Молитва при погребении праха

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва при погребении праха на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Православный обряд погребения

Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на стол или пол, постелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.

Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). В вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным светом. Напоминая об этом, православная традиция велит облачать усопшего в новые, чистые одежды. Ранее для погребения использовался саван — белый покров, знаменующий Плащаницу Христа. В наши дни этот обычай соблюдается редко.

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.

В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип распятия с белой фигурой Спасителя на черном кресте) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. Лоб украшается венчиком — полоской бумаги с изображением Господа и святых. Это символ награды Царства Небесного за тяготы земной жизни, по слову апостола Павла: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8). Венчики и погребальные кресты продаются в церковных лавках. Понятно, что все вышесказанное можно исполнить только в том случае, если тело не передается в морг. В наши дни оставить усопшего в городской квартире удается редко, и родственники вынуждены соглашаться на вскрытие, чтобы получить свидетельство о смерти. Тем не менее, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдачи тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.

Гроб христианина должен быть деревянным и скромным. Допустимо использовать и цинковый в случае, если предстоит длительная транспортировка, а также при опасности заражения. Перед положением тела гроб окропляют святой водой и, по возможности, кадят ладаном. Перед положением во гроб над телом читают Литию о усопшем, которую можно найти в молитвослове. В конце литии на словах «рабу Божию, преставльшемуся . » умершего полагают во гроб. Лития также читается, если гроб с телом покойного привозят из морга. Хорошо, если под голову почившего кладут подушечку, которую обычно готовят заранее, наполняя небольшую наволочку освященными вербами с праздника Входа Господня в Иерусалим, листьями берез с праздника Троицы или засушенными цветами, украшавшими Плащаницу и иконы в храме. Тело полностью покрывают покровом — особой пеленой с изображением Распятия, во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Божиим. Во время прощания родных с покойным и отпевания пелена откидывается так, чтобы открытыми остались лицо и руки, а после, перед погребением, тело снова укрывают ею с головой.

Твердо установленных правил, как располагать гроб с телом усопшего в доме на время прощания, не существует. Можно поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу (справа от входа); можно лицом к входящим, чтобы проститься. Возле гроба зажигают свечи, если есть возможность – с четырех сторон крестообразно, или только у головы. Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света.

Лампады и свечи возжигают у икон. Недопустимо ставить под ними стакан с водой, а то и водкой, хлеб и прочее. Также не следует ставить рядом с иконами фотографию умершего и зажигать перед ней свечу.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) надо еще раз прочитать «Последование по исходе души от тела». Перед самым выносом читают Литию, и, с пением Ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», гроб с телом покойного переносят в храм. Это пение свидетельствует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и воспевающих Ему Трисвятую песнь. На Светлой седмице провожают почившего под пение «Христос воскресс из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Лучше постараться успеть прибыть в храм еще до начала Божественной литургии. В этом случае священнослужители и все собравшиеся на литургию люди особо почтят усопшего, вознеся по ходу богослужения молитвы о прощении его грехов.

Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи. Впереди—крест или икона. В некоторых случаях до сих пор сохраняется обычай погребального шествия с крестом и хоругвями. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По Уставу, при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном. Этот звон возвещает живым об отшествии из мира еще одного христианина и служит прообразом архангельских труб, звук которых раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.

В храме тело покойного помещают на специальную подставу ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Крест над могилой православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится на земле, а душа — на небе, что под Крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием.

Для могилы православного христианина больше подходит простой крест из дерева, бетона или металла, нежели дорогие монументы из гранита и мрамора. Допустимо поместить на надгробие фотографию или портрет покойного. Если родственники хотят написать эпитафию, то лучше всего по традиции использовать слова из Священного Писания, либо из известных молитв, а не придуманные самими фразы.

Обычай сжигать тела, столь популярный сейчас в России изза относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Языческое учение содержит в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме — нужно сжечь ее, и пепел развеять по ветру.

Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при обстоятельствах непреодолимой силы — отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или Распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить. Если урна с прахом подхоранивается впоследствии в могилу, при этом действии нужно читать Трисвятое.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (приводятся параллели между огнем крематория и гееной огненной). На сей счет еще во II в. апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся . никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Кремация не одобряется Церковью в первую очередь потому, что для тех, кто сжигает своих близких, это действие не назидательно; оно вселяет в душу, скорее отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Первое блюдо поминальной трапезы—кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.

