Молитва в посту у мусульман

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва в посту у мусульман на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Молитва в посту у мусульман

Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)

«Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля

Дуа после разговения (ифтара)

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله

Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).

Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

Дуа после разговения (ифтара)

«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».

Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

Дуа после разговения (ифтара)

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение

Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Пост в 2017 году у мусульман: Рамадан

Почитаемое событие, один из пяти столпов ислама, праздник веры и очищения человека – все это уместил в себе величайший период времени для правоверных мусульман, месяц Рамадан (араб.), или Рамазан (тур.). Ежегодная дата его изменяема, так как зависит от мусульманского календаря (лунного) и припадает на девятый месяц. В 2017 году это событие начнется 27 мая и будет продолжаться до 25 июня, ведь, как известно, священный Рамадан длится 29-30 дней.

Около миллиарда людей – именно столько мусульман со всего мира в этот период начинают практику духовного и физического очищения. Осуществляется это путем соблюдения строгого поста, прочтения молитв, совершения добрых дел. Именно в это время мусульманин может выразить покорность и любовь к Аллаху, ведь ограничение себя в физических удовольствиях в самые жаркие и изнурительные дни может свидетельствовать только о силе веры. Однако, согласно исламу, никакие ограничения в пище не смогут очистить человека от греховности, если он держит в своей душе зло, ложь и скверные мысли. Поэтому верующие мусульмане в этот месяц с особой ответственностью относятся к чтению Корана, практике обязательных и добровольных пожертвований в пользу нуждающихся, совершению бескорыстных поступков.

По масштабности и распространенности Рамадана среди населения Земли его можно сравнить разве что с Великим постом в христианской вере. Его соблюдение позволяет верующим переосмыслить свой жизненный путь, выстроить в ранг свои ценности и приоритеты, достигнуть более высокого уровня духовного развития. Как показывает практика, тот, кто впервые соблюдает все предписания поста, может испытывать трудности, но в преодолении этих трудностей как раз и кроется весь смысл развития своей духовной стойкости и веры. К тому же, очищению организма часто сопутствует его оздоровление.

Традиции ислама говорят о том, что началом соблюдения праздника есть передача пророку Мухаммеду самых первых божественных откровений в 610 году. Совершил это ангел Джибриль (архангел Гавриил в Библии) в то время, как пророк находился под Меккой в пещере Хира, где он часто уединялся для религиозных практик. Данные откровения составили в дальнейшем основу для создания священной книги мусульман – Корана. Она, ниспосланная людям в месяц Рамадан, должна была послужить руководством тому, каков должен быть богоугодный жизненный путь человека, как различать добро и зло, как почитать пять основных устоев ислама – отсутствие другого Бога, кроме Аллаха, необходимость пятикратной молитвы, закят (подаяния бедным), хадж в Мекку (паломничество), а также указывалось на обязательное соблюдения священного поста.

Это предписание имело свои условия: поститься обязан только мусульманин (немусульманин может этого не делать) и таклиф, или наличие у человека основных требований к соблюдению поста – совершеннолетия и половой зрелости, а также ясного ума (отсутствия психических заболеваний) и других причин, которые препятствуют соблюдению поста. К ним относятся:

  • Старость и заболевания, на исчезновение которых в ближайшее время не приходится надеяться;
  • Беременность и кормление матерью ребенка, наличие менструации или послеродовых очищений;
  • Путешествие для тех, кто находится далее, чем на 90 километров от дома.

По истечении причин, которые мешают соблюдать пост, человек должен восполнить его, а во время самого поста кормить и подавать нуждающимся, бедным. Тем, кто может не соблюдать пост, запрещено демонстративно совершать запрещенные действия на глазах у других.

Начало поста приходит с рассветом означенного дня, а окончание, соответственно, с закатом последнего дня месяца Рамадан. Обязательной частью начала поста у мусульман есть произнесение нията – намерения, то есть озвучивания готовности человека проходить очищение на протяжение Священного месяца. Намерение произносится с душой на любом известном человеку языке в период между ночной и утренней обязательной молитвой, намазом.

