Молитва умирающему ислам

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва умирающему ислам на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Обряды, совершаемые над умирающим мусульманином

«Поистине, тот, у кого последними словами были “ля иляха илляллах”, войдёт в Рай».

Человеку, находящемуся при смерти, необходимо, как мы уже отмечали, иметь завещание, если есть что завещать, и в сердце всегда иметь хорошее мнение о Всевышнем Аллахе, надеяться, что Он простит вам грехи. Ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал об этом:

لا يموت احدكم الا وهو يحسن الظنّ بالله

«Пусть никто из вас не умирает, кроме как имея надежду на прощение Аллаха». Передал хадис Абу Давуд.

Человеку следует объединить в своём сердце два чувства – страх и надежду. Мусульманин, каким бы праведным он себя ни считал, должен бояться наказания Всевышнего за совершённые им в своей жизни грехи. Вместе с тем он должен надеяться на Милость Аллаха, на Его Прощение.

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришёл к юноше, находящемуся при смерти, и спросил у него: «Каково твоё состояние?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Пророк, я надеюсь на Всевышнего и очень боюсь своих грехов». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, если собираются в сердце раба Божьего, находящегося в подобном положении (т. е. при смерти), надежда и страх, Господь даст ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится». Приводят хадис ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.

Для того, кто болеет предсмертной болезнью, желательно (сунна) произносить следующую мольбу:

اللهم أعني علي غمرات الموت وسكرات الموت اللهم اغفرلي وارحمني وألحقني بالرفيق الاعلي

«О мой Аллах! Помоги мне перенести предсмертную агонию и муки. О мой Аллах! Прости мне грехи, смилуйся надо мной и присоедини, возьми меня к Наивысшему Другу».

Также сунной является вспомнить о том, что эти мгновения являются последними в его жизни, провести их достойно, в благом, усердствовать в совершении намазов и отдалиться от всего нечистого (наджаса). Во всём этом необходимо проявлять старание по мере своих возможностей и нужно остерегаться пренебрежительного отношения к этим делам, потому что самым мерзким и недостойным деянием является пренебрежение предписаниями Всевышнего Аллаха в последние моменты своей жизни.

Также мусульманину желательно завещать членам своей семьи проявлять терпение при его болезни и покидании бренного мира. Особенно необходимо наставить их на то, чтобы после его смерти они не причитали, оплакивая его, не совершали вокруг тела умершего не соответствующие Шариату обряды и обычаи, которых придерживаются некоторые люди.

Деяния, которые совершаются при покидании больным этого мира

Когда у больного выявляются предсмертные признаки, то желательно не навязчиво, а вежливо и мягко наставить его на покаяние. Не следует даже вести с ним отдельный разговор об этом, а нужно в самом процессе разговора, в подходящем месте и случае напомнить о покаянии намёками и т. д. Сунной также является напомнить ему о завещании, улучшить его мнение о Всевышнем, говоря ему о безграничности милости и прощения Аллаха и рассказывая хадисы, в которых повествуется об этом.

Нужно упомянуть ему о его же благих деяниях, которые будут способствовать избавлению его от потери надежды на Всевышнего, сказать ему, что он тоже один из мусульман, который совершает намаз, соблюдает пост, что Всевышний Аллах любит прощать Своих рабов, и таким образом делать ему больше увещеваний и наставлений. Следует напомнить ему и о том, чтобы он прочитал мольбу для себя, умастить его благовониями и держать его в подобающей чистоте. Нужно также наставить на то, чтобы он чаще читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха, рассказывал о праведных людях.

В частности, необходимо усердствовать в чтении суры «Аль-Ихлас». В сочинении аль-Куртуби «Ат-Тазкира» приведён хадис, где говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто три раза прочтёт суру «Аль-Ихлас» во время своей предсмертной болезни, тот будет избавлен от мук наказания в могиле. В Судный день ангелы на своих руках доставят его, проведя через мост Сират, в Рай».

