Отпуст в православии молитва

Постараемся детально ответить на вопрос: отпуст в православии молитва на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Отпуст в православии молитва

Прошу прояснить вот какой вопрос: в последовании молитв на сон грядущим в большинстве молитвословов после молитвы святого Иоанникия "Упование мое Отец. " следует "Достойно есть" и отпуст, а затем ещё несколько молитв. Откуда есть пошёл именно такой порядок? Не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Не только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан тот порядок молитв на сон грядущим, на который Вы указываете в письме. Обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. До сна еще остается некоторое время. Поэтому читается молитва Достойно есть…и делается отпуст сразу же после молитвы преподобного Иоанникия Великого. Оставшиеся молитвы, которыми верующие приготовляют себя ко сну (преподобного Иоанна Дамаскина, Честному Кресту и др.), произносятся непосредственно перед наступлением ночного покоя.

Если для Вас после вечерних молитв начинается время сна, то молитву Достойно есть… и отпуст надо перенести в конец правила.

Порядку совершения молитв на сон грядущим, который сложился в монастырях, можно следовать и дома. Тогда для выполнения вечернего молитвенного правила будет больше сил и времени.

Отпуст

Отпу́ст – заключительное (от слова «отпускать») благословение народа священнослужителем, произносимое им по окончании богослужения. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией.

Различаются малые и великие отпусты. Великий отпуст дополняется поминовением святых дня и храма, а на литургии – авторов литургии. Отпусты господских праздников, а также дней Великих Четверга, Пятницы, Субботы и пасхальной недели дополняются поминовением события праздника.

В будние дни отпуст начинается словами «Христос, истинный Бог наш…», в воскресенье – «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш…», в праздничные дни бывают особые отпусты.

Порядок отпуста такой, Священник говорит: «Премудрость», т. е. будем внимательны. Затем, обращаясь к Матери Божией, говорит: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певчие отвечают словами: «Честнейшую Херувим…». Благодаря далее Господа за совершенную службу, священник произносит вслух: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе», после чего певчие поют: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови». Далее священнослужитель, обратясь лицом к народу, произносит отпуст. После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Отпуст

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три поклона).

Похожие главы из других книг

В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?

В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряНе только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан

Благословение и отпуст

Благословение и отпуст Священник, обращаясь к народу: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.Л. Аминь.Св. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе [15].До отдания же Пасхи после «Слава Тебе» иерея, лик

Ектении и Отпуст Утрени

Ектении и Отпуст Утрени После Великого Славословия и тропаря по нем, произносится Сугубая ектения, начинающаяся прошением: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй!» За этой ектенией следует непосредственно Просительная ектения,

ЗАУПОКОЙНЫЙ ОТПУСТ

ЗАУПОКОЙНЫЙ ОТПУСТ Отпуст на панихиде, как и на всех почти заупокойных последованиях, один: Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш. Молитвослов иерейский в службе заупокойной делает неясное и не имеющее основания в других богослужебных книгах указание: отпуст:

Отпуст Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три

Тропарь, ектения и отпуст

Тропарь, ектения и отпуст За стихирами стиховными на малой вечерне непосредственно следует Ныне отпущаеши, Трисвятое с Отче наш, тропарь воскресный с Богородичным его и ектения сокращенная сугубая (называемая «малою») из 4 прошений: начального (вступительного), прошения

ОТПУСТ Чин отпуста Начинается чин отпуста (. ). К нему открываются царские двери (закрытые со внесением в алтарь Евангелия по целовании пред каноном) [851], о чем здесь Типикон не делает замечания, но что указано в 7 гл. в чине вечерни (в старых уставах об этом замечено и

Отпуст в собственном смысле

Отпуст в собственном смысле Священник творит отпуст в собственном смысле, состоящий в исповедании Христа истинным Богом и нашей надежды на помилование и спасение (но в греч. . — «да спасет» и т. д.) от Него по молитвам Пречистой (. ) Матери Его, апостолов (по

8. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?

8. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? Вопрос:В последовании молитв на сон грядущим в большинстве молитвословов после молитвы святого Иоанникия “Упование мое Отец…” следует “Достойно есть” и отпуст, а затем ещё несколько молитв.

Отпуст

Благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения

Совершается священником, стоящим в царских вратах лицом к пастве.