Употребление пищи в пост принято заканчивать за полчаса до рассвета, а разговляться с помощью воды, молока в специально отведенный для этого день. Таким образом, в Рамадан запрещено употреблять еду и воду в дневное время суток.

Также существует такое понятие, как задолженность, то есть определенный религиозный «долг» человека перед Всевышним, если по какой-то из причин он не может следовать посту. Восполнение срока поста, плата бедным (закят) и есть искуплением этой задолженности.

Совершение благих дел есть основным занятием и одновременно требованием к правоверному мусульманину, соблюдающему пост. Согласно исламским традициям, такие поступки имеют значимость в 700 раз выше в период Рамадана, чем в другие дни, а еще их гораздо проще выполнять, потому что уменьшается действие шайтана. Молитвы, милостыня, прощение и другие добрые дела являются составляющей духовного очищения человека в месяц Рамадан.

Кроме обязательных вечерних и утренних намазов, у мусульман существует еще добровольная молитва – таравих, что в переводе с арабского означает «отдых», «перерыв». Она проводится до рассвета после ночной молитвы, индивидуально или группой, а в перерывах между ее частями верующие отдыхают, прославляя в это время Всевышнего.

Наиболее строгими являются последние 10 дней месяца Рамадан. В это время проводится больше всего поклонений, приветствуется уединение в мечетях по примеру Мухаммеда, а также произнесение намерения перед и после входа в мечеть. Эти действия передуют одной из самых значимых дат в посту – Ночи Могущества, или Ночи аль-Кадр, которая выпадает на 27-ю ночь Священного поста. В это время принято много молиться, просить прощения у Господа за совершенные грехи. В 2017 году она выпадает на 21 июня.

Соблюдение поста подразумевает ограничение не только в пище, но и некоторых привычных способах поведения, которые направлены на доставление физического удовольствия человеку. Так, запрещено во время Рамадана:

  • приминать пищу в любое время по собственному желанию, кроме ночного;
  • курить;
  • начинать пост без произнесенного намерения;
  • совершать половой акт (к запрещенным относится также семяизвержение, мастурбация, которые были вызваны ласками);
  • проникание лекарственных средств ректального и вагинального предназначения;
  • проглатывание мокроты и преднамеренная рвота (вызванная самостоятельно).

Кроме того, что есть можно только в темное время суток, нужно ограничивать себя в продуктах. Следует исключить жиры, а основой рациона сделать легкие молочные продукты, фрукты и овощи. Утреннее принятие пищи называется «сухур» (до рассвета перед молитвой), а вечернее – «ифтар» (после заката и вечерней молитвы). Для того, чтобы легче переносить пост, нужно знать, какие действия не являются запрещенными:

  • Купание, поцелуи, чистка зубов, если инородные жидкости не попали в глотку;
  • Проглатывание слюны и рвота, случившаяся непреднамеренно;
  • Введение лекарств посредством инъекции и сдача крови;
  • Любовные прикосновения, которые не ведут к семяизвержению;
  • Отсутствие намазов.

Величайший мусульманский пост Рамадан заканчивается праздником разговения – Ураза Байрам, который состоится 26 июня в 2017 году. Уже в этот день верующим нельзя поститься, ведь принято переосмысливать приобретенный во время поста духовный и физический опыт, учиться ценить насущную еду, благодарить Господа за блага, которые имеет человек. Ураза Байрам – праздник разделения трапезы с ближним, именно поэтому верующие ходят в гости к родственникам, приносят милостыню бедным, а также поминают усопших.

Священный месяц Рамадан – огромная возможность для верующего мусульманина приблизиться к Богу, выразить Ему свою покорность, а также очистить душу от накопившихся грехов.

Мусульманский культ

В исламе вся жизнь человека рассматривается как служба богу. Мусульманин должен, по Корану, рассматривать себя в качестве раба аллаха, которому земная жизнь дана для приготовления себя к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных свыше. “Все то, что имеется на свете. – говорится в одной современной мусульманской книге, – создано всевышним аллахом для людей. Всем этим мы пользуемся. За все эти дары, созданные аллахом для нас, мы должны выражать нашу благодарность. Богослужение считается выражением благодарности и проявлением покорности велениям аллаха”.