Спиртным усопших не поминают! Вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15), а поминки не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в подобных привычках.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание: класть в гроб деньги, вещи и продукты; считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба; на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб; сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня; лить водку в могильный холм; произносить: «Да будет тебе земля пухом»; рассыпать по могиле хлебные крошки; подавать в храме записки за самоубийц; верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня.

Все права звщищены

Местная религиозная организация православный Приход войскового собора святого благоверного князя

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли кремировать православного человека

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Что значит кремировать

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Отношение православия к кремации

Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Почему православных не кремируют

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена молитва об усопшем после смерти, но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Погребение усопших

Популярные товары

Новые статьи

Погребение усопших

Священной и важнейшей обязанностью всякого верующего является организация церковного отпевания своего усопшего родственника. По традиции оно совершается на 3-й день смерти; лучше, если оно произойдет в храме.

Различные действия совершаются в связи с погребением, но все они должны быть согласны с взглядом Церкви на земную жизнь и смерть, а также с учением о жизни будущей.

Эти действия происходят в следующем порядке:

– по разлучении души с телом тело почившего омывают, как имеющее воскреснуть и предстать лицу Божию в чистоте и непорочности;

– почившего одевают в чистую одежду или в одежду звания, чистые одежды означают то, что он приготовился предстать суду Божию и желает оставаться на этом суде чистым, убеленным Пречистой Кровью Христа;

– омытое и облаченное тело умершего полагается во гроб лицом к небу, с закрытыми глазами и сомкнутыми устами, со сложенными крестообразно на груди руками в знак веры в распятого Христа, на тело усопшего возлагается белое церковное покрывало в знак того, что он находится под молитвенным покровом Церкви, на лоб его священник возлагает венчик с изображением Спасителя, Божией Матери и Святого Иоанна Предтечи, а в руки — Крест или икону со свечой в знак того, что умерший веровал во Христа и предал на суд Его свою душу, на шее покойного обязательно должен быть нательный крестик;

– пока гроб находится дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо усопшего к выходу, перед иконами возжигаются свечи (именно церковные) в знак надежды на то, что умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь, затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего, псалтирь читается с момента смерти до отпевания, но можно и более, до 40 дней;

– гроб с телом переносят в храм для отпевания, при перенесении поют «Святый Боже. », несут тело умершего или знакомые, или другие люди, сопровождается оно священнослужителем, когда тело умершего приносят в храм, его поставляют на середине, с открытым лицом, обращенным к востоку (к алтарю), по подобию христиан молящихся, чтобы и отошедшая душа молилась вместе с братьями и сестрами, при гробе горят свечи, их также держат в руках присутствующие на отпевании, так как молятся не только об усопшем, но и помиловании самих себя;

– после прочтения священником разрешительной молитвы свечи в руках родных и близких гасятся, в знак того, что земная жизнь каждого человека, горящая как свеча, тоже должна потухнуть;

– на кладбище происходит прощальное целование в знак любви и единения, не заканчивающегося и за гробом, близкие дают усопшему последнее целование: целуют венчик на лбу и икону в руках, в этот момент нужно молча, от всей души попросить прощения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами, совершенно излишними являются причитания о том, почему человек умер, и как мы будем без него;

– закрытый гроб опускают в могилу, священник посыпает его крестообразно землей и произносит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней», перед погребением живые цветы, украшавшие гроб, убираются, — их возлагают на могилу.

Как вести себя на кладбище

После необходимо убрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Помните, что есть и пить (особенно спиртное) на кладбище христианину не подобает — это языческий обычай, который оскорбляет и унижает память усопшего христианина. Не нужно оставлять на могиле еду — она может привлечь животных, которые осквернят могилу. Еду лучше дать в милостыню нуждающимся.

Поминальная трапеза

Первое блюдо поминальной трапезы — кутия (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом, изюмом, курагой. Зерна кутии служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Существует чин освящения кутии. Если нет возможности попросить об этом священника, следует окропить кутию святой водой. После кутии подаются прочие блюда, с непременным соблюдением требований поста, если трапеза бывает в постные дни. Постная трапеза, в данном случае, является еще и делом благочестия в память об усопшем.

Поминать усопших спиртными напитками не совсем приемлемо. «Не обманывайтесь. — свидетельствует апостол Павел, — пьяницы Царствия Божия не наследуют» (4 Кