Погребальная молитва джаназа

Постараемся детально ответить на вопрос: погребальная молитва джаназа на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Намаз

Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа»

Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа»

Совершение погребальной молитвы (аль-джаназа) является коллективной обязанностью (фард кифайя). Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов – последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.

Если кто-то из мусульманской общины совершит его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности, считается выполненной.

Для совершения погребальной молитвы намаза «аль-джаназа» необходимо наличие 6-ти условий:

  1. умерший должен быть мусульманином;
  2. умерший должен быть ритуально чистым – в состоянии полного омовения (гусль) и завернут в саван (кафан);
  3. покойный должен находиться перед молящимися;
  4. тело умершего должно быть целым или в половину его роста, но с головой;
  5. совершение погребальной молитвы – намаза «аль-джаназа» происходит стоя (для тех, кто может стоять);
  6. тело умершего не должно находиться на плечах людей или на животном.

Присутствие нескольких человек не является условием для намаза «аль-джаназа». Если один мужчина или одна женщина совершили намаз «аль-джаназа», то эта обязанность считается выполненной.

Всё, что нарушает другие намазы, нарушает и намаз «аль-джаназа».

Намаз «аль-джаназа» можно совершать в любое время, кроме времени, когда совершение молитвы порицаемо (макрух).

Намерение является условием (шарт) намаза «аль-джаназа».

Обязательные действия погребальной молитвы (рукн): 4 такбира и стояние.

Совершение приветствие (ас-салям) относится к категории необходимого (ваджиб).

В намазе «аль-джаназа» нет ни поясного поклона (руку‘), ни земного поклона (суджуд).

  1. имам должен стоять на уровне груди умершего;
  2. чтение ду‘а«Сана» после первого такбира;
  3. чтение «Салавата» после второго такбира;
  4. чтение специального ду‘а после третьего такбира.

Порядок совершения намаза «аль-джаназа»

Умершему делают полное омовение (гусль), заворачивают в саван (кафан) и кладут, чтобы совершить над ним намаз «аль-джаназа». Носилки с телом ставят перед молящимися, имам встает напротив груди умершего. Молящиеся встают рядами (желательно в три ряда) за имамом, обратившись к Кыбле. В намерении необходимо определить, за кого именно совершается намаз: «Намерился совершить намаз «аль-джаназа» по этому умершему (умершей) ради Всевышнего Аллаха».

Если молящиеся за имамом не знают пол покойного, то намерение совершается таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз «аль-джаназа» по этому умершему ради Всевышнего Аллаха».

После совершения намерения имам вслух, а молящиеся за ним шепотом произносят первый такбир «Аллаху Акбар» и складывают руки, как в других намазах. После этого имам и молящиеся за ним шепотом читают ду‘а «Сана», добавляя в него слова «ва джалля санаука»: «Субханакал-лахумма ва бихамдика ва табарака-смука ва та‘аля джаддука ва джалля санаука ва ля иляха гайрук».

После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные шепотом произносят второй такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают «Салават».

Потом вновь, также не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают специальное ду‘а намаза «аль-джаназа». Если молящиеся не знают этого ду‘а, то читают ду‘а «Кунут», если не знают и его, то читают ду‘а «Раббана атина».

Затем, не поднимая рук, произносят четвертый такбир и ничего не читая, выполняют приветствие (ас-салям).

Ду‘а, которое читаются после третьего такбира в намазе «аль-джаназа»:

«Аллахуммафирлихаййина ва маййитина ва шахидина ва гаибина ва закярина ва унсана ва сагирина ва кабирина. Аллахумма ман ахйяйтаху минна фа’ахйихи ‘аляльслам. Ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘аляльиман».

الَلَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَ ذَكَرِنَا وَ اُنْثَانَا وَ صَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا

اَللَّهُمَّ مَنْ اَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَاَحْيِهِ عَلَى اْلاِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلاِيمَانِ

«О Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужчин и женщин, детей и взрослых. О Аллах, тем из нас, кому Ты дал жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, умертви с верой».

После этого читаются другие специальные ду‘а в зависимости от пола покойного:

«Ва хусса хазаль-маййита бир-рухи вар-рахати валь-магфирати варридвани. Аллахумма ин кяна мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кяна мусиан фатаджаваз ‘анху ва ляккыхиль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа бирахматика йя архамар-рахимин».

وَخُصَّ هَذَا الْمَيِّتَ بِالرُّوحِ وَالرّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إنْ كَانَ

مُحْسِناً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهِ وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجاوَزْ عَنْهُ وَ لَقِّهِ اْلأَمْنَ

وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمينَ

«О Аллах, даруй этому умершему бесконечную Милость, прощение его грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если он был хорошим, то воздай ему еще больше за его добро, если был плохим, то прости и не наказывай его. О Аллах, сохрани этого умершего от того, чего он боится. Обрадуй Его Своей Щедростью и возвеличь его в почете в Следующей жизни (Ахира), о Аллах, Милостивый из милостивых».

«Ва хусса хазихиль-маййитата бир-рухи вар-рахати валь-магфирати варридвани. Аллахумма ин кянат мухсинатан фазид фи ихсаниха ва ин кянат мусиатан фатаджаваз ‘анха ва ляккыхаль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа бирахматика йя архамар-рахимин».

وَخُصَّ هَذِهِ الْمَيِّتَةَ بِالرُّوحِ وَ الرَّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إِنْ كَانَتْ

مُحْسِنَةً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهَا وَإِنْ كَانَتْ مُسِيئَةً فَتَجَاوَزْ عَنْهاَ وَ لَقِّهَا اْلأَمْنَ

وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«О Аллах, даруй этой умершей бесконечную Милость, прощение ее грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если она была хорошей, то воздай ей еще больше за ее добро, если была плохой, то прости и не наказывай ее. О Аллах, сохрани эту умершую от того, чего она боится. Обрадуй ее Своей Щедростью и возвеличь ее в почете в Ахире, о Аллах, который Милостивый из милостивых».

اَللَّهُمَّ اِجْعَلْهُ لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهُ لَنَا أَجْراً وَذُخْراً

وَاجْعَلْهُ لَنَا شَافِعاً وَ مُشَفَّعاً

«О Аллах, сделай этого мальчика встречающим нас в Джаннате и сделай его для нас подарком в Ахире. О Аллах, сделай этого мальчика заступником для нас и прими его заступничество».

اَللَّهُمَّ اِجْعَلْهَا لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهَا لَنَا أَجْراً وَذُخْراً

وَاجْعَلْهَا لَنَا شَافِعَةً وَ مُشَفَّعَةً

«О Аллах, сделай эту девочку встречающей нас в Джаннате и сделай ее для нас подарком в Ахире. О Аллах, сделай эту девочку заступницей для нас и прими ее заступничество».

رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«О Аллах, Господь наш! Воздай нам добром на этом и на том свете и упаси нас от мук Ада».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. В чем преимущество коллективного намаза?
  2. Расскажите о культуре поведения в мечети?
  3. Назовите архитектурные части мечети.
  4. Как совершают коллективный намаз за имамом?
  5. Для кого совершение пятничного (аль-джум‘а) намаза обязательно?
  6. Сколько ракяатов в фарде пятничного намаза (аль-джум‘а)?
  7. Для кого совершение праздничных намазов являются необходимым (ваджиб)?
  8. Чем отличаются порядок совершения праздничных намазов от других?
  9. Расскажите о такбире «ат-ташрик».
  10. Расскажите о наших обязанностях и желательных действиях в праздничные дни.
  11. Расскажите о преимуществе намаза «ат-таравих».
  12. Как совершается намаз «ат-таравих»?
  13. Когда и как совершается намаз сидя и глазами?
  14. Кто считается путником и как он совершает намазы?
  15. Как возмещаются пропущенные намазы?
  16. Для кого совершают намаз «аль-джаназа»?
  17. Как выполняют намаз «аль-джаназа»?
  • Главная _
  • Ислам _
  • Намаз _
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа»

142184, Московская область, г.о. Подольск,

мкрн. Климовск, ул. Революции, д. 3, пом. 1

Погребальная молитва джаназа

Погребальная молитва (джаназа-намаз) без омовения?