Верующий на своем жизненном пути все обязан совершать именем аллаха и для аллаха. Этим объясняется сложная обрядность, столь характерная для ислама. За многовековую историю ислама сложилась определенная система богопочитания, отправления религиозных обязанностей в соответствии с учением Корана, указаниями, содержащимися в изустных и письменных преданиях, освященных традицией и духовенством.

Обряды в исламе


Чтение Корана

В богослужебном ритуале пению Корана уделяется очень большое внимание. Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина имеется Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Существует поверье, будто он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обитателей дома. Кроме того, среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок — обычай, в силу которого свидетельство человека с Кораном в руках должно приниматься всерьез, за истину, а обещание, данное при Коране, должно вызвать уверенность в исполнении, и т. д. Лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран, и еще меньше тех, кто в состоянии понять смысл отдельных фраз из Корана (аятов). Поэтому за чтение Корана в доме верующего представители духовенства берут “садака” или “шукрсадака”, т. е. определенную мзду. В мусульманских странах все значительные события, праздники, торжества, пуск промышленных объектов, словом, начало всех общественных мероприятий открывается чтением Корана, транслируемым по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Другие религиозные книги, сборники преданий и т. п. читаются значительно реже, и, конечно, ни в коей мере не могут сравниваться с Кораном – главной священной книгой мусульман.

Намаз (молитва)

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва -одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая – утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т. е. поклонений, падений ниц; вторая -полуденная (салят асазухр) – из четырех рак-атов; третья — во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, -из четырех рак-атов; четвертая – при заходе солнца (салят альмагриб) и пятая – в начале ночи (салят аль-иша) состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва — “тарауих-намаз”, совершаемая после проведенного днем поста.

Ритуал намаза очень сложен, он требует соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых приводит к “недействительности” молитвы. Это обстоятельство вынуждает верующих сосредоточить все свое внимание, собрать всю волю на совершение обряда молитвенного поклонения богу. Перед намазом человек обязан совершить ритуальное омовение – тахара.

Содержанием молитвы являются слова, прославляющие аллаха, формулы, выражающие преклонение, восторг и унижение перед ним, чаще всего употребляется первая сура, аяты из 103,108, 112,114-й сур Корана.

В настоящее время в силу особенностей современной жизни не все мусульмане совершают пятикратные намазы, и это в той или иной форме, можно сказать, санкционировано духовенством или, по крайней мере, строго не преследуется. Люди, не молящиеся ввиду определенных условий (нахождение в пути, на производстве, на военной или иной службе со строгим распорядком и т. д.), не встречают ныне осуждения со стороны служителей ислама.

Молитва является мощным психологическим и идейным средством в исламе. Духовенство постоянно внушает мусульманам, что только та молитва доходит до бога, которая искрения. Бог-де любит, чтобы молящийся всеми помыслами, всем сердцем был с ним, верил в него без остатка и колебаний. В случае какого-нибудь успеха в своей жизни мусульманин благодарит бога, а в случае неудачи он вместо того, чтобы искать действительные причины неуспеха дела, винит себя за неискренность перед господом, корит себя за недостаточно усердную молитву, терзает свой ум и сердце.

Несмотря на усиленные проповеди о пользе молитвы, о ее спасительности, число молящихся людей становится все меньше. Это является важным признаком ослабления веры.

Суннат – обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мусульмане еще в младенческом возрасте. Суннат происходит от слова “сунна”, которое означает мусульманское священное предание, и относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые народы и национальности рассматривают этот обряд в качестве важной черты, характерной особенности национальной принадлежности. Исключая из этого обряда религиозное содержание, некоторые склонны даже рассматривать его как целесообразную в гигиеническом отношении процедуру Однако в любом случае духовенство вкладывает в суннат религиозный смысл и стремится его использовать в своих целях.

Обрезание, возникшее как обряд еще в первобытном обществе, – не специфически мусульманское явление. В Коране нет никаких указаний и даже намека относительно этого ритуала. У многих первобытных племен существовали различные способы для придания себе особых отличительных черт: татуировка членов племени, окрашивание лица, волос, особые формы причесок, ношение украшений и т. д.

