Молитва рахиль бородинская

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва рахиль бородинская на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Преподобная Рахиль Бородинская (Короткова)

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

Преподобная Рахиль Бородинская (Короткова; + 1928)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 27 СЕНТЯБРЯ / 10 ОКТЯБРЯ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Схимонахиня Рахиль (Мария Короткова) родилась 1833 году в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, странно- и нищелюбием.

Однажды во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг. Оставив суету и богатства мира, она покинула родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселилась в Смоленском Вознесенском женском монастыре, затем – в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария была переведена в Серпуховской Владычний монастырь, откуда в 1872 году она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель и осталась в ней до конца своей жизни.

На 2-й седмице Великого поста 1885 года рясофорная инокиня Павла (такое имя ей было наречено при постриге святым митрополитом Московским Филаретом) была пострижена в мантию с наречением имени Митродора. После этого ей приснился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из его рук кадило, полное жара и фимиама. Вскоре ей было дано послушание алтарницы, которое она исполняла с великим благоговением и страхом Божиим. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть Ангелов у престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии открылось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

Как известно, Бородинский монастырь находится на Бородинском поле, месте, обильно политом кровью русских воинов. Поэтому сестры монастыря в обязательном порядке творят поминовение по убиенным защитникам Отечества. Особенную ревность к поминовению павших воинов проявляла преподобная. Часто во сне она видела их в белых одеяниях с венцами на головах. Были среди них и такие, у которых не было венцов, но с каждым годом число их уменьшалось, а число увенчанных возрастало. В последний же год своей жизни преподобная видела, что воины заполнили весь монастырь. Она часто говорила, что все воины за молитвы о них в святой обители сподобятся получить спасение и что они, в свою очередь, испрашивают у Господа нетленные венцы для сестер; почему и скорбела о тех монахинях, которые нерадиво относились к поминовению воинов.

Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей – это было указание на принятие ею высшего монашеского образа. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия.

После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне. На этом послушании она была незаменимой труженицей и мудрой наставницей: призреваемых утешала, ободряла, многих подготовила к смертному часу, прозорливо провидя его. Она отличалась любовию ко всем, особенно к убогим, больным и страждущим.

За свои великие подвиги и благочестие преподобная Рахиль нередко подвергалась вражиим нападениям. То бесы гнались за ней, бросая огненные факелы, то не давали ей пройти в храм, преграждая путь различными препятствиями: досками, сетями, проволокой, грудой камней; иногда же входили к ней в келию и жестоко избивали ее. Но старица преодолевала все эти искушения силою крестного знамения и призыванием помощи Пресвятой Богородицы.

В 1923 году преподобная Рахиль приняла на себя подвиг старчества, переняв эту бородинскую традицию от схимонахини Сарры (Потемкиной), преемницы основательницы обители игумении Марии (Тучковой). Посреди охвативших Россию безбожия и жестокости самоотверженное служение преподобной Рахили было живой проповедью всепрощающей Божией любви и милосердия.

Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: «Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества, к которому Господь готовил ее всю жизнь. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости, чудесах и исцелениях.

Со временем обилие посетителей стало тяготить старицу и она уже всерьез стала задумываться о затворе, молясь Матери Божией об указании ей пути. Тогда ей вновь явился преподобный Феодосий Печерский и сказал: «Ты почему же не хочешь принимать народ? А знаешь ли ты, кто к тебе приходит? К тебе приходят те, которых посылает Сама Матерь Божия. Смотри, если не будешь принимать, плохо будет тебе, ведь Она Сама тебе велела принимать страждущий люд!».

«Дорогие мои, – наставляла преподобная Рахиль, – когда вас постигнет какое-нибудь несчастье, то причину этому ищите прежде всего в себе, и почти всегда ее найдете. Переносите с покорностью горести и страдания, посылаемые от Господа для нашего спасения, испытания. Учитесь переносить напраслину со смирением и радостью».

Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из этой жизни. 8 сентября 1928 года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала.

Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.

В 1996 году преподобная Рахиль была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии. В 1997 году над ее могилкой была сооружена часовня, в которой регулярно совершаются молебные пения как сестрами монастыря, так и многочисленными паломниками.

Преподобная мати наша Рахиле, моли Бога о нас!

Яко маслина многоплодна / возросла еси во обители Бородинстей, / и процветши даровании исцелений и чудес, / преподобная мати Рахиле, / плод сторичный принесла еси, / повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши, / кротостию и любовию многих на путь спасения наставляющи / и добродетели научающи, / тем же светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, / / Его же моли спасти и просветити души наша.

Заповеди Господни исполнив, / старчества благодать восприяла еси, / немощи немощных носящи священна жертва принеслася еси, / агнице кроткой тезоименита, / исцелений реки и ныне источаеши, / тем же мы, чада твоя, любовию притекающи вопием: / преподобная мати Рахиле, / моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его / / спастися душам нашим.