Также о том говорится в книге «Аль-Фаваид»: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Если кто три раза произнесёт слова суры “Аль-Ихлас” во время предсмертной болезни, то умрёт шахидом”». Учёные полагают, что все те, кто умер смертью шахидов, избегнут в могилах вопросов Мункара и Накира, даже если после чтения этой суры не сразу наступила смерть и болезнь ещё долго продолжалась. (См. с. 151 книги «Хазина аль-асрар».)

Также необходимо наставить родственников больного, чтобы они проявляли к нему милосердие, проявляя терпение и не совершая недостойные деяния.

Известно, что когда верующий человек находится при смерти, к нему подходит ангел милости. Поэтому из комнаты больного выводят женщин с открытыми частями тела (кроме кистей рук и лица) и курильщика, поскольку ангел не может присутствовать там, где женщина не одета по Шариату и где присутствует запах табака. От мерзкого запаха курильщика, кроме людей, страдают и ангелы, находящиеся рядом с людьми. Если же к больному не подходит ангел милости, то к нему может подойти шайтан и есть опасность, что этот человек умрёт в неверии, вследствие чего он попадает в Ад.

Кого же выводить из помещения больного, если умирающий сам является курильщиком? На эти аспекты также необходимо обратить особое внимание.

Деяния, которые рекомендуется совершать при отделении души больного от тела

Прежде всего, когда у больного, будь то мужчина или женщина, взрослый или ребёнок, начинается предсмертная агония, следует его уложить на правый бок так, чтобы грудью (лицом) он был обращён в сторону Киблы, подложив под голову небольшую подушку. Признаками, указывающими на то, что душа человека отделяется от тела, являются следующие: обе его ноги охватывают вялость, мягкость, искривляется, меняется форма носовой полости и обе щеки вваливаются, впадают.

Если тяжело уложить больного на правый бок, то следует положить его на левый бок, а если и это не удаётся, то можно уложить на спину, подставив под голову что-нибудь, чтобы голова была немного приподнята и направлена в сторону Киблы так же, как к ней бывают обращены и ступни обеих ног.

О напоминании умирающему формулы единобожия

Находясь рядом с умирающим, даже если он является не достигшим совершеннолетия, желательно, периодически повторяя «ля иляха илляллаху, Мухаммадун Расулюллахи» («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха»), так, чтобы он мог услышать, напомнить ему об этой формуле, дабы он также произнёс её за вами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Будьте рядом с умирающим, произносите перед ним «ля иляха илляллах» и поздравьте, сообщите ему радостную весть о Рае. Это такой момент, когда в растерянности оказывается каждый, даже самый кроткий человек, и сатана в это время больше всего приближается к человеку. Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, легче перенести тысячу ударов меча, чем увидеть ангела смерти. Клянусь Аллахом, владеющим моей душой, не отделяется душа человека, пока не испытают боли все органы его тела один за другим». Этот хадис передал Абу Нуайм.

В другом хадисе, переданном Ибн Хиббаном, сказано: «Внушайте умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илляллах” («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха»), ибо тот, чьи последние слова были «ля иляха илляллах», рано или поздно войдёт в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше».

Сунна, чтобы человек, напоминающий умирающему формулу единобожия, не был ни его прямым наследником, ни враждующим с ним и ни завидующим ему в чём-то. Это потому, чтобы умирающий не подумал, что они желают ему скорейшей смерти. В случае же если рядом с ним находятся лишь названные категории людей, то предпочтение для напоминания умирающему формулы единобожия отдаётся наследникам, и среди них приоритетность отдаётся самому милосердно относящемуся к умирающему. Если же среди них нет наследника, то тогда из враждующего и завистника выбирают завистника, чтобы он напомнил ему формулу единобожия. Потому что вред от завистника меньше, чем от врага. Так говорит аш-Шабрамулси.

Напоминая ему это выражение, следует вести себя смиренно, милосердно и спокойно. Не следует велеть умирающему произнести шахаду и не нужно настаивать на этом, ибо есть опасность, что вследствие тягот и трудностей с произнесением этой формулы она может ему надоесть и он станет ненавидеть её.

