Молитва в бурятия

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва в бурятия на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Янжима – богиня материнства, детей, студентов. Бурятия, Баргузинский район

У бурят одной из самых почитаемых богинь является Янжима. Мифы ведают нам о том, что сначала на земле царили хаос и темнота. Увидев это, супруга Брахмы Сарасвати (это индийское имя богини Янжимы) сошла в мир, чтобы своими знаниями преодолеть хаос. Янжима и сейчас считается покровительницей искусств, наук, ремесел, студентов, детей, материнства. Молитвы перед ее изображением помогают женщинам достигнуть заветной цели – стать матерью.

Танцующая Янжима (богиня)

В буддийской религии Янжима (Сарасвати) считается богиней благоденствия, мудрости, образ ее ассоциируется с невинностью, чистотой, творением всего нового. Обращаются к Янжиме бездетные семьи. Кроме этого богиня наделяет красноречием, различными эстетическими знаниями, тонким умом. Ей поклоняются музыканты и поэты, художники и артисты.

В Баргузинском районе недалеко от села Ярикта расположена скала. Здесь в 2005 году произошло чудо – в танцующем образе на камне проявился лик богини, высота его составила примерно около метра.

Как рассказывают старожилы местной долины, в начале ХХ века в этом месте у скалы медитировал Содой-лама. Он был настоятелем первого Баргузинского дацана. Человек этот был удивительный. Обладал даром предвиденья. В 30-е годы в этих местах имущество Баргузинского дацана было захоронено. С его поисков и началась история открытия образа.

Открытие образа

В 2005 году ламами буддийской Сангхи проводились в этой местности поиски захороненных реликвий, исчезнувших в годы репрессий. Возглавлял их Пандитохамба лама Дамба Аюшеев. Здесь планировалось подобрать место для строительства нового дацана. Привело сюда искателей событие, произошедшее четырьмя годами ранее, – в расщелине скалы дровосеки обнаружили здесь пирамидку с изображениями тысячи Будд, это, без сомнения, указывало на большую значимость местности, которая носит название “Уулзатараа” (Встреча). Две скалы здесь как бы встречаются друг с другом. Если верить сказаниям, именно здесь встречаются мир людей с высшим миром.

Перед началом поисковых работ и осмотра местности Дамба Аюшеев впал в состояние глубокой медитации, чтобы “увидеть” захороненные реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго. Вдруг в 20 метрах от себя он различил на скале лик, это была Янжима, богиня предстала в танцующем образе.

Удивительно, но до этого случая на скале образ, подобный этому, никто и никогда не замечал.

С этого дня божественный лик Янжимы стал притягивать в эти места сотни паломников. Побывали здесь и ламы из группы Иволгинского дацана.

Поклонение богине Янжиме

Всех верующих привлекает танцующий образ прекрасной Янжимы. Его почитают, поклоняются как святыне, превозносят молитвы, просят о защите и покровительстве. К лику едут из дальних мест, чтобы поклониться красоте и силе Янжимы (богини).

Каждый, пришедший сюда, считает, что проявление лика танцующей богини – особое внимание и оберег байкальской земли, проявление благоволения небес.

В 2009 году в Баргузинском районе на месте проявления священного лика началось строение Баргузинского дацана, название он получил “Дворец богини Янжимы”.

Чудотворное влияние

Как богиня-мать Янжима обладает невероятной способностью дарить величайший подарок людям – материнство. Эта способность до сих пор является тайной, чудом для всех, кто отчаялся и потерял надежду обрести ребенка, но оставил в душе место вере и поклонению божественному явлению. Под камнем в нише, где и обнаружили “сасу”, стоит деревянная колыбель, в которой всегда лежат игрушки, пеленки, детские распашонки. Глядя на это, впечатляешься до глубины души, понимая, с какой надеждой обращаются к лику богини Янжимы, прося дар материнства. После свершившегося чуда многие приезжают сюда, чтобы поклониться и поблагодарить Янжиму за долгожданных детей.

В первое время может и были какие-то скептические мнения, но теперь, когда чудесные истории рассказывают почти в каждом дворе, сомнения скептиков рассеялись. Каждый житель может вспомнить или назвать близкого, знакомого, с кем происходили подобные чудеса после поклонения лику Янжимы. Счастье материнства познали здесь многие семейные пары.