Существует несколько разновидностей отпуста:

  • малый отпуст (произносится на повечерии, полунощнице, часах и малой вечерне): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
  • великий отпуст (произносится на вседневной и великой вечерне, утрене и литургии): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол (…), преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
  • праздничный отпуст (произносится на господские праздники и в воскресенье); различается в зависимости от праздника, например, на Рождество Христово — «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…», в праздник Святой Троицы — «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…», в воскресенье «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»
  • отпусты Страстной Седмицы напоминают праздничные, но на них вспоминаются события, происходившие в соответствующий день земной жизни Спасителя. Например, в Великую Пятницу: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…». В современной практике РПЦ в Великую Субботу — отпуст обычный, не воскресный, а у старообрядцев особенный — «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, Истинный Бог наш…».

После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие:

«Великого Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек) митрополита (или архиепископа или епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета», и служба заканчивается».

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.

Отпуст

Начинается чин отпуста (άπόλυσις). К нему открываются царские двери (закрытые со внесением в алтарь Евангелия по целовании пред каноном), о чем здесь Типикон не делает замечания, но что указано в 7 гл. в чине вечерни (в старых уставах об этом замечено и здесь). Отпуст утрени, являющийся вместе и отпустом всего бдения, по своей торжественности и объему должен соответствовать этой длиннейшей из служб и потому превосходит не только отпуст часов, малых вечерни и повечерия (называемый малым), но и отпуст литургии.

Предварительные возгласы и молитвословия

Чин отпуста предваряется, как все наиболее важные части службы (чтение Св. Писания, прокимен и канон литургии), возгласом: «Премудрость». Этот возглас произносит здесь, как и в других случаях, диакон, о чем, как само собою разумеющемся, Типикон не говорит. То, что входит в чин отпуста, оправдывает уместность здесь этого возгласа: молитвословия для него выбраны наиболее возвышенные.

На такое предупреждение диакона о наступлении времени отпуста лик певчески просит священника начать отпуст. Так как отпуст является благословением на выход из храма и заключительным прославлением Бога, то просьба выражается словом: «Благослови», тем же, которым приглашается священник начать службу. Только здесь это приглашение делается не диаконом, а торжественнее — хором, так же, как пред началом утрени к возгласу: «Слава Святей. ».

После диакона и лика слово за священником, и он на просьбу о благословении отвечает благословением, прежде всего, источника всякого благословения для нас Христа Бога, причем усвояет Ему единственный раз во всем круге служб величайшее и полное тайны имя «Сый», Иегова, то имя, которое древний еврей боялся произносить и заменял его при чтенииСв. Писания другими именами. В христианском дерзновении священник, очистивши столькими молитвами уста свои, теперь благоговейно и во всеуслышание именует это имя. Таким образом, этот конечный возглас вечерни и утрени, будучи почти до буквальности схож с начальным возгласом церковных служб: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков», вносит в него два дополнения, делающие его еще величественнее и умилительнее: «Сый» и «Христос». Соединение «Сый» с «благословен» сделано, должно быть, на основании 2 Кор. 11,31: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть, сый благословен во веки».

Услышав о необъятном для нашего ума самосущии Христа («Сый»), источнике и основе Его вечности («всегда, ныне и присно»), лик, после обычного ответа на возглас священника «Аминь», просит о проявлении на земле в возможной для нее степени этого свойства Божия, об отражении его в нас чрез «утверждение императора», как защитника веры и правопорядка, а чрез него «св. православной веры» и «православных христиан».

Мысль о Христе и Его самосущии не может не вызывать мысли о Его рождении на земле и о Виновнице Его воплощения, Которая может и поспешествовать Своим предстательством нашим молитвам к Сыну Ее. Священник и обращается к Ней за этим содействием возгласом: «Пресвятая Богородице, спаси нас», который, кроме молитвы, заключает в себе и величайшее прославление Ее, так как у Нее мы просим, как у Сына Ее, прямо спасения (которое обещается в отпусте), а не молитв одних о нас и о нашем спасении (чего только мы просим у других святых). На эту хвалебную молитву лик отвечает уже прямым прославлением Богоматери, притом самою востор­женною из всех и наиболее угодною Ей песнью, заменяя этою песнью молитву к Ней, как священник заменяет молитвою хвалу Ей. Обратное с прежним: там священник хвалит, а лик молится.

Отпуст в собственном смысле

Священник творит отпуст в собственном смысле, состоящий в исповедании Христа истинным Богом и нашей надежды на помилование и спасение (но в греч, σώσαι — «да спасет» и т. д.) от Него по молитвам Пречистой (πανάχραντου) Матери Его, апостолов (по Служебнику — см. вечерня —поминается и «Святый, емуже служба поется») и всех святых. В начале отпуста присоединяется, вернее — предпосылается имени Христа краткое упоминание празднуемого события из Его жизни, в воскресенье в форме: «Воскресый из мертвых», благодаря чему отпуст превращается как бы в заключительную праздничную песнь (на Пасхе к нему в начале присоединяется целый тропарь).