В книге «Бушра аль-карим» сказано: «Рядом с умирающим один раз следует говорить выражение “ля иляха илляллах”, дабы напомнить ему об этом. Если тогда он не произнесёт его, то спустя некоторое время следует повторить его ещё раз. Если он произнесёт его, то больше не нужно повторять это выражение для него в случае, если он после этого выражения больше не разговаривал другими словами. Потому что цель заключается в том, чтобы его последними словами были “ля иляха илляллах”».

В достоверном хадисе, переданном Муазом ибн Джабалем, говорится:

ان من كان آخر كلامه لا اله الا الله دخل الجنة

«Поистине, тот, у кого последними словами были “ля иляха илляллах” («Нет божества, кроме Аллаха»), войдёт в Рай».

Это означает, что в Судный день он в числе первых войдёт в Рай. В этом изречении речь идёт о том, кто сохраняет свою веру до смерти и умирает, будучи мусульманином.

Разъяснение о необходимости напоить умирающего водой

Напоить умирающего водой является сунной (желательно давать по каплям священную воду Зам-зам), это облегчит его жажду, испытываемую им при постижении предсмертных трудностей. Помимо этого есть опасность, что сатана в этот момент может ввести его в заблуждение.

В хадисе говорится: «Сатана подходит к умирающему с приятной, сладкой водой и говорит ему: “Скажи, что, кроме меня, нет никого, которому следовало бы поклоняться, и я тебя напою этой водой”».

Даже если у умирающего не выявляются признаки жажды, всё равно желательно дать ему воду, а если же наблюдаются признаки того, что он нуждается в воде, хочет пить, тогда является обязательным напоить его. Так пишется в книге «Нихаят».

О чтении над умирающим сур «Ясин» и «Ар-Ра‘д» и о мудрости этого деяния

Возле умирающего читать суру «Ясин» вслух является сунной, так же как желательно читать подле него суру «Ар-Ра‘д», но не вслух, а про себя.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

اقرءوا يس علي موتاكم

«Читайте суру «Ясин» своим умершим». Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Маджа и др.

Мудрость чтения суры «Ясин» заключается в напоминании умирающему о повествующемся в этой суре воскрешении в Судный день и его состояниях. А мудрость чтения суры «Ар-Ра‘д» кроется в облегчении отделения души умирающего от его тела. В хадисе говорится, что если рядом с умирающим прочтут обе указанные суры, то он покинет этот мир, утолив жажду, и в таком состоянии он войдёт и в могилу.

Какую же из этих сур необходимо прочесть первой? Некоторые учёные-богословы говорят, что вначале следует читать суру «Ясин», ибо хадисы Пророка (мир ему и благословение) относительно этой суры являются достоверными. Другие теологи утверждают, что лучше вначале прочесть суру «Ар-Ра‘д». В таком случае подобает взять во внимание состояние умирающего. Если он находится в таком состоянии, что осознаёт происходящее вокруг него, может вспомнить и поразмыслить о воскрешении в Судный день, то вначале следует прочесть суру «Ясин», а в противном случае – суру «Ар-Ра‘д». Так пишет аш-Шабрамулси.

Некоторые рядом с умирающим читают суру «Аль-Мульк» («Табарака»), а также следующую мольбу:

بسم الله وعلي ملة رسول الله الله يسر عليه امره وسهل عليه ما بعده واسعده بلقائك واجعل ما خرج اليه خيرا مما خرج عنه

«Во Имя Аллаха и следуя по пути Посланника Аллаха. О Аллах! Облегчи его состояние и сейчас, и после этого. Осчастливь его на том свете встречей с Тобою и сделай вечную жизнь, куда он отправился, лучшей для него, чем мирскую жизнь, которую он покинул».

Также в хадисе говорится, что к представителю общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), умирающему в состоянии омовения и чистоты, подходит архангел Джабраил (мир ему). Поэтому и больному, и умирающему следует по возможности стараться постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты. Не принято возле умирающего слишком громко разговаривать или плакать. Находящимся рядом с ним необходимо стараться говорить только о благом, и про него самого следует говорить лишь хорошее, читать чаще мольбу, ибо сказано, что и ангелы произносят «Амин!», когда мы обращаемся с мольбой к Всевышнему Господу. Сообщается от Умму Салямы, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если вы посещаете смертельно больного или умершего, то говорите только благое. Поистине, ангелы говорят «Амин!» после ваших слов». Хадис передал Муслим.