Преподобная Рахиль Бородинская

В наше время духовного возрождения Русской Церкви, когда православный народ возвращается к утраченным некогда традициям, мы вновь и вновь приобщаемся к животворному источнику нашей веры – святости, не имеющей границ ни во времени, ни в пространстве. Размышляя над словами апостольского послания: «поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), – мы обращаемся молитвенно к жизни и подвигам тех, кто послужил Христу и Его Святой Церкви.

В многочисленном ряду святых подвижников Русской Православной Церкви последнего времени вспоминается и имя схимонахини Рахили (Коротковой, fl928), которая продолжила традицию молитвенного делания и старчества на Руси.

Будущая старица родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, страннолюбием и нищелюбием, любила паломничать по святым местам.

Во время посещения Киево-Печерской Лавры ей явился преподобный Феодосий и благословил на монашеский подвиг. Оставив суету и богатства мира, она покинула родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселилась в 1861 году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Марию (таким было в миру имя будущей старицы) перевели в Серпуховской Владычний монастырь, откуда в 1872 году она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель и оставалась в ней до конца своей жизни.

Бородинская обитель, куда попала инокиня Павла (такое имя ей было наречено при постриге святителем Филаретом, митрополитом Московским) была совсем еще молодой. Ее история не насчитывала к тому времени и сорока лет. Место, на котором стоял

монастырь, было освящено кровью воинов, погибших в Бородинскую битву. С самого своего основания обитель отличалась высокой духовностью, слагавшейся из таинственного молитвенного единства убиенных воинов и монахинь-подвижниц.

Исполняя в монастыре различные послушания, прежде всего на монастырской кухне, она, как сама потом вспоминала, «за все принималась с молитвой к Богородице, прося Ее благословения, вразумления и помощи в каждом деле на каждом шагу». И Царица Небесная не оставляла Свою труженицу, и Сама не раз являлась ей, укрепляя в несении креста.

Проходя послушание в поварне, инокиня Павла часто не имела возможности бывать на богослужении, но мысленно всегда предстояла Господу, а в свободное от работы время уединялась для молитвы.

Особенно ревностно матушка относилась к поминовению убиенных в 1812 году воинов, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Впоследствии она наставляла неопустительно выполнять это послушание, говоря, что по молитвам сестер обители все воины сподобятся получить спасение и сами будут предстательствовать пред Господом за живущих в монастыре. Она нередко видела над монастырем в облаках воинов в белых одеяниях с венцами на головах. С каждым годом их число увеличивалось.

В личном быту инокиня Павла отличалась величайшей нестяжательностью. Как и в юности, отдавала свою одежду и обувь беднякам, а сама нередко ходила в залатанном халатике и подбирала выброшенную сестрами обувь.

На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года, рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей дано было послушание алтарницы. Перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из своих рук кадило, полное жара и фимиама.

Монахиня Митродора с великим благоговением и страхом несла свое новое послушание, радуясь пребыванию в храме Божием. Она не раз сподоблялась видеть Ангелов у престола, белого голубя над Святыми Дарами. Ей также дано было созерцать духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

В самоотверженном несении монастырского послушания и тайных молитвенных подвигах восходила от силы в силу будущая ста-

рица. Монахине Митродоре уже было более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей – это было указание на принятие ею высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. Лицезрение Царицы Небесной исполнило душу схимницы величайшего духовного восторга, который озарил неземным светом ее лицо.

После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне. На этом послушании она была незаменимая труженица и мудрая наставница: утешала и ободряла призреваемых, многих подготовила к смертному часу, прозорливо провидя его. Она отличалась любовью ко всем, особенно к убогим, больным и страждущим.

Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: «Все твои прошения о людях будут Мною исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества, к которому Господь готовил Свою избранницу всю жизнь. Наибольшего расцвета старчество в Спасо-Бородинском монастыре достигло в 1923 – 1928 годах, именно при схимонахине Рахили, в то время, когда рушились устои Святой Руси, осквернялись святыни, ломались человеческие души и судьбы. Посреди охвативших Россию безбожия и жестокости жертвенное служение матушки Рахили было живой проповедью всепрощающей Божией любви и милосердия.

В первые годы старчествования схимонахини Рахили желавших получить от нее наставления было не очень много, и она часто имела возможность уединенно молиться, удаляясь в лес. Но с начала 1920-х годов поток нуждающихся в старческом утешении значительно увеличился, и это стало весьма тяготить схимницу. Она начала думать об уходе в затвор и попросила Царицу Небесную указать ей, как надо поступить. Летним вечером 1923 года матушке Рахили вновь явился преподобный Феодосий и строго сказал: «Ты почему не хочешь принимать народ? Куда это ты хочешь удаляться? К тебе приходят те, которых посылает Сама Матерь Божия. Смотри, если не будешь принимать, – плохо будет твоей голове!»