На отпуст не указано ответа «аминь», должно быть, потому, что утверждения всего великого обещания, какое дает отпуст, можно ждать только от Божественного «Аминь» (Апок. 1,18).

В Студийско-Алексиевском уставе 1-й возглас: «Мудрость» (σοφία). При Арсении Суханове на Востоке «иерей отворя двери, обратяся на запад возгласить: софиа, предстоящии: евлогисонь».

В одном Евхологии (Патмос. библ. № 105 XIII в.) молитва отпуска на утрене, обращенная к Богу Отцу, оканчивается: «Сый благословен во веки, аминь». Отсюда в слав. ркп. и старообр. уст. «Сый благословен Бог наш», в слав. Служебниках до Моск. 1647 включительно: «Сый благословен (-ый) и препрославлен (-ый) Христос Бог», древн. греч. ркп. Иер. уст.: «и молитва: Сый благословен».

По Студ.-Алекс. уст. вместо «Утверди Боже» лик на «Сый благословен» отвечал: «Благословите, святии, Господа, благослови, отче», после чего сразу следовал отпуск. Об «Утверди Боже» по уставу Великой Константинопольской церкви — Вступ. гл., 344; груз. ркп. Иерус. уст.: «молитва Утверди Боже по обычаю всенощных бдений», греч. ркп. и печ.: «затем так είθ’ οΰτως утверждаем (στερεούμεν) царей как обычно и отпускаем»; слав. ркп. XIV в.: «певци Утверди Боже веру крестьян. Ни вмещают, игумена (не упоминая игумена?). »; ркп. XVI в.: + «и поминает царя по обычаю». «Чин» патр. Филофея: «и поется Утверди Боже царей». Моск. Служеб. 1602 г. (= старообр.), 1647 г. и старообр. уст.: «Утверди, Боже, веру християньскую, соблюди и помилуй благовернаго царя и великаго князя имярек, (1647 г.: + «и благоверную царицу великую княгиню имярек»); спаси, Господи, архиепископа (устав: патриарха) нашего имярек, (служ.: + и отца нашего игумена помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Служ. Петра Могилы: “Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, — аще же есть святый нарочит, помяни и сего имя рек — и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Сеже по первом часе и по девятом: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Увещение: зри о иерею да съхраниши, на коемждо отпусте и святого егоже есть день, да помянеши сице: по «преподобных и богоносных отец наших» «и Святаго имярек его же днесь память почитаем, и всех святых Твоих» и пр. Аще же имать славословие, рци сице: «и Святаго имярек егоже днесь тръжестъвную память почитаем и всех святых» и пр. до конца”. Иератикон: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, молениями (ίκεσίαις) честнаго и славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинопольскаго Златоуста (или Василия архиеп. Кесарии небоявленнаго Великаго), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец и Милостив Бог. Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Диакон: Аминь».

После отпуста праздничной утрени, замечает Типикон, «многолетству-ем императора», т. е. поется молитва о сохранении на многая лета Императора, Императрицы, Наследника, царствующего дома, Св. Синода, епархиального архиерея, в викариатстве — и викария, настоятеля монастыря с братией и всех православных христиан. Это многолетие, начинающееся словом «Благочестивейшаго» и оканчивающееся словами «Господи, сохрани их на многая лета», не приведено нигде в богослужебных книгах (исключая новейшие из них: «Службы на каждый день 1-й и Страстной седмиц» и Обиход Бахметева), следовательно, до последнего времени сохранялось в устно-певческой традиции; оно представляет сокращение и упрощение многолетия после молебна, как это последнее, в свою очередь, — сокращение многолетия царских часов, причем из нескольких прошений тех многолетий взято только последнее и устранено участие в нем священника и диакона; напев тоже упрощен и сделан речитативным. В будни, когда к утрене непосредственно присоединяется 1-й час, это многолетствование делается после него.

Нечто очень похожее было в конце песненной вечерни (Вступ. гл., 344). Ркп. Иерус. (конечно, и Студ.) уст. и старообр. уст. не упоминают. При Арсении Суханове на Востоке: «Аминь. Тон деспотии ке архиереа. ». Следовательно, здесь традиция Софийского Константинопольского устава, вызывавшаяся присутствием царей на службах.