Помогите умирающим покинуть этот мир в имане

Всевышний Аллах упоминает в Коране о смерти 164 раза, что говорит о значимости, придаваемой этому вопросу в Исламе.

Аллах в Коране говорит:

Смысл: «И каждая душа непременно вкусит смерть. Если было вам тяжело в ближайшей жизни, то в День воскресения вам сполна будут даны награды ваши. И тот, кто, будучи близок к огню, будет удалён от него и введён в рай, тот познает вкус успеха. Ближайшая жизнь – лишь только временная радость и соблазн, которые только обольщают и не продолжаются долго (сура «Алу Имран», аят 185).

Слова «ля иляха илля Ллах»

Существует этика по отношению к тем, кто покидает этот мир. Необходимо напомнить человеку, находящемуся на смертном одре, слова шахады «ля иляха илля Ллах», так как человек в этот период испытывает тяжелое состояние, которое его может отвлечь от этих слов. Напоминание этих слов брату или сестре по вере – это Сунна Пророка (мир ему и благословение) и его веление.

Такое понимание подтверждается следующим хадисом:

«Подсказывайте вашим умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илля-Ллах”» (имам Муслим) 2/321. Это нужно делать так, чтобы не вызвать противной реакции у умирающего человека, неназойливо, нашептывая время от времени негромким голосом. Если мусульманин произнесёт эти слова перед смертью, то это станет великим благом для него. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Тот, чьи последние слова перед смертью будут «Ля иляха илля Ллах», войдет в Рай» (ат-Тирмизи, аль-Хаким).

Чтение суры «Ясин»

Также одним из адабов по отношению к умирающим является чтение суры «Ясин» рядом с ним. Чтение суры «Ясин» является Сунной Пророка (мир ему и благословение). В хадисах сказано, что это облегчает положение умирающего. Существует проблема, что многие мусульмане не умеют читать суру «Ясин». И не всегда могут найти того, кто умеет читать эту суру. Есть выход из такой ситуации в наше время: можно воспользоваться записью суры «Ясин». Можно включить запись на диске или телефоне, от этого тоже будет большая польза для умирающего. Но надо отметить, что чтение живым голосом намного превышает вознаграждение, поэтому надо обучаться чтению Корана хотя бы одному члену из семьи.

Сказано в энциклопедии «Аль – Кувейтия» о чтении сур из Корана около человека, который находится при смерти:

يُندب قراءةُ سورةِ ( يس ) عند المحتضَر ، لما روى أحمدُ في مسنده عن صَفوانَ ، قال : ” كانتْ المَشْيَخة يقولون : إذا قُرئتْ ( يس ) عند الموت خفِّف عنه بها . وأسندَه صاحبُ مسندِ الفردوس إلى أبي الدَّرْداء وأبي ذرٍّ ، قالا : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ما مِن ميتٍ يمُوت فتُقرأ عنده يس إلا هوَّن اللهُ عليه .

قال ابنُ حِبَّانَ : أرادَ به من حضَرتْه المَنِيَّة ، لا أن الميتَ يُقرأ عليه . وبه قال الشافعية والحنابلة . وزادتْ الحنابلة قراءةَ الفاتحة

Чтение суры Ясин возле человека, находящегося при смерти одобряемая вещь.

Доводом этого служит то, что передал Имам Ахмад в книге «Аль-Муснад» от Сафвана: «Сказали шейхи (из табиинов): «Когда читается около умирающего сура “Ясин”, то из-за этого облегчается ему смерть»».

Автор книги «Муснад аль-Фирдавс» (Ад -Дайлями) отнёс это к Абу ад-Дарде и Абу аз-Зарру. Сказали ониоба : «Сказал Пророк (мир ему и благословение): «Нет такого, когда кто-то умирает и читается при нем Ясин, чтобы не облегчил Аллах его смерть».

Сказал Ибн Хиббан (о хадисе): «Читайте над вашими мёртвыми суру Ясин» Он имел ввиду человека при смерти.