«С того времени, – говорила старица, – я уже без отказа всех принимаю, да утешаю, да угощаю – так целый день на народе и бываю». Действительно, с раннего утра народ теснился у дверей ее маленькой кельи. Люди различных сословий и профессий при всех высказывали матушке свои печали, нужды, сомнения, недоумения, каялись в грехах. Матушка Рахиль радушно принимала всех, утешала, отвечала на вопросы, а иногда, и не дожидаясь их, прозорливо давала нужные советы. Говорила она притчами, в которых многие узнавали себя.

Несмотря на весьма преклонный возраст, старица была удивительно бодра и неутомима, обладала богатой памятью, прекрасно представляла себе современную жизнь, как духовную, так и гражданскую, и потому могла найти общий язык с любым посетителем. Старица всегда была занята с людьми. Когда отпускала мирских, то приходили монахини, которых она также утешала и, прозорливо предвидев приближающееся закрытие обители, приготовляла к терпеливому несению исповеднического креста. Матушка Рахиль пророчески предсказала, что монастырь будет закрыт после ее смерти и сестры разъедутся в разные концы, а в обители будут жить неверующие. Предсказывала она и Великую Отечественную войну, а в дальнейшем – открытие монастыря и свое прославление.

Мудро и кротко вела старица своих духовных чад. Все наставления ее были проникнуты материнской любовью и благодатной мудростью. «Бог так милосерд, – говорила она, – что если кто и малую веру будет иметь в Него, не погибнет. Ни одна мать так не может любить детей, как Бог любит нас. Как ничтожны наши грехи перед милосердием Божиим! Это – только горсть песка, брошенная в океан. Как этой горстью не осушить океана, так не может иссякнуть Божие милосердие к людям, хотя бы они были весьма грешны. А как близок Бог к каждому из нас, дорогие мои! Нам только нужно опомниться, только из глубины души вздохнуть, направить сердце свое ко Господу, как мы ставим призму к солнцу. И Он тотчас же будет с нами, отразится в нас: ведь Он стоит у двери нашего сердца и стучит в нее. Открой же сердце свое Господу!»

В 1925 году, Великим постом, старица Рахиль тяжело заболела и уже приготовилась к переходу в вечность. Но во время отходной она увидела большой колокол, опускающийся над ее ложем, услышала могучий благовест и гласы Ангелов, возвещавших ей: «Ты не умрешь теперь! Ты должна еще глаголать людям о Божием милосердии!» Действительно, матушка восстала от смертного одра и

продолжала, как прежде, принимать печальных и обремененных. Тогда к ней еще раз явился преподобный Феодосий и, укрепляя ее, сказал: «Много скорбных в мире – утешай их, но сама не зазывай к себе».

В эти годы особенно много людей посещало старицу. За ее кротость и нелицемерную любовь к людям Господь являл в ней великие благодатные дары, что видно из многочисленных свидетельств современников.

Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из земной жизни. 8 сентября 1928 года многим своим посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз, так как была уже слаба. Вскоре болезнь значительно усилилась; матушка жестоко страдала, но не прекращала принимать посетителей. От врачебной помощи старица отказывалась, говоря, что ей уже не нужны телесные врачи. Страдания увеличивались с каждым днем, но матушка лежа продолжала принимать посетителей. Лицо ее часто становилось сияющим, как бы освещенным молнией. Через некоторое время она ободрилась и сказала:

– Меня воскресил Господь, и возрадовались люди. Ну, Маша, я опять получила отсрочку у смерти недельки на три.

– Что же, матушка, значит, вы к Покрову нас покинете? – осмелилась спросить келейница.

– Да-да, дорогая моя.

С этого времени она стала принимать посетителей, как обычно, даже выходила к столу угощать их. 7 октября матушка Рахиль в последний раз принимала посетителей, была бодра и радостна, а одним людям из Москвы сказала, что через два дня умрет.

8 октября старица попросила позвать к себе монастырского духовника, отца Андрея, со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она уже более ничего не вкушала. Слабость увеличивалась, но старица не переставала заботиться о своих духовных чадах, давала келейнице последние указания и наставления.

Наступило 9 октября, последний день земной жизни старицы Рахили. Она полулежала лицом к святым иконам. Слабость заметно увеличивалась. Келейница робко спросила матушку, где ее похоронить, если она умрет.

– Матерь Божия мне давно место благословила, – ответила старица, – ты не плачь, не убивайся, – я и тебе дам тихое пристанище, но в деревню, к своим, не уходи, а то все монастырское потеряешь.