Истинно верующие обретают здесь душевное успокоение и спасение в тяжелые времена испытаний и стрессов. Прикосновение к лику Янжимы излечивает души верующих, здесь приходит ясность сердца и ума, обретаются новые силы для жизни.

Правила посещения

Перед тем как отправится к Янжиме, каждый паломник должен подготовиться внутренне, обдумать свои просьбы, обращения, культивировать в себе положительные эмоции, мысли.

Запрещено посещение святых мест и дацанов в нетрезвом виде, нельзя распивать спиртные напитки вблизи территории. Курение, громкий смех и разговоры также не уместны в местности рядом с образом танцующей богини. Здесь рекомендовано спокойно вести себя, не тревожить покой святых, сосредоточиться на мыслях и подготовится к общению с миром богов. Каждый берет с собой шелковый шарф и повязывает его на ближайшее к скале дерево.

Перед проведением буддийского обряда, чтобы приобрести благословение на богатство и процветание, на молебен (хурал) рекомендовано привозить молоко, черный свежезаваренный чай, конфеты, печенье, зефир, продукты молочные (сыр, масло). После того как хурал завершен, продукты увозят домой и ими угощают своих родственников и близких людей.

Вход в дуган-храм

Перед входом в дуган-храм каждый входящий должен провести обряд (иначе гороо). Суть его: по ходу солнца нужно обойти дуган три раза, при этом оставлять по углам рис и монетки. Во время прохождения кругов очищения и покаяния мысленно необходимо повиниться во всех своих грехах, плохих мыслях и словах. Входить в дуган нужно, сняв шелковый шарф, другой головной убор. Внутри также надо пройти по ходу солнца, при этом оставлять “далга” и “сэржэм” в специальном месте. Деньги нужно поднести к мандалу, это священная чаша, полная денег и освященных зерен – символ богатства и достатка. В алтарной части нужно поклониться богам. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Здесь можно заказать молебны, приобрести сувениры, культовые предметы.

От дугана вверх на гору, где находится лик богини материнства Янжимы, ведут новые экологические тропы, на которых расположились информативные щиты. Перед тем как двинуться наверх, можно обратиться к местным ламам и попросить совета, как правильно соблюсти ритуалы и обращаться к Янжиме. К месту проявления божества разрешено брать игрушки, бижутерию, хадаки, монетки. Хииморин-флажки можно увезти домой, повесить на святом месте или оставить возле дацана.

Прошение ребенка – это особенный ритуал. После того как основные обряды выполнены, привезенную куклу кладут в детскую колыбельку, в этом месте была обнаружена «саса». Необходимо пройти 21 круг, сделать полное простирание (для этого есть специальные доски). При этом нужно произнести мантру к богине Янжиме, неважно вслух или мысленно. Игрушки нужно забрать с собой и через три дня подарить детям в детдоме или из многодетной семьи.

Кто такой Садой-лама

Мастер учения Будды Садой-лама во все времена, даже в гонения и безверие почитался простыми людьми. В каждом доме Баргузинской долины имеется его изображение. Его глубокий опыт и обширные знания являются бесценным достоянием буддизма. Мастер медитации Садой-лама уже в детстве проявлял свои необычайные способности, легко мог двигаться по водной глади, выходить сухим из дождя и легко восходить на самые крутые склоны. Называют Садой-ламу бурятским Нострадамусом. Он обладал даром предвиденья и предсказал множество событий прошлого века.

Из жизни лама ушел в 2016 году. Он затворился, уединился и исчез из мира, преобразовав свое тело в разноцветную радугу. Он доказал, что физическое тело можно трансформировать в пространство. Удается такое чудо лишь единицам на земле, избранным. Как рассказывают его ученики, зайдя к нему в медитационную келью, они обнаружили его уменьшенное тело. Оно поэтапно уменьшалось, и в итоге возникла вспышка яркого света, осталась только одежда, ногти и волосы.

Праздник Янжимы

Баргузинский район ежегодно празднует мероприятие, которое посвящается Содой-ламе, его уходу в Нирвану. В 2016 году отпраздновали столетие этого значимого для верующих события. На этом же празднике люди вспоминают и о Янжиме. Богиня Янжима в Бурятии священна и ее День рождения празднуется по лунному календарю в мае. В этот день собираются в этих местах сотни паломников, благодаря общим молитвам энергетика места становится мощнее и сильнее, мощь Янжимы увеличивается во много раз. Это означает, что она откликнется на все призывы верующих, услышит их молитвы и просьбы о самом сокровенном – о вдохновении, здоровье, успехах в учебе, творчестве, о замужестве, о радости материнства.