Погребальная молитва (джаназа-намаз) без омовения?

Вопрос о джаназа-намазе без омовения

Кто-то может сказать, что глупо поднимать этот вопрос, ибо все знают, что джаназа-намаз обязательно следует совершать с ритуальным омовением. Я тоже считал этот вопрос очевидным для всех, пока не встретил людей, искренне считающих себя учеными, которые заявляли: «Джаназа — это всего лишь мольба и нестандартный намаз, поэтому его можно совершить и без омовения».

Давайте попробуем разобраться. В книге по шафиитскому мазхабу «аль-Хави аль-Кабир» аль-Маварди говорит: «Джаназа-намаз является фарзом-кифая. Если часть мусульман проведет его, то ответственность спадает с остальных. Этот намаз законен, и поэтому в нем, как и в других намазах, в которых совершаются поясные и земные поклоны, следует быть с большим (гусль) и малым омовением (вуду), прикрыть постыдные места (аврат) и повернутся к кыбле».

И это основное мнение ученых. Но будет честно, если мы отметим, что аш-Ша’би и Ибн Джарир ат-Табари высказали иное мнение: «Джаназа-намаз — это необычный намаз. Это мольба и прошение о прощении (истигфар). Следовательно, этот намаз разрешено совершить и без омовения». Но знайте, что это мнение противоречит мнению большинства ученых (иджма). Но в той же главе, от того же аш-Ша’би приводится иное мнение о том, что тому, кто боится опоздать на джаназа-намаз, нужно совершить таяммум. В Благородном Коране джаназа-намаз назван именно словом намаз:

“И никогда не совершай намаз ни за одного из них, когда он умрет, и не стой над его могилой.

Ведь они стали неверующими в Аллаха и Его Посланника и умерли будучи нечестивцами».Следовательно, если Шариат называет этот намаз, именно намазом, то как и другие намазы его следует совершать с омовением.

В сборнике хадисов Ибн Маджи приводится:

Приводится от Анаса ибн Малика (радыяллаху анх), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах не принимает намаз, совершенный без омовения»

В книге «Муватта» приводится риваят от Ибн Умара (радыяллаху анх):

Имам Малик приводит от Нафи’а, а он от Ибн Умара: «Человек может совершить джаназа-намаз только лишь с омовением». Имам Мухаммад бин Хасан после этого риваята имама Малика сказал: «Мы берем это мнение. Человек может совершить джаназа только с омовением. В случае если у человека нет омовения, и он боится опоздать на этот намаз, то он читает его, совершив таяммум. И этого мнения придерживался Абу Ханифа»

Аллах знает лучше!

Читайте также:

Зимой очень холодно, а возможность брать полное омовение теплой водой есть только раз в неделю, можно ли совершить таяммум?

Мужчина живет в стране, где зимой очень холодно, а возможность взять полное омовение в тёплых условиях есть только раз в неделю. Ночью у него случилась поллюция и на утренний намаз он проснулся без гусля

  • Удивительная Кааба

    В мире существует огромное количество тайн и загадок, связанных с Исламом. И одним из самых тайных и удивительных мест на Земле является Кааба

  • Следуем Сунне: достоинства тасбих-намаза

    Тасбих-намаз – это нафиль намаз, в котором большое место уделено формулам восхваления Аллаха Всевышнего, возвеличивания Его могущества и величества.

  • Жена моего мужа

    Вторая жена. Эти слова пронеслись громом среди ясного дня. «Зачем ему вторая жена? Разве я не достаточно хороша? Никогда! Я никогда не приму вторую жену! Если ты хочешь вторую жену, ты можешь найти ее, но только знай, что моей ноги в доме не будет»

  • 5 вещей, которые не делают хорошие жены

    Если вы хотите, чтобы ваш брак был успешным, остерегайтесь указанных ниже пунктов, которые отдалят вас от статуса хорошей жены.

  • 15 советов для жен, которые хотят сделать мужей счастливыми

    Как сделать мужа счастливым?