Известно, например, что инициации – переход юношей в разряд взрослых членов племени — обычно сопровождались прохождением определенного ритуала. Когда юношей и девушек переводили в разряд взрослых, над ними тоже совершались различные обряды, подчас связанные с испытаниями на физическую крепость, силу, терпение переносить боль и т. д., среди которых нередко бывали и такие, как выбивание зубов, прокалывание ушных раковин, ноздрей и пр. К такому виду обрядов относилось и обрезание.

Вред этого обряда заключается прежде всего в том, что он служит помехой к объединению людей различных наций и вероисповеданий, говорит об “исключительности”, “богоизбранности” мусульман, служит орудием сохранения веры, сильного психологического воздействия как на свидетелей обряда, сопровождаемого пиршеством и праздничными торжествами, так в особенности и на непосредственного объекта самого обряда. В настоящее время мусульманское духовенство в СССР не настаивает на обязательности этого обряда. Но это вовсе не значит, что с ним уже покончено. Многовековая традиция имеет тенденцию к самосохранению. И этот нелепый обряд сохраняется до наших дней.

Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана. “Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите” (3, 86). “Каждое пожертвование, какое ни пожертвуют они, малое ли оно будет или большое. записано будет за ними, для того, чтобы богу наградить их наилучшим благом..” (9,122).

Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: “закят” и “садака”. “Закят” в исламском теократическом государстве означал налог, выплачиваемый натурой. В настоящее время более распространенную форму имеет “садака”, т. е. добровольное даяние (“милостыня по внезапному побуждению”) в пользу нищего, бедствующего, увечного, калеки или в пользу храма.

Хаджж (паломничество)

Даже тогда, когда аш-шахада, молитва, пост и милостыня были строго обязательны по всей форме, паломничество (хаджж) в Мекку и Медину, т. е. места, где протекала деятельность Мухаммеда, не являлось непременной обязанностью. Дело в том, что далекое путешествие в эти города, особенно предпринимаемое верующими других стран, связано со значительными материальными расходами и всякими другими препятствиями. Но каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к совершению обряда священного” хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны”. Разрешается посылать вместо себя и других лиц.

Совершивший паломничество удостаивается почетного звания “хаджжия”. который рассматривается мусульманами в качестве почти святого человека. Его наперебой приглашают на угощения, присылают подаркя. Привезенная из источника, находящегося вблизи Мекки, вода, почитаемая как святая и якобы имеющая великие целительные свойства, нередко становится предметом спекуляций.

Следует отметить, что паломничество в “святые” места, в особенности в Мекку и Медину, т е. хаджж, «грает далеко не последнюю роль в пропаганде ислама среди определенной части населения.

Культ Каабы

В представлении последователей Мухаммеда Кааба – священный храм в Мекке, в сторону которого следует обратиться, если хочешь, чтобы твоя молитва была услышана богом. Обращение лицом в сторону Каабы (обращение к “кыбле”, как говорят мусульмане) считается непременным условием действенности молитвы.

Культ мазаров

Один из пережитков древнего культа — поклонение “святым” местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имеют в качестве места поклонения (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие их воображение. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину.

Впервые на территории нашей страны культ мусульманских мазаров, cвязанных с действительными, а часто и мнимыми могилами святых, появился в VII—VIII вв. В дальнейшем не без усилий и вмешательства со стороны мусульманского духовенства, заинтересованного в дополнительных доходах с мазаров, святынями объявлялись могилы крупных феодалов, эмиров, ханов и их военачальников. Одним из таких мазаров, например, является мазар Гур-и-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Могила этого жестокого и кровожадного завоевателя и тирана, уничтожившего миллионы людей, стараниями служителей ислама превратилась в место паломничества и поклонения. Даже могилы членов его семьи являются весьма почитаемыми у верующих Характерно, что и могила злого отцеубийцы, сына великого астронома Улугбека, превратилась в мазар Пользуясь неосведомленностью невежественных людей, заинтересованные лица, возможно, и сами не менее невежественные, чем обманываемые ими верующие, на месте развалин знаменитой обсерватории Улугбека тоже соорудили мазар. В Файзабадском районе Таджикистана есть мазар Ходха-Хатама, а между тем известно, что этот мазар

Настольная книга атеиста построен на могиле свирепого феодала, убитого восставшими против него крестьянами.