Большой молебен проводится в праздничный день в присутствии ширээтэ ламы, во главе с Пандито Хамбо ламой. После молебна жители Баргузинского района широко празднуют событие, проводятся спортивные представления, концерты, ярмарка. Артисты, творческие коллективы дарят всем жителям незабываемые впечатления и положительные эмоции, заряд бодрости духа.

На Большой Молебен в честь дня рождения богини Янжимы съедутся тысячи паломников и ламы всех дацанов Бурятии

Её нерукотворный лик в Баргузинском районе был обнаружен ламами в 2005 году. Считается, что поклонение Янжиме продлевает молодость и дарит счастье материнства.

В Баргузинском районе Бурятии 20 мая состоится Большой Молебен, посвящённый дню рождения богини Янжимы. По мнению лам, в этот день, благодаря энергетике паломников и монахов, сила Святого места увеличивается в разы, молитвы становятся мощнее, а значит и Янжима более благосклонна к просящим. Верующие отмечают: поклонение Янжиме продлевает молодость, а женщинам, не имеющим детей, дарит счастье материнства. Особенно же важно в этот день посетить и почтить Янжиму тем, кому богиня уже помогла.

Известно, что молебен проведут ширээтэ ламы всех дацанов Бурятии во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. Ожидается приезд тысяч верующих, что происходит только в самых редких и важных для паломников случаях. После молебна пройдут спортивные состязания – Игры Трех Мужей, концерт звезд бурятской эстрады и ярмарка баргузинской кухни.

Напомним, нерукотворный лик богини находится в двух километрах от села Ярикто в Баргузинском районе. Впервые он был обнаружен ламами во главе с Пандито хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым в 2005 году. В 2009 в Баргузинском районе рядом с местом проявления Лика началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или «Дворца богини Янжимы» – Янжима бурханай ордон. По мнению Пандито хамбо-ламы Аюшеева – Лик Богини – это второе чудо после явления нетленного тела хамбо-ламы Итигэлова.

09:00 – Молебен на месте проявления Богини Янжимы

13:00 – Открытие мероприятия

Последние новости Бурятии по теме:

На Большой Молебен в честь дня рождения богини Янжимы съедутся тысячи паломников и ламы всех дацанов Бурятии

14:22 10.05.2017 Телерадиокомпания Ариг Ус

13:20 10.05.2017 ИА Байкал-Daily

22.12.2017 Улан-Удэнская и Бурятская епархия

23.12.2017 МВД Республики Бурятия

Газета Номер один

Газета Номер один

Газета Номер один

22.12.2017 Улан-Удэнская и Бурятская епархия

22.12.2017 ГТРК Бурятия

Газета TV Дубль

23.12.2017 Газета Номер один

Газета TV Дубль

Газета TV Дубль

Газета Номер один

23.12.2017 Газета Номер один

23.12.2017 Байкал Финанс

Газета Номер один

Газета Номер один

22.12.2017 Администрация Республики Бурятия

Молитва Будде, Христу и Байкалу

Характер этого народа хочется сравнить с Байкалом: буряты – люди сдержанные, воспитанные, слова лишнего не скажут – глубоки как их любимое озеро.

Байкал необъятен. Но, когда за считанные минуты пересекаешь его на самолете, то не видишь озеро во всю его 600-километровую длину. А если смотреть вглубь, с берега или с лодки, то можно разглядеть камни на дне – но насколько далеко от тебя это дно, бездонная пропасть там или оленю по колено, не угадать: так велика прозрачность воды. И все-таки это самое великое озеро планеты! А за счет чего? За счет чистоты и глубины: более полутора километров вниз на самом глубоком участке.

И стоит ли удивляться тому, что «славное море, священный Байкал» является настоящей, не для красного словца, святыней для прибайкальских бурят? Духу Байкала многие из них молятся в буквальном смысле слова.

