же сие, возопи святитель ко образу Владычицы Богородицы и по слову Ея взем за руку преподобнаго и абие воста Варлаам, плача велми о бывшем видении. Сего ради любовию подвизаеми, воспеваем тебе таковая: Радуйся, дивнаго и страшнаго видения удостоенный; Радуйся, прежде отшествия своего тайну видения сего никомуже открывый. Радуйся, славным явлением Пресвятыя Богородицы обрадованный; Радуйся, дом Владычицы Богородицы воздвигнувый. Радуйся, покровом Царицы Небесныя осененный; Радуйся, в трудех на благо обители от Нея благословленный. Радуйся, земли Серпуховския вскоре достигнувый; Радуйся, вертоград духовный зде насадивый. Радуйся, на месте сем в подвизе иночества поживый; Радуйся, оное молитвами своими святое соделавый. Радуйся, добрый делателю винограда Христова; Радуйся, благодати Духа Святаго сосуде избранный. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Бурею помыслов смущаем был еси, преподобне, о недостоистве своем и немощи исполнити благословение, како будеши воздвизати обитель имени Владычицы Небесной, купно же и памяти святителя. Темже укрепляем и одобряем дивным видением, уразуме, яко Сама Пречистая Дева благословляет устроити храм и обитель во имя Введения Ея во храм, Ейже со умилением взывал еси, отче и славил еси Бога, поя Ему: Аллилуиа.

Слышав святитель Алексий, яко преподобный Варлаам, разуме удобное место для обители от Бога указанное, сам прииде во град Серпухов и на том же месте в нощи глас услыша, повелевающ зде монастырь поставити и абие повинующеся сему, повеле церковь заложити, Варлаама же строителем нарек. Таковому содружеству твоему с великим угодником Божиим Алексием дивимся и сице тебе глаголем: Радуйся, любовь и преданность совершенную святителю Алексию явивый; Радуйся, строителем обители Владычней им поставленный. Радуйся, сотаинник ему верен бывый; Радуйся, содружество с ним до кончины своея сохранивый. Радуйся, благословение святителя Алексия исполнивый; Радуйся, град Серпухов обителию дивною украсивый. Радуйся, церковь чудную во имя Введения во храм Пресвятыя Девы в ней устроивый; Радуйся, в церкви сей со ученики твоими радостно Богу воспевавый. Радуйся, земли Серпуховской благодатный крине; Радуйся, российских иноков славо. Радуйся, кротости и смирения исполненный; Радуйся, отче милостивый и благодатный. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Боготечная звезда явился еси во граде Серпухове, отче Варлааме, путь заповедей Господних показуя всем хотящим иноческое житие проводити и добре управлял еси тринадесять лет обителию Владычней. Темже убо и нас, во тьме страстей пребывающих, сиянием добродетелей твоих озари, да возопиим о тебе с благодарением Богу: Аллилуиа.

Видевше тя братия обители Владычныя дивнаго строителя и попечителя о спасении Богом врученнаго тебе стада, церкви бо и келии созидал еси, их же иконами украсил и вся в монастыре яже на потребу добре устроил еси. Таковым неусыпным трудам твоим дивящеся восхваляем тя сице: Радуйся, обители Владычныя богомудрый устроителю; Радуйся, храмов Ея благоукрасителю. Радуйся, уставы отеческия во обители утведивый; Радуйся, в иночестем житии многих братий укрепивый. Радуйся, подвизающихся в ней славословити Господа и Матерь Божию научивый; Радуйся, добре стадо тобою собранное на спасение наставивый. Радуйся, житием твоим образ инокам явивый; Радуйся, к Небесному Отечеству их руководивый. Радуйся, монашествующих искусный водителю; Радуйся, обители твоея присный пред Богом предстателю. Радуйся, крест свой терпеливо носивый; Радуйся, образ совершенства духовного в себе явивый. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Проповедник добродетельного жития и благодатных даров твоих явися святитель Алексий, егоже призвал еси, преподобне, ведуще близкую кончину свою и глаголя: монастырь ты сам соградил еси и церкви освятил еси, и мене погреби своима рукама. Алексий же святитель скоро прииде ко граду Серпухову во обитель Владычнюю и исцели тя, отче Варлааме от слепоты, воспевая Богу чудотворящему: Аллилуиа.

Возсия свет велий в келии твой, преподобне, егда беседовал еси со святителем Алексием, и призвавше инока Гедеона, слеп бо бе Гедеон той, положи на главу его руку свою рекл еси: со мною ты ослеп днесь и прозри, аз же днесь отхожу к Богу, ты же пожив три недели, преставишися. Мы же, ведуще слов твоих событие, с любовию воспеваем тебе тако: Радуйся, богоносным Алексием от слепоты исцеленный; Радуйся, дух его во иноцех обители насаждавый. Радуйся, откровению о скорой кончине своей сподобивыйся; Радуйся, дух твой всецело в руце Господа предавый. Радуйся, на земле Светом небесным озаренный; Радуйся, источниче чудес богодарованный. Радуйся, иноку обители Гедеону зрение чудесный возвративый; Радуйся, блаженную кончину его превозвестивый. Радуйся, будущее яко настоящее ведый; Радуйся, дальняя яко близ сущая созерцавый. Радуйся, к Богу дерзновение велие стяжавый; Радуйся, Господу своему до смерти послуживый. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Хотящу тебе и по кончине стражем быти обители Владычней, заповедал еси, да будет погребено тело твое в паперти храма, егоже создал еси по велению Пресвятыя Девы. Вся же братия со святителем Алексием провождаху тя и положиша тело твое тамо, идеже и по ныне под спудом пребывает, творяще надгробную песнь: Аллилуиа.