К числу особенно почитаемых раньше в Средней Азии мазаров относится находящийся вблизи Ферганы мазар Шах-и-мардан. Верующим внушали, будто в этой могиле лежит сам халиф Али, хотя ют никогда не был в этом районе. Мазар этот использовался в качестве святыни басмачами и кулаками.

В Киргизии до сих пор служит местом паломничества гора, называемая Тахт-и-Сулейман. Посещение этой горы, по представлениям религиозных людей, исцеляет от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.

Духовные управления в настоящее время выступают против поклонения мазарам Это вызвано конкурентной борьбой против бродячих мулл и тем, что слепое поклонение, жертвоприношения, суеверия, неприкрытый обман, имеющие место у мазаров, вызывают возмущение общественности. Однако культ мазаров продолжает держаться в силу невежества и отсталости некоторых верующих.

Мусульманские праздники и посты


Лейлят аль-кадр

Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения “высших” сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу

Наиболее почитаемая ночь – это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои “определения”, т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. В пропагандистском арсенале духовенства этому празднику уделяется немалое внимание. Дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с “возможными чудесами” (так как верующим внушается, что эти ночи полны всякими чудесными происшествиями, встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших и т. д.) оказывают на психику верующих сильное воздействие.

Праздник разговенья – ураза-байрам

Праздник окончания поста – ураза-байрам приходится на начало следующего за рамаданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря), и называется ид аль-фитр – праздник фитр. Из названия этого религиозного праздника следует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обязан внести представителю духовенства фитр, т. е. подношение, состоящее обычно из пищевых продуктов или денег, а подчас и то и другое. Праздник длится три дня, сопровождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В ортодоксальном исламе во время этого праздника верующий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую живность. В глазах измученных изнурительным месячным постом людей ураза-байрам приобретает специальное значение, в особенности за рубежом, где бедняки и нищие надеются, что на их долю выпадет кое-что из фитра, собираемого с общины очень часто именно под видом необходимости оказать помощь страждущим, сирым и убогим. В последнее время исламские богословы охотно рассуждают о том, будто раздача милостыни беднякам из фондов, образованных за счет сбора закят аль-фитр, и есть самое “лучшее воплощение в жизнь принципов социализма”. На этом основании “исламский социализм” преподносится в качестве самого гуманного способа смягчения контрастов между богатством и бедностью, безболезненного метода разрешения социальных противоречий в мире господства частной собственности.

В нашей стране духовенство не имеет права принуждать или обязывать верующих непременно вносить фитр-садака ни под видом помощи мечети, ни под каким-либо другим предлогом. Однако на практике духовенство различными способами добивается исполнения верующими их мусульманского долга.

Курбан-байрам

Праздник жертвоприношения — курбан-байрам (ид аль-адха) является одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через 70 дней после окончания поста уразы 10-е зу-ль-хиджжа). Это день жертвоприношения. Он связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (у мусульман Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (у мусульман – Исмаила). В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный бог якобы послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: “Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите” (3, 86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, — “тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя”, – перекинутый над адом, правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся обильные яства. Курбан-байрам продолжается три дня. Всем, приносящим в пользу духовенства подарки, имамы, муллы, дервиши раздают заготовленные на небольших листочках молитвы (обычно это изречения из Корана), якобы приносящие облегчение от недугов, оберегающие от всякого рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню. Закалывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения в виде “хейр” или, “садака” в пользу мечети, “святых” лиц и “святых” мест.