Другие – верят во Христа. Третьи, большая часть бурят, – буддисты. Во многих их домах есть «танка», или «тхангка» – буддистские иконы с изображением божеств, сценок из жизни святых, астрологических или исторических сюжетов. В отличие от православных икон тхангка пишут на холсте, чтобы можно было свернуть священный образ и отправиться с ним в путь. Это было очень удобно для бурят, монголов, для тибетцев – основоположников ламаистской формы буддизма. Все они были кочевыми народами, а некоторые остаются ими и по сию пору. Но только не буряты – они давно отказались не то, что от войлочных, но и от деревянных юрт и стали жить в домах.

С добуддистскими верованиями, к которым восходят и современные шаманские культы, связан знаменитый эпос бурят «Гэсэр». Богатырь, герой, Сын Неба, Гэсэр считается универсальным охранительным божеством: он оберегает воинов от нелепой смерти, побеждает демонов, защищает домашних животных.

…Самолет подкатил поближе к обозначению «Улан-Удэ». Когда рейсовых аэропланов еще не было, столица бурят называлась Верхнеудинском – по реке Уда. В ХХ веке бурятско-русский город удостоился чести быть столицей трех республик: сначала полумифической Дальневосточной, затем – Бурят-Монгольской АССР, а с 1957 по 1992 год город, уже называвшийся Улан-Удэ, стал столицей Бурятской АССР в составе РСФСР. В наши дни город – столица Республики Бурятия, субъекта Российской Федерации.

Утром к гостинице подъехал «газик». Николай, бурят по национальности, уступивший мне место возле шофера, оказался большим студенческим начальником. То было время расцвета движения студенческих строительных отрядов. Мы прокатились по чистой солнечной столице Бурятии, миновав несколько закусочных заведений с загадочным названием «Позная», и выехали в степь.

– Мы с вами, однако, сейчас не прямо в студстройотряд поедем, – заметил начальник Коля, – а в Иволгинский дацан сначала, в буддийский монастырь. Мы туда всех почетных гостей возим.

Справа в степи, чуть пониже дороги, видный издалека, возник переливающийся под солнцем разноцветный прямоугольник высокой монастырской стены. Доехали, вошли. Домики монахов, одежда лам, дары вдоль стен молельни, куда мы шли, позолоченная статуя основателя буддизма били в глаза другой, нерусской яркостью красок святынь. По пути в одноэтажный храм нельзя было миновать аллею из деревянных стоек с пестро раскрашенными цилиндрами на верхушке у каждой – молельными барабанами. Тронул барабан, тот закрутился, а ты вроде как молитву прочитал.

Тибетская форма буддизма пришла в Бурятию в начале XVII веке, а через столетие, в 1741 году, когда в Бурятии было уже больше десятка дацанов и полторы сотни лам, дочь Петра Великого, российская императрица Елизавета Петровна буддизм в России узаконила.

Надо отметить, что власти Российской империи, к чести своей, еще в далеком XVIII веке старались с помощью экспертов разобраться в тонкостях новых для страны религий, чего в иных государствах не желают делать и по сей день. Так получилось и с тибетской формой буддизма (раньше его называли ламаизмом) в Бурятии. До русского правительства, которое всегда и во всем старалось иметь хорошую осведомлённость, дошли сведения, что вместе с ламаизмом на территорию России проникло и немалое влияние монгольских богдо-гэгэнов – «светлейших владык».

Чтобы ослабить влияние зарубежных религиозных деятелей и сделать бурятскую традицию буддизма независимой, правительство Екатерины Великой в 1764 году навсегда даровало главам бурятского буддизма великий титул «Пандидо Хамбо-лама».

В переводе это, кстати, значит «ученый настоятель», что в русском обиходе, согласитесь, звучит ещё более уважительно, чем просто восточный «владыка».

Кроме буддистов, как уже было сказано, среди бурят немало крещеных в православие людей. А на берегах Байкала многие верят в духов, т.е. шаманам и их ритуалам. Взаимоотношения между конфессиями прошли в свое время нелегкий период борьбы за влияние на умы, но сейчас отношения вполне интеллигентны.

Тут важнее другое. Большинство бурят внутренне религиозны, а стало быть, не самонадеянны, веруют в другую, высшую силу, которая внимательно следит за деяниями любого человека и которую не обмануть. Это придает людям спокойствия, достоинства и уверенности в себе. Нетрудно подсчитать, что вера делает их вдвое сильней.