  • Я тайно влюблен в замужнюю женщину. Что мне делать?

    Как известно человек не несет ответственности за чувства и мысли, которые неосознанно возникают у него. Однако человек отвечает за те мысли, которые он сам сформировал и выносил, и которые доставляют ему удовольствие.

  • Этим людям Пророк запретил даже приближаться к местам поклонения

    Именно исходя из этого, большинство муджтахидов ханафитского мазхаба пришли к заключению, что совершение.

    Погребальная молитва (джаназа-намаз)

    Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван.

    Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином[1], то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним.

    Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле[2] поперек перед имамом[3]. Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя[4]. Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.

    Как совершается

    мусульманская погребальная молитва

    Так как форма совершения данной молитвы трактуется учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторыми отличиями, считаю более практичным описать последовательность каждого мазхаба отдельно.

    — имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, в области груди, сердца[5];

    — последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.

    1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»[6].

    2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит:

    «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

    سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

    «О Аллах, Ты далек от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всем, высоко величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».

    3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават[7].

    4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного:

    «Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».

    اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ ، وَ عَافِهِ وَ اعْفُ عَنْهُ ، وَ أَكْرِمْ نُزُلَهُ وَ وَسِّعْ مُدْخَلَهُ ، وَ اغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَ الثَّلْجِ وَ الْبَرَدِ ، وَ نَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ ، وَ أَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ ، وَ أَهْلاً خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ ، وَ أَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ ، وَ قِهِ فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَ عَذَابَ النَّارِ

    «О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания».

    Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман:

    «Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».

    اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَ غَائِبِنَا ، وَ صَغِيرِنَا وَ كَبِيرِنَا ، وَ ذَكَرِنَا وَ أُنْثَانَا ، اَللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلامِ ، وَ مَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ ، اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تُضِلَّنَا بَعْدَهُ .

    «О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому Ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого Ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!»

    Если покойным является ребенок или психически больной человек[8], то произносятся только следующие слова:

    «Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».

    اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا وَ ذُخْرًا شَافِعًا مُشَفَّعًا

    «О Аллах, пусть он опередит нас в Раю. Да будет он заступником пред Тобою, получающим право ходатайствовать [за своих родителей и за нас]»[9].

    5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

    На этом погребальная молитва завершается.

    — имам стоит перпендикулярно телу покойного; если это мужчина, то в области головы, а если женщина, то посередине относительно тела покойной[10];

    — последовательно проговариваются четыре такбира; с каждым такбиром молящийся поднимает кисти рук на уровень плеч, так, чтобы пальцы были на уровне ушей[11], и опускает их на грудь в области сердца[12].

    1. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»[13].

    2. Первый такбир. Проговорив такбир и опустив руки на живот между грудью и пупком в области сердца, молящийся говорит:

    «А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим».

    أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

    بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

    «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

    Затем читается сура «аль-Фатиха»:

    «Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.

    Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.

    Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин.

    اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .

    مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .

    إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .

    اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .

    صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّآلِّينَ . آمِين .

    «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров,

    Милость Которого безгранична и вечна,

    Владыке Судного Дня.

    Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи.

    Направь нас на правильный путь.

    Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него». Аминь[14].

    3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават[15], начав со слов восхваления Всевышнего: «аль-хамду лил-ляя»[16].

    4. Третий такбир. Молящийся читает ду‘а за покойного, себя и всех верующих[17].

    5. Произнеся четвертый такбир, говорит:

    «Аллаахумма ля тахримнаа аджраху ва ля тафтиннаа ба‘дахь»[18].

    اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

    6. Затем со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» молящийся поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

    На этом погребальная молитва завершается. Обе упомянутые формы совершения Джаназа-намаза являются правильными и соответствующими сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

    Многочисленность совершающих погребальную молитву над покойным важна для него. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если над мусульманином (мусульманкой) совершат погребальную молитву сорок человек, не приписывающих что- или кого-либо в сотоварищи Господу, тогда Он [Творец всего сущего] засчитает их заступниками за него [сделает их прямой причиной для прощения ему грехов]»[19].