С десяти часов утра до шести часов вечера матушка непрерывно прощалась с сестрами обители, преподавая им последнее благословение. Она все слабела и, тихонько, лежа на диванчике, читала мотивы и изредка было слышно:

– Я готовлюсь, я готовлюсь.

Часов в восемь матушка ясно и твердо сказала:

– Я теперь готова. Ах, Маша, когда б ты видала, когда бы знала, какие райские селения уготованы Господом для любящих Его. Как там все прекрасно, Маша! Машенька, ты только посмотри! Ах, какое великое блаженство!

Через некоторое время старица позвала келейницу и попрощаюсь с ней. Потом она выпила два глотка святой воды, взяла чистый платок и тщательно вытерла им лицо (в это время у нее выступил с:льный холодный пот), протянула руки к своей постригальной иконе и стала горячо молиться:

– Боголюбивая Матерь Божия, дай мне Своей благодати, дай мне Своего мира омыть мое лицо!

Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу ночи с 9-го на 10 октября 1928 года.

Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители. На погребение съехалось множество ее почитателей.

Своим духовным чадам, сетовавшим о скорой разлуке с ней, матушка незадолго до смерти говорила:

– Кто меня будет помнить, того и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. После моей смерти я смогу помогать.

Слова старицы по ее блаженной кончине исполнились. Все, с верою притекающие на ее могилку, обретали утешение, исцеления от телесных и душевных недугов. Святое место упокоения подвижницы не переставало быть почитаемым. И ныне насельницы Спасо-Бородинского монастыря и окрестные жители в своих скорбях прибегают к молитвенной помощи матушки Рахили и неизменно получают утешение.

Учитывая праведное житие и подвиги схимонахини Рахили, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было определено причислить ее к лику местночтимых святых Московской епархии. Акт канонизации совершен 28 июля 1996 года во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря. Празднование церковной памяти преподобной Рахили установлено совершать в день ее кончины 10 октября.

О сем благом и радостном событии – прославлении святой Московской епархии – возвещаю вам, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, возлюбленные братья и сестры.

Молитвами преподобной схимонахини Рахили да укрепит всех нас Господь в вере православной и ниспошлет Свою Божественную помощь в несении нашего жизненного креста и исполнении заповедей Божиих.

Немногим больше года прошло с тех пор, как мы причислили к лику святых старицу Спасо-Бородинского монастыря – преподобную Рахиль. Помнится, как после наших молитв, во время прославления, над этим местом появилась радуга. Это было небесное знамение почитающим память преподобной Рахили.

Вот и сегодня, когда мы совершили крестный ход к ее святым мощам, почивающим под спудом, и совершили молебное пение, -рассеялись тучи, прекратился дождь и воссияло солнце.

Перед кончиной преподобная говорила: «Если я при жизни помогала вам, то после смерти приходите на мою могилу я еще больше буду помогать». И мы, дорогие братья и сестры, собравшиеся сегодня на праздник преподобной Рахили, тоже испытываем на себе ее небесную помощь. Не является ли чудом то, что уже в первый год после ее канонизации мы отмечаем наш праздник в Иоанно-Предтеченской церкви этой святой обители?

Мы с особым чувством молились сегодня здесь, вспоминая героев, погибших за веру и Отечество, и благочестие их потомков. Христос говорил, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). На Бородинском поле воины отдавали свою жизнь за Россию, за нас.

И мать Рахиль всегда молилась и призывала насельниц обители молиться о погибших, говоря: «Мы сейчас о них молимся и верим, что они будут иметь дерзновение о нас молиться». Матушка Рахиль предвидела разорение обители и предсказала ее будущее восстановление и открытие.

Мы встречаем здесь на каждом шагу проявления Божией силы и благого Промысла. Я с благодарностью хочу отметить, что музейные работники, которые трудились в этих стенах, имели особое дерзновение к восстановлению монастыря. Многолетний директор музея Алиса Дмитриевна Качалова те средства, что получала на содержание музея, употребляла для восстановления Владимирского

собора и других построек. Она была и посредницей между Министерством культуры и музейными работниками, которые дали согласие на открытие здесь монастыря.

С открытием обители возросло почитание преподобной Рахили. Были и свидетельства о многих чудотворениях. Милостью Божией, предстательством преподобной Рахили, матушка игумения со своими сестрами проходит здесь монашеское служение и восстанавливает традиции, заложенные подвижницами прошлого. Я благодарю всех, кто здесь служит, кто помогает, кто взял на себя труд по восстановлению святынь.

Особенно утешительно мне сегодня видеть протоиерея Петра Деревянко. В трудные для Церкви годы отец Петр проявил твердое исповедничество своей веры. Для молодого поколения духовенства очень полезно знать, в каких условиях священники того времени совершали свое служение, опекая паству, окруженную враждебным миром.

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.

Оценка 3.4 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here