…И снова в «газик», он же «козлик». Мы помчались по Кяхтинскому тракту в далекий улус чуть ли не на границе с Монголией, где строил в зеленом распадке линию электропередач один из отрядов студентов. Материал для репортажа я собрала, и на обратном пути мы направились по плану Николая в Гусиноозерск. Все окна у озорного «газика-козлика» были распахнуты настежь, ветер взбивал прическу. Мне много приходилось ездить по степным дорогам, я люблю их, и Бурятия сразу запомнилась особым легким воздухом, в котором соединялись запахи цветущей июльской степи и прилетевшие с далеких гор ароматы сосновых лесов.

Местные шаманы считают юг Восточной Сибири средоточием великих вселенских сил, а ученые говорят о повышенном на допустимые величины радиоактивном фоне.

Немудрено: в Бурятии выявлено около полутора десятков месторождений урана. И золота, как рассыпного, так и рудного, разведано здесь сотни тонн – только успевай разрабатывать.

И надо сказать, золотодобывающая отрасль республики вопреки общей тенденции к спаду с 90-х годов вырвалась вперед: сейчас здесь добывается золота в несколько раз больше, чем во времена СССР.

Но не это сырье – главное минеральное богатство Бурятии. Главное – бериллий. Этот металл заслуживает звания суперсовременного, т.к. он нашел применение в ядерной энергетике, лазерной технике и других высокотехнологичных отраслях экономики, где без него просто не обойтись. За открытие бериллиевого месторождения в Бурятии геологи получили Государственную премию, оно десять лет, с 1979-го по 1989-й, успешно разрабатывалось, но политика «конверсии» в конце 80-х заставила свернуть производство со всеми вытекающими из этого последствиями. Дело чести республики – восстановить его хотя бы к 2020 году.

Пример золотодобытчиков не дал пропасть остальным отраслям промышленности Бурятии. Республика не только экспортирует сырье, что традиционно для Сибири, но и по-прежнему производит цемент и крупные конструкции из металла, авиационную технику и мясные консервы, которые, кстати, известны во многих регионах России. Пищевая промышленность заставляет держать на должном уровне развития сельское хозяйство. А широкие степи тому способствуют.

Впрочем, толковые и далекие от иллюзий фермеры Бурятии, издавна выращивающие крупный рогатый скот и овец, в этом месте мне возразят. Да, скажет серьезный человек с обветренным лицом, весной, когда степь цветет, вам может показаться, что так будет всегда. Но солнце напрочь высушивает степь, луга, траву, и надо еще разведать, где осталась зеленая трава, чтобы перегнать туда скот и поставить юрту.

А иногда таким серьезным человеком-фермером оказывается женщина. Среди бурят, народа степного, неприхотливого, трудолюбивого, никогда не было пренебрежения к женщине, которая работала в семье наравне с мужчиной.

Одна из таких – Анжелика Цыденова, руководитель фермерского хозяйства в Кижингинском районе республики. Родители Анжелики в советское время работали в совхозе, а дочка в известные времена принялась спасать хотя бы часть «советского хозяйства». И спасла. Было это в 1999 году. «У нас тогда было около 30 голов крупного рогатого скота, 300 голов овец. Сейчас держим КРС, баранов, поросят, лошадей, индюков, кур… Для обслуживания большого хозяйства необходима техника. В хозяйстве есть два трактора, пресс-подборщик, УАЗ, несколько косилок, а также старая техника, которая осталась от родителей. С каждым годом мы стараемся приумножать свое хозяйство – увеличивать поголовье скота, закупать технику, – говорит глава хозяйства.

– …Мы в жизни добились, чего хотели. Главное, чтобы дети хорошо жили. Помогаем мясом, молоком родственникам. Жаловаться нам не на что, – говорит супруг Анжелики Павловны Батор Содномович».

Глава хозяйства мечтает открыть свое кафе. Для этого у них есть свежие продукты – мясо, молоко, без которых не обходится ни одно национальное блюдо бурят. Фермеры подчеркивают, что хорошей поддержкой для них является субсидия по овцеводству и мясному скотоводству. Они ведь нанимают сезонных рабочих: на сенокос – трех человек, на выпас скота – двух пастухов, на зиму пятерых рабочих. Только самим – не справиться, особенно если учесть, что летом фермеры перегоняют скот на летнюю стоянку за 20 километров от дома, а хорошие, не выгорающие под солнцем сенокосы располагаются вдвое дальше.