    Даже если молящихся будет меньше сорока, нужно выстроить их в три ряда. В одном ряду должно быть хотя бы два человека[20]. Все ученые-богословы говорят о желательности (мустахаб) расположения молящихся в три ряда, опираясь на слова Пророка: «Над кем погребальная молитва будет совершена в три ряда, тому станет обязательна [райская обитель в вечности]»[21].

    Время, запретное для совершения

    погребальной молитвы (джаназа-намаза)

    В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, на протяжении которых совершение погребальной молитвы запрещено.

    ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

    — во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется [на высоту одного копья или двух][22],

    — в то время, когда солнце находится в зените,

    — во время заката солнца»[23].

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва-намаз после утренней молитвы (Фаджр) и до восхода солнца, а также — за послеполуденной молитвой (‘Аср) до исчезновения солнца [за горизонтом]»[24].

    На основе этих хадисов богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности (макрух тахриман) совершения молитв-намазов, в том числе и погребальной, в указанные временные промежутки. Богословы-шафииты же считают, что данный запрет распространяется только на дополнительные молитвы, к которым Джаназа-намаз не относится[25].

    Над кем не совершается

    мусульманская погребальная молитва

    Погребальная молитва не совершается, по мнению богословов-ханафитов, над следующими категориями людей:

    1. Смутьяны, которые с оружием выступили против халифа (руководителя страны, государства) и были убиты[26]. Если же они были пойманы, отданы под суд и затем казнены, то их и омывают и совершают над ними погребальную молитву.

    2. Разбойники и грабители. Если они погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальную молитву. Если в результате поимки и судебного разбирательства, то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

    3. Убийца своего родителя также заслуживает унижения в форме отказа имама омыть его и совершить над ним погребальную молитву, когда он был казнен в судебном порядке за совершенное им преступление. Если же он умер своей смертью, то омываем и погребальная молитва совершается[27].

    Самоубийцы и джаназа

    Что касается самоубийц, то известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не стал совершать погребальную молитву над самоубийцей, показывая тем самым крайнее недовольство совершенным поступком и резкое осуждение его, но при этом не запретил другим совершение Джаназа-намаза[28].

    Как богословы-ханафиты, так и богословы-шафииты считают, что самоубийцу канонически допустимо омывать и совершать над ним погребальную молитву, так как он не является преступником по отношению к другим[29]. Его пагубное преступление ограничено им самим, отказавшимся от самого значительного Господнего блага — жизни, и судьей над ним является Сам Творец.

    Аль-Хаттаби пишет в книге «Ма‘алим ас-сунан»: «Есть некоторое разногласие между учеными в вопросе совершения погребальной молитвы над самоубийцей. ‘Умар ибн ‘Абдуль‘Азиз, а также аль-Авза‘и не считали это нужным. Однако большинство ученых-богословов высказывалось за совершение над самоубийцей погребальной молитвы»[30].

    Аш-Шурунбулялий[31] оговаривает: «Имам Абу Ханифа и имам Мухаммад считали, что самоубийцу и омывают, и совершают над ним погребальную молитву, и это является более верным»[32].

    Имам Ибн аль-‘Араби говорил: «Ученые считают, что погребальная молитва совершается над каждым мусульманином, независимо от того, был ли он казнен за преступление, самоубийца ли он или незаконнорожденный»[33].

    Имам Малик считал: «Воистину, имам (руководитель, предстоятель общины) не совершает погребальную молитву над казненным преступником. Уважаемые люди не молятся за порочных людей, в порицание совершенных ими поступков и в назидание другим. Родственники же или друзья могут совершить погребальную молитву, если желают»[34].

    Имам аш-Шафи‘и говорил: «Не оставляема несовершенной погребальная молитва над кем-либо, будь то праведник или грешник»[35].