Новаго чудотворца показа тя Господь в земли Серпуховстей, Варлааме преподобне, исцеления бо недужным источаеши и всяку болезнь в людех врачуеши, иже с верою и любовию ко гробу твоему притекают, молитвенно призывая имя твое святое. Темже покланяемся месту покоя твоего и славословим тя сице: Радуйся, праведно и богоугодно течение земное совершивый; Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый. Радуйся, Матере Божия служителю усердный; Радуйся, во обители Ея упокоивыйся. Радуйся, святителем Алексием погребенный; Радуйся, к лику преподобных сопричтенный. Радуйся, от земныя обители во обители небесныя преселивыйся; Радуйся, в радость Господа твоего вшедый. Радуйся, венец нетленный от Господа получивый; Радуйся, от Него благодать исцелений приявый. Радуйся, гроб твой яко сосуд благодати нам оставивый; Радуйся, яко и по смерти с нами пребываеши. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Странное и преславное чудо воспоминающе, благослови святитель Московский Алексий икону написати по образу видения твоего, отче Варлааме, на нейже Пресвятая Дева с рождшими Ю изображены бысте и Захария пророк, иже Преблагословенную во Святая Святых вводит. Образ сей, во обители поставленный, многими чудесы прославися, к нему же с любовию притекающе вопием Богу: Аллилуиа.

Всем сердцем и любовию послужил еси созданию обители Владычней, и по кончине твоей о нуждах ея прилежал еси, великий наш предстателю, преподобне отче Варлааме, и всех приходящих к мощем твоим не оставляеши: болезни исцеляя, печали утоляя, от бед избавляя. Сего ради благодарни суще взывает ти сице: Радуйся, провлавлением святых мощей твоих обитель Владычнюю возвеселивый; Радуйся, благодать Божию в ней умноживый. Радуйся, многая чудеса и знамения от гроба твоего явивый; Радуйся, молящимся у него скорую помощь подаваяй. Радуйся, яко демони и гроба твоего трепещут; Радуйся, яко бесныя во обители твоей исцеляются. Радуйся, болящих душою и телом безмездный целителю; Радуйся, помраченных умом просветителю. Радуйся, скорби и печали в радость претворяяй. Радуйся, Судию Праведного за грешныя люди умоляяй. Радуйся, всех скорбящих и плачущих утешителю; Радуйся, Божественныя любве вместилище. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Вси людие страны Серпуховския радовахуся, егда на месте сем, идеже потрудился еси, преподобне, аще и преста зде иноческое житие, благословенный бо Государь Александр Первый обитель девичью повеле создати. Сего ради славят тя подвизающиися в ней сестры, с ними же и мы благодарим прославльшаго тя Господа и вопием Ему: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя недоумеют достойно восхвалити и прославити дела, еже творил еси на земли во плоти сущу, но и по преставлении твоем многая и преславная чудеса творити не престаеши. Честный бо гроб твой подобен Силоаму, идеже хромии, недужнии, разслаблени и одержимии духами злобы здравие улучают. Мы же имущие во обители Владычней таковое безценное сокровище, воспеваем сице: Радуйся, о инокинях обители Владычней Богу предстояй; Радуйся, о вечном спасении подвизающихся о ней взывавый. Радуйся, духовная чада твоя у гроба твоего собираяй; Радуйся, от всяких скорбей и зол их ограждаяй. Радуйся, слепым прозрение, глухим слышание подаваяй; Радуйся, близ смерти стоящих к жизни возвращаяй. Радуйся, разслабленных благодатное укрепление; Радуйся, бедствующих благонадежное избавление. Радуйся, колеблющихся в вере твердое ограждение; Радуйся, погибающих надеждо и исправление. Радуйся, телес наших врачу и хранителю; Радуйся, душ наших к Царствию Небесному возведение. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Спасти хотящи некоего крестьянина недугом пьянства одержимаго, трикратно явися ему преподобный Варлаам в видении соннем и повеле молебен послужити пред иконою Богоматере во обители Владычней. Той же, повеление исполнив, исцелися от недуга своего, из глубины сердца взывая благодарственне Богу: Аллилуиа.