Также в другом месте «Аль Кувейтия» говорится:

ذهَب الحنفية والشافعية والحنابلة إلى نَدْب قراءةِ سورةِ يس عند المحتضَر ، لقول النبي صلى الله عليه وسلم : اقرَءوا يس على موْتاكم ، أي من حضَره مقدِّماتُ الموت .

كما ذهَبوا إلى استحبابِ قراءةِ القرآن على القبر ، لما روي عن أنسٍ مرفوعًا : من دخَل المقابرَ فقرَأ سورةَ يس خفَّف اللهُ عنهم وكان له بعَدَدِ من دُفن فيها حسناتٌ ، ولما صحَّ عن ابنِ عمرَ أنه أوْصَى إذا دُفن أن يُقرأ عنده بفاتحة البقرة وخاتمتها .

Чтение Корана над тем, кто при смерти и над могилой

Ханафиты, Шафииты и Ханбалиты едины мнении, что читать суру “Ясин” около человека при смерти – одобряемая вещь. Доводом являются слова Пророка (мир ему и благословение): «Читайте Ясин над вашими мёртвыми» (Абу Давуд, Ибн Маджа, ан-Насаи, Ахмад, Ибн Хиббан), то есть над тем, кто при смерти.

Также они (Ханафиты, Шафииты и Ханбалиты) считают чтение Корана над могилой мустахабом/одобряемым. Опираясь на то, что передано от Анаса марфуан (т.е. со слов Пророка (мир ему и благословение):

«Кто зайдёт на кладбище и прочитает суру Ясин, то облегчит Аллах их мучения, а читающему достанется столько савабов, сколько человек там похоронено».

Другим из их доводов является, то что достоверно передано от Ибн Умара, что он завещал, чтоб, когда его похоронят, прочитали около него начало и конец суры “Аль-Бакара”.

Направление в сторону киблы

Умирающего человека желательно уложить на правый бок так, чтобы он был повернут телом в сторону киблы, если это позволяет физическое состояние человека. Если же состояние человека не позволяет сделать это, то можно приподнять подушку, чтобы голова и ноги были направлены в сторону киблы.

Доказательством этому служит хадис. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Кааба является вашим направлением, живые вы или мёртвые» (аль-Байхаки 3/408, ат-Тахави 1/383).

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

قال – صلَّى الله عليه وسلَّم -: ((إنَّ لكُلِّ شيءٍ سَيِّدًا، وإنَّ سَيِّدَ المجالس قُبالةَ القِبلة))؛ الصحيحة (2645

«Поистине у всего есть господин, господин маджлисов (собраний) – это маджлисы, направленные в сторону киблы». Сунной является стараться совершать хорошие дела, омовение, любое поклонение, и просто в любом положении быть направленным в сторону киблы. Основанием этому являются хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Надежда на Всевышнего

Умирающему человеку желательно вселить надежду на Всевышнего. Очень важно, чтобы у человека в предсмертном состояния была надежда на милость Аллаха. Постарайтесь улучшить его мнение об Аллахе, чтобы он не отчаивался из-за своих грехов. Напомните умирающему, что Аллах Милостивый к рабам, Прощающий грехи, чтобы у него сложился внутренний настрой на прощение и милость Аллаха, чтобы улучшилось его мнение относительно Аллаха. Ибо грешный раб, отдалённый от Аллаха, может не иметь хорошего мнения об Аллахе, думая, что Всевышний ему не простит его грехи. Люди, находящиеся рядом должны вселить в душу умирающего надежду на милость Аллаха.

В достоверном хадисе сказано, что Аллах Всевышний говорит:

”Я буду таким, каким считает Меня раб Мой».

Поэтому, когда раб возлагает надежды, улучшает свое мнение о Господе, это способствует милости Всевышнего.

Соблюдая эти сунны, мы можем помочь близкому человеку умереть в истинной вере.

Да поможет нам Всевышний соблюдать сунну, оградит от зависти друг другу и одарит всех мусульман смертью в истинной вере. Амин.

Оценка 4.4 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here