    Итак, посланник Господа (да благословит его Всевышний и приветствует) порой отказывался лично совершать погребальную молитву, как это было в случае с вором, самоубийцей, должником и прелюбодейкой. Но отказ его не был запретом для других, так как сподвижники Пророка совершали погребальную молитву, и он, видя это, не запрещал им, а иногда даже сам приказывал провести ее (без него)[36]. Именно отсутствие запрета, а также приказ сподвижникам совершить погребальную молитву явились причиной того, что большинство ученых говорили о необходимости проведения всех процедур захоронения относительно самоубийц и преступников. Ведь людей судят по внешним признакам, суть же преступления, а возможно, и ошибки, знает только Господь, Который рассудит с истинным знанием дела и по справедливости Своей в День Суда.

    Ответы на вопросы о джаназа

    Говорят, что если до погребальной молитвы близкие умершего приносят в жертву барана или другое животное, то большой саваб (вознаграждение) будет для умершего. Правда ли это? Илхом.

    Нет. Прямого аргумента по этому поводу нет.

    Что делать, если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы?

    В таком случае необходимо совершить погребальную молитву над его могилой, если не прошло излишне много времени[37]. Совершающий Джаназа-намаз встает перед могилой в направлении Каабы.

    Если человек не молился при жизни, нужно ли совершать над ним погребальную молитву?

    Погребальная молитва совершается над любым мусульманином или мусульманкой, даже если они грешили, не совершали обязательной религиозной практики или имели отношение к Исламу только из-за того, что один из родителей был мусульманином[38].

    Можно ли по Сунне делать каждую пятницу в мечети коллективно Джаназа-намаз? Насколько это правильно?

    Джаназа-намаз совершают над телом покойного.

    Что же касается ситуаций, когда верующий умер где-то далеко от родных мест и там же был похоронен, то, например, богословы-шафииты говорили о допустимости совершения погребальной молитвы за него, не отправляясь к месту захоронения, даже если оно находится не очень далеко[39]. Они аргументировали тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил погребальную молитву за абиссинского монарха Асхама, зная, что тот умер мусульманином. Богословы же ханафитского мазхаба посчитали ту ситуацию исключительной, касающейся только самого Пророка, так как ему (да благословит его Всевышний и приветствует), еще до прибытия гонцов, было дано знание о том, что эфиопский монарх умер и что он ушел из жизни мирской верующим. Рассматривая тот случай из Сунны Пророка как исключение из правила, данная группа ученых (ханафиты) говорит о нежелательности совершения погребальной молитвы ‘аляль-га’иб (над отсутствующим, за отсутствующего)[40].

    То, что у вас каждую пятницу совершают Джаназа-намаз, больше похоже на совершение его на всякий случай, за тех, кто умер и был похоронен без погребальной молитвы.

    Возводить это в ранг фарда (обязательного) или сунны (следования примеру Пророка) и делать это с таким пониманием — для имама будет неверно, греховно. Но совершать Джаназа-намаз дополнительно, учитывая условия той или иной местности либо времени, возможно. Ваш религиозный руководитель (имам, муфтий) должен разъяснять людям значение и смысл этого. Его обязанность просвещать людей, чтобы они со знанием дела относились к тому или иному ритуалу, тем более постоянно практикуемому и относящемуся к категории дополнительного.

    То, что пророк Мухаммад не совершал Джаназа-намаз после каждой пятничной молитвы, известно любому, даже религиозно малограмотному. Но в вашей ситуации так ограниченно подходить нельзя, высказывая категоричное несогласие с имамом. Возможно, была причина, косвенно обоснованная действиями Пророка, возможно, что она и сохранилась. Наиболее вероятно, что подобное появилось в советские времена, когда немалое число мусульман хоронилось без необходимых погребальных обрядов. Сколько людей ссылалось в Сибирь, и родные не знали, умерли они или живы. Если умерли, то наверняка погребальную молитву над ними не совершили. Выполнение погребальной молитвы является «фард-кифая», то есть если ее никто не совершит над покойным, то все будут грешны пред Всевышним, а в первую очередь это его родные и односельчане. Возможно, исходя из этого, муллы решили совершать Джаназа-намаз после каждой пятничной проповеди, когда можно провести молитву организованно и в присутствии немалого числа верующих.