Правительство Бурятии целенаправленно поддерживает фермеров с помощью грантов Минсельхоза России. Пятый год в республике работает программа господдержки, которую получают лучшие фермерские хозяйства.

В этом году гранты получили 60 начинающих фермеров и восемь семейных ферм, а заявок было гораздо больше – почти полторы сотни. Поэтому-то и растет с каждым годом число фермеров.

В этом году сельская Бурятия по-хорошему взволновалась: у соседей, в Забайкальском крае, такая радость! Всего три года, как звание Героя Труда вновь было утверждено в России как высшая степень трудового отличия, и вот оно Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 21 апреля 2016 года уже присвоено старшему чабану агрокооператива Агинского округа «Цокто-Хангил» Далаю Гыниновичу Гунгаеву. За особые заслуги перед государством и народом!

Радость была, конечно, несколько ревнивая: ведь свой, бурят, а из другого региона России. Но в Забайкальском крае также издавна живет немало представителей этой национальности.

Кстати, именно оттуда, из Забайкальского края, пришло в Республику Бурятия летом 2012 года новое социальное движение – «Социальная отара».

У его истоков стояла Традиционная сангха России. Тогда глава буддистов Хамбо лама Дамба Аюшеев посетил село Ташир Селенгинского района Республики Бурятия и лично передал фермерам несколько десятков ярочек местной породы «буубэй». Потом овец стали передавать сотнями и тысячами. Одна из главных целей данного проекта – возродить в селах традиции бурятского овцеводства и помочь нуждающимся селянам … «Овцы проехали тысячу километров. Это агинская курдючная порода, мы привезли ее специально, чтобы разбавить свежей кровью местную породу, – отметил председатель Центрального духовного управления сангхи дид Хамбо лама Дагба Очиров. – Эта социальная программа помогает жителям села, молодым семьям жить лучше. Отары станут хорошим подспорьем для развития подворий. В дальнейшем на их основе будут создаваться все новые и новые гурты».

Например, более 200 животных получил в свое пользование от лам один из жителей житель села Домна Еравнинского района. На ушах всех овец красуются специальные желтые чипы, которые позволят контролировать численность отары. После того как овечки расплодятся, фермер сможет выбирать – оставить себе маток и отдать часть приплода другим нуждающимся селянам, либо оставить родившихся ягнят себе, а начальное стадо отдать другому хозяину. Таков договор. По плану организаторов, за несколько лет по этой программе Бурятия сможет частично восстановить поголовье аборигенной породы.

О селе в Бурятии говорят с любовью. Более того, хотят поехать к крестьянам в гости. И те идут навстречу. Фермеры стали предлагать отдых для тех, кто хочет «поехать подальше от городской суеты». Услышали, что так уже поступают в Европе, и приглашают горожан к себе: познакомиться с бытом, питанием и культурой бурят, а также их соседей – татар и семейских (старообрядцев), съездить в дацан, заказать курс грязелечения на курорте по соседству, покататься на лошадях, покормить телят, цыплят и поросят.

Все это понравилось потенциальным аграрным туристам, и теперь подобные услуги в Бурятии предлагаются практически в каждом сельском районе.

…«Газик» пересек большую реку, и слева показалось Гусиное озеро. В небольшом деревянном доме нас ждали. «В твою честь барана зарезали, – шепнул мне Коля. – Только просили еще немного поездить, что-то там у хозяек не готово. Мы сейчас на Селенгу съездим».

На берегу реки в Новоселенгинске мы увидели две могилы. Это были последние пристанища людей, не по своей воле отправившихся в Сибирь. Декабрист, капитан-лейтенант Константин Торсон видел в своей жизни не только своевольную Селенгу, но и не менее бурные волны Мирового океана: в 1819—1821 годах, участвуя в кругосветном плавании Фаддея Беллинсгаузена, стал участником величайшего события – открытия Антарктиды. Его именем был назван остров в субантарктическом архипелаге Южные Сандвичевы острова в Южной Анлантике, но после восстания декабристов тот был переименован в остров Высокий (Visokoi island). С Бестужевыми в своём доме в Селенгинске Торсон организовал школу для обучения грамоте и ремёслам детей местных жителей.

Именно к Торсону переехали в этот городок братья Бестужевы, Михаил и Николай. Николай Александрович Бестужев проводил исследования по археологии местности и этнографии бурят, собирал бурятские песни и сказки.