Духовенство, используя общину верующих, в особенности ее активных членов, в дни курбан-байрама ведет усиленную религиозную пропаганду, направленную на поддержку и оживление мусульманских представлений. Торжественность обстановки, красноречие проповедников, облаченных в специальные одеяния (муллы или имамы обычно бывают в нарядном халате, с белой чалмой на голове, с посохом в руке), влияют на чувства и мысли людей. Духовные пастыри изощряются в изображении “райских утех”, которые приготовлены для благоверных работ аллаха в их загробной жизни, и адских мук для тех, кто усомнился “хоть раз в жизни” в “истинности ислама”. Смысл проповедей часто сводится к тому, что главное в этой жизни – служение аллаху, соблюдение заветов пророка.

В создании благоприятных условий для деятельности духовенства немаловажную роль часто играет то обстоятельство, что некоторые люди считают курбан-байрам своим национальным праздником и всячески способствуют его проведению на “высоком уровне”. Они не задумываются над тем, какой вред наносят разгулы на курбан-байраме: забиваются сотни и тысячи голов скота, совершаются прогулы на производстве, пропуски учащимися занятий в школах.

Этот праздник посвящен памяти чудесного и фантастического ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, будто бы случившемуся 27-го числа месяца раджаб. Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание “святых” мест этого города. Духовенство внушает верующим, будто в 27-ю ночь месяца раджаба пророк Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иерусалим, а оттуда к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тыс. слов. Все это, гласит предание, произошло столь мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это “путешествие” относится к числу наиболее популярных среди верующих мусульманских преданий. Духовенство пользуется этим, чтобы сделать мирадж днем внушения верующим антинаучных, невежественных идей и представлений.

Ашура (шахсей-вахсей)

Ашура (шахсей-вахсей) – день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухар-рема. Этот день скорби установлен в память о “мученической кончине” имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. На самом деле Хусейн вовсе не был мучеником, погибшим за человеческие права и справедливость, каким его хотят представить шииты. Он просто пал в феодальной борьбе за власть, обычной в то время. Его же сторонники пытались апеллировать к народным низам, внушая последним, что Хусейн хотел облегчить их участь Им удалось вызвать сострадание верующих, что отразилось в характере траурной церемонии, в ходе которой рассказы о гибели Хусейна обычно сопровождаются самоистязаниями.

К XVI в., когда шиизм стал государственной религией, в Иране и в ряде сопредельных княжеств сложился культ Хусейна, день смерти которого был объявлен днем всеобщей скорби. В этот день фанатичные мусульмане-шииты, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе раны.

Психологическое воздействие этих публичных самоистязаний (вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопровождении толпы по улицам и площадям, их истошные, душераздирающие крики оставляют на всю жизнь незабываемое впечатление, вызывают чувство жалости и сострадания) огромно. Следует отметить, что в соответствии с постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении с 1929 г. запрещены на территории этих республик ритуальные шествия с самоистязаниями участников.

Праздник мавлюд

Он установлен в честь дня рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа лунного месяца – раби аль-авваля. Он сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях “посланника аллаха”, о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Образ Мухаммеда соткан лз бесчисленных легенд, сочиненных духовенством. Оно сделало его святым, с тем чтобы закрепить ислам, усилить его влияние на народные массы. Имя мусульманского “пророка”, “посланника божьего” и ныне используется в тех же целях.

Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан – воскресенье. В арабских странах пятница — официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни. Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные богослужения, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание гласит также, будто бы день страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что “свет ислама” начал распространяться именно в пятницу.

Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным обычаям арабов. Исламоведы полагают, что в самое знойное время года в Аравии в месяце рамадан кочевники из-за наступавшей бескормицы ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и ночь.

Отсюда и в наши дни во время уразы постящиеся предпочитают бодрствовать ночью. На сохранение поста в исламе повлияло наличие обычая поститься у иудеев и христиан. Условия мусульманского поста более суровые. Он предписан на весь месяц рамадан. И в течение всего этого месяца в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть, купаться, курить, принимать лекарства и т. п.

Воздержание от всякой пищи, сменяемое неумеренными угощениями в ночное время, естественно, не может считаться безвредным.

Однако основной вред этого обряда заключается в другом. С помощью поста служители мусульманского культа еще больше духовно закабаляют верующих, стремятся сделать из них людей, готовых идти на самопожертвование во имя веры.

При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку:

Оценка 3.4 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here