    Если вы станете выяснять этот вопрос у вашего имама или муллы, то будьте максимально тактичны и вежливы.

    Думаю, что это больше местный обычай, появившийся при вынужденных обстоятельствах. Если актуальность его уже отсутствует, то от него постепенно откажутся.

    Если привезли несколько покойников одновременно, то погребальную молитву можно совершить над всеми сразу или необходимо по отдельности?

    Можно совершить ее над всеми сразу, а можно и над каждым в отдельности. В этом вопросе между учеными нет разногласий[41].

    Можно ли прочитать погребальную молитву два раза? Совершили омовение, прочили над умершим Джаназа-намаз, увезли тело на родину и там еще раз омыли и прочли. Возможно ли такое? Камиль.

    Запретов на этот счет не знаю. В качестве исключения, думаю, возможно. Главное — не откладывать придание тела земле, а сделать это как можно быстрее.

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1] Если мужчин рядом на доступном расстоянии нет, то погребальную молитву должна совершить хотя бы одна женщина-мусульманка. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 29.

    [2] Ученые шафиитского мазхаба не категоричны в данном вопросе. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 500.

    [3] Справа от имама находится голова покойного или покойной, а слева — ноги. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 209.

    [4] Предстоятель-имам проговаривает вслух только каждый из четырех такбиров и приветствие по обе стороны. Говорит он это настолько громко, чтобы было слышно людям, стоящим за ним.

    [5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 3. С. 226.

    [6] Имя покойного называть необязательно.

    [7] По примеру того салавата, что читается после ташаххуда в завершение любого намаза.

    [8] Дети (до наступления половой зрелости) и психически больные люди не несут ответа пред Всевышним за свои поступки. Их прегрешения не считаются грехом. Именно поэтому они не нуждаются в том, чтобы кто-либо молился за их прощение.

    [9] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95.

    [10] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 33.

    [12] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 493.

    [13] Имя покойного называть необязательно.

    [14] По мнению мусульманских комментаторов, слово «аминь» означает «О Господи, ответь на мою молитву» или «Да будет так».

    [15] По примеру того салавата, что читается после ташаххуда в завершение любого намаза.

    [16] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Т. 2. С. 493.

    [17] Формулы молитвы идентичны тем, что были написаны в варианте по ханафитскому мазхабу.

    [18] Молитва-ду‘а после четвертого такбира не является обязательной, в отличие от той, что после третьего. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 24, 27; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Т. 2. С. 493.

    [19] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 368, хадис № 59–(948); Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 358, хадис № 3170, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 60, хадис № 1413.

    [20] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 60.

    [21] Св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 60, хадис № 1411; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 320, хадис № 1029, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 357, хадис № 3166, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 618, хадис № 3/934.

    [22] Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.

    [23] Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 320, хадис № 1031, «хасан сахих».

    Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 258, 259.

    [24] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 191, хадис № 586; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

    [25] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 501, 502.

    [26] Данное утверждение обосновано действием имама ‘Али. См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218

    [27] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1508–1510.

    [28] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 369, раздел «Похороны» (китаб аль-джана’из), хадис № 55; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. С. 269, хадис № 414.

    [29] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1509.

    [30] аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. С. 269.

    [31] Хасан ибн ‘Али аш-Шурунбулялий (умер в 1659) — египетский богослов ханафитской школы. Выпускник университета «аль-Азхар». Был одним из тех, фетвам которого доверяли. Среди его многочисленных трудов известны «Маракы ас-са‘а дат», «Нур аль-идах» и комментарий к ней «Маракы аль-фалях».

    [32] См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218.

    [33] См.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 743.

    [35] См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. С. 269.

    [36] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 819, раздел «Наказания» (китаб аль-худуд), хадис № 10; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 744; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. С. 269, хадис № 415.

    [37] Богословы-ханафиты говорят о времени, в течение которого тело могло предположительно разложиться. Богословы-шафииты не говорят о временных ограничениях. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Т. 2. С. 502, 503.

    [39] Совершающие погребальную молитву встают в направлении Каабы.

    [40] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1532.

    [41] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 485.

  • Оценка 3.3 проголосовавших: 22
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here