Женился гражданским браком на бурятке Дулме Сабилаевой. У них было двое детей: Алексей Дмитриевич Старцев (отчество и фамилия по крестному отцу) и Екатерина, по мужу Гомбоева. Алексей Дмитриевич, полу-бурят, полу-русский, вроде бы «незаконнорожденный» по законам того времени, оказался достойным своего родного отца Николая Бестужева – офицера, декабриста, писателя, историка, художника, хотя и пошел по другой части. Сын стал купцом первой гильдии, коммерции советником, промышленником. Почти всю свою жизнь прожил в Китае, куда в юности ушел с торговым караваном. Занимался чайной торговлей. Строил дома в китайском Тяньцзине, Владивостоке и основанном им поселке Путятин, а также выстраивал российско-китайские и китайско-французские отношения (хорошо знал бурятский, монгольский, китайский и несколько европейских языков). К концу XIX века стал миллионером, переехал в Россию, много жертвовал родной стране. Дочка Николая Александровича вышла замуж за принявшего христианство Николая Гомбоева, младшего брата Хамбо-ламы Дампила Гомбоева, с которым дружили братья Бестужевы, и они также уехали в Китай, где Екатерина прожила до 90 лет.

Дело шло к вечеру, зной уходил, и заходящее солнце играло быстрыми серыми волнами Селенги так дерзко, что главная река Бурятии казалась огромной стремительной рыбой с блещущей чешуей. Сколько воды унесла она в Байкал со времен всех тех событий, сколько унесет еще…

А в гусиноозерском доме, где нас ждали, за круглым столом сидели вперемежку буряты и русские, так что я до сих пор не знаю, в чьем семействе мы побывали.

Ужинали по-бурятски. На столе, покрытом белой скатертью, источал запахи из кастрюли бараний бульон – бухулёр. В большом глубоком блюде была поставлена в центр стола сваренная голова барана. «Это для мужчин, – тихонько сообщил Николай, – почетное кушанье. Но для тебя будет отдельное, тоже почетное». И вот внесли еще одну тарелку. «Я боюсь, Коля, что это?» – спросила я своего сопровождающего. На тарелке лежало что-то круглое с завязанным хвостом. «Это сваренная в бараньем желудке свежая кровь барана», – разъяснил Коля.

– Налей мне стакан вон того вина, – с отчаянием прошептала я.

Вино оказалось отечественным портвейном. Никому не порекомендую. Зато через пару минут после него, куснув изрядный пучок зеленого лука с солью, я набралась смелости попробовать экзотическое блюдо. И оказалось – вполне!

Вечером мы возвратились в Улан-Удэ. Опять промелькнула вывеска «Позная». «Что же это такое, Коля?» «Вот сейчас я тебя доставлю в гостиницу, а завтра утром встанешь, дойдешь до «Позной» и попробуешь позы, или бузы. Кто как произносит», – ответил непробиваемый бурят.

Позы оказались чудесными тестяными мешочками с нежной бараниной, закрученными по спирали и сваренными. Нечто вроде казахских мантов или грузинских хинкали. Только у хинкали сверху есть хвостик, за который его, собственно, и надо держать, пока ешь. А у поз этот хвост был срезан, пар выходил, охлаждая нутро мешочка, и позы походили на бурятские юрты с открытым отверстием наверху, куда выходит дым из очага.

Настоящих старинных юрт в Бурятии я так тогда и не увидела. Это теперь они, возрожденные, выстраиваются квадратами на традиционных бурятско-монгольских соревнованиях-фестивалях братских народов.

Буряты свое искусство не прячут в филармониях и концертных залах, не ограничивают спорт спортивными залами – на свободу это всё, на воздух, в степь! Туда, где народ привык петь, бороться и побеждать.

А еще юрты из настоящего войлока можно заказать в бурятских фирмах и даже, кажется, купить по Интернету.

Знающие люди говорят, что в юрте так славно спать ночью в степи. Старобурятский круглый дом повторяет своими очертаниями купол небес, что окружает человека на равнине. Ночью черный небосвод прорезают своими лучами хрустальные звезды. А вокруг шуршит и шепчется живая степь.

Комментарии

Зарегистрировано в Роскомнадзоре.

Cвидетельство о регистрации средства массовой

информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Оценка 3.3 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here