Настоящее многолетие «как бы гимн в честь царя (все титулы), вроде тех гимнов, приведенных в сочинении «De cerimoniis aulae Byzantinae» (X в.), которые произносились при встрече царя и по содержанию своему составляют особый вид, средний между тропарями и произведениями тогдашней светской антологии». В древних западных чинах литании века VII—VIII (английском, каролингском, немецком (allemanis), кольбертинском), употребительны были формулы: «такому-то (имя короля) жизнь (vita)!», — или: «. жизнь и победа!» (vita et victoria!), «здравие (salus) и жизнь!» Ныне у греков заменой такого многолетия служит благословение, произносимое священником, когда он по окончании литургии проходит храмом домой: «Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их».

Страница сгенерирована за 0.1 секунд !

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.

Отпуст

Отпу́ст (греч. ἀπόλυσις ) в православии — благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения. Существует несколько разновидностей отпуста:

  • малый отпуст (произносится на повечерии, полунощнице, часах и малой вечерне): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец».
  • великий отпуст (произносится на вседневной и великой вечерне, утрене и литургии): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол (…) [1] , преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец».
  • праздничный отпуст (произносится на господские праздники и в воскресенье); различается в зависимости от праздника, например, на Рождество Христово — «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…», в праздник Святой Троицы — «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…», в воскресенье «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»
  • отпусты Страстной Седмицы напоминают праздничные, но на них вспоминаются события, происходившие в соответствующий день земной жизни Спасителя. Например, в Великую Пятницу: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…». В современной практике РПЦ в Великую Субботу — отпуст обычный, не воскресный, а у старообрядцев особенный — «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, Истинный Бог наш…».

После великого и праздничного отпуста хор поёт многолетие «Великого Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек) митрополита (или архиепископа или епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета», и служба заканчивается.

Примечания

  1. После слов славных и всехвальных апостол следует тема дня седмицы (например, в среду и пятницу произносится „силою честнаго и животворящего Креста“), местночтимые и храмовые святые, святой дня и пр.

Литература

  • Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). — М .: Издательский Совет РПЦ.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Отпуст” в других словарях:

отпуст — сущ., кол во синонимов: 2 • молитва (43) • отпуск (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ОТПУСТ — а; м. Церк. Краткая молитва благословение, которую священник произносит по окончании церковной службы; отпуск (3 зн.). * * * ОТПУСТ ОТПУСТ, (греч. Apolysis, лат. finis sacri officii), краткое благословение, которым священник (см. СВЯЩЕННИК) (или… … Энциклопедический словарь

Отпуст — краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. На великом отпусте вспоминаются святые дня и храма, а на… … Православие. Словарь-справочник

Отпуст — краткое молитвословие, которое произносит священник в самом конце богослужения. Обычно он содержит короткое прошение и Божьей милости. Отпусты бывают малыми и великими. Последние дополняют поминовением святого, память которого совершалась в… … Православная энциклопедия

Отпуст — (άπόλυσις) название той части православного богослужения (вечерни, литургии и т. д.) христианской церкви, которой оно заканчивается и молящиеся отпускаются из храма. Его произносит священник, стоя в царских вратах, обратившись лицом к народу. Он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Отпуст — м. устар.; = отпуск III Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Отпуст — заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся отпускаются из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения.… … Православный энциклопедический словарь

Отпуст — краткая молитва благословение, произносимая священником по окончании церковной службы, отпуск … Краткий церковнославянский словарь

отпуст — отп уст, а (церк.) … Русский орфографический словарь

  • Акафист святителю Николаю Чудотворцу, Данилов монастырь. Акафист святителю Николаю Чудотворцу. Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря Регент: Георгий Сафонов Солисты: игумен Гермоген (Ананьев), иеродиакон Роман (Огрызков)… ПодробнееКупить за 80 руб аудиокнига
  • Великомученик и целитель Пантелеимон, Отсутствует. Житие читает игумен Гермоген (Ананьев) Акафист исполняет Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря Регент – Георгий Сафонов Солисты: игумен Гермоген (Ананьев), иеродиакон Роман… ПодробнееКупить за 80 руб аудиокнига
  • Молитвы утренние и вечерние. Правило ко святому причащению, Коллективные сборники. Молитвы утренние и вечерние. Последование ко святому причащению. Читает диакон Алексей Карпунин. В записи использованы песнопения в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под… ПодробнееКупить за 50 руб аудиокнига

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Оценка 3.3 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here