Стена еси и заступление всем страждущим людем обитель твоя, преподобне, идеже чудная икона Богоматери, Неупиваемою Чашею именуемая, исцеление дарует отчаявшимся и погибающим, наипаче же болезнующим пиянством. Темже и нас с верою ко святым мощам твоим приходящим, буди предстатель, умоли Пречистую Владычицу исцелити нас от страстей греховных, да вопием тебе с любовию таковая: Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю; Радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный. Радуйся, яко тобою дивная икона Богоматери прославися; Радуйся, яко от нея мнози исцеление от пиянства приимаху. Радуйся, яко от всех градов и весей народи во обитель твою притекаху; Радуйся, яко того ради по всей Велицей России возвещано имя твое. Радуйся, от недуга пианства страждущих избавляяй; Радуйся, одержимых страстями от рова погибели спасаяй. Радуйся, к подвигу воздержания нас призываяй; Радуйся, отчаянным надежду и помощь подаваяй. Радуйся, спасению многих душ человеческих послуживый; Радуйся, к трезвенному житию наставниче. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Пение молебное от лет древних даже и до ныне совершается у гроба твоего, преподобне, чудеса же многая от него источаются обильно. Темже славим тя, чудотворца милостиваго и с любовию покланяемся мощем твоим, просяще предстательства твоего ко Господу, Ему же благодарственно взываем: Аллилуиа.

Свет благодати Божией от цельбоносных мощей твоих явился еси не точию во граде Серпухове, но всю богоспасаемую Россию осветил еси многими чудесы. Обаче во дни гонений на веру Христову обитель твоя опусте, сестры же ея терпением посрамиша враги Церкве Христовы и венцы мученическими украсишася. Егда же безбожнии восхотеша мощи твоя осквернити пламень из земли попали я. Сего ради с верою к заступлению твоему прибегаем и тепле вопием ти: Радуйся, светильниче Света небеснаго; Радуйся, пламене, пожигаяй злочестие. Радуйся, света Христова носителю; Радуйся, яко и нас благодатным светом просвещаеши. Радуйся, града Серпухова верный защитниче; Радуйся, обители Владычней освящение. Радуйся, сестер обители в стоянии за веру православную укрепивый; Радуйся, мужеству в испытаниях и всех нас научаяй. Радуйся, безбожных силою Божиею посрамивый; Радуйся, гордыню их в студ и безчестие обративый. Радуйся, звездо пресветлая, над землею Серпуховскою возсиявшая; Радуйся, пред Престолом Божиим лампада неугасимая. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Благодать неистощимую яви нам Господь на гробе твоем, угодниче Божий Варлааме: недужных болезни врачевати, демоны прогоняти и страсти целити. Темже молим тя с любовию, подаждь благодатную тишину отчизне нашей, умоли Господа даровати нам грехов оставление и помогай всем любящим тя, а наипаче зде подвизающимся, до конца жизни воспевати Богу песнь: Аллилуиа.

Поюще многая и славная чудеса твоя, прославляем возвеличившаго тя Господа и благодарение приносим ти, отче Варлааме, обитель бо Владычняя, во времене лихолетия разоренная, паки возставися, силою же лучшею обновися, в нюже инокини и паломники благочестивии текуще, яко отца и первоначальника обители восхваляют тя сице: Радуйся, яко обитель твоя, от безбожных разоренная, возставися; Радуйся, яко паки тем светильник благочестия Церкви Русской даровася. Радуйся, яко храмы и здания ея молитвами твоими благолепно обновляются; Радуйся, яко тобою благочестие в ней укрепляется. Радуйся, о обители твоей и сестрах ея неусыпный попечителю; Радуйся, приходящих в ню благий предстателю. Радуйся, подвизающимся в ней инокинем спасения вечный ходатаю; Радуйся, почитающих святую память твою небесный покровителю. Радуйся, от всея земли Российския во обитель людей православных призываяй; Радуйся, благословение Божие на зде труждающихся низводяй. Радуйся, Богом дарованный нам заступниче; Радуйся, молитвенниче крепкий за Русь Православную. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

О великий угодниче Божий преподобне отче Варлааме, приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и со Пресвятою Владычицею Богородицею и всеми святыми земли нашея умоли Господа даровати мир и благоустроение Церкви Православней и стране Российстей, да сподобимся с тобою в Царствии Небеснем воспевати Спасителю нашему благодарную песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Варлааму Серпуховскому

О преподобне и Богоносне отче наш Варлааме, обители Пресвятыя Владычицы Богородицы устроителю, земли Серпуховския украшение, милостивый и теплый о нас к Богу ходатаю и чудотворче преславный! Приклони ухо твое на моления наша, буди нам благих податель и в житии сем многоскорбнем утешитель и наставник. Научи ны, суетными попечениями обуреваемыя, первее Царствия Небесного искати, и в послушании и смирении сердечнем волю Божию исполняти. Яко руце, на помощь нам немощным простираемыя, да будут твоя святыя к Богу за ны молитвы. Подаждь же исцеления душам и телесам нашим, да в радости духовней благодарственныя и хвалебныя пения не престанем возсылати, и тако твоим заступлением храними, достигнем в тихое и безмятежное пристанище, идеже ты с Ангелы и всеми святыми присно славиши Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Отче преподобне Варааме, моли Бога о нас!

Акафист – Введенский Владычный женский монастырь.

г.Серпухов. 2002 год.

Икона и житие – «Соборная весть» №24, август 2002 года

Оценка 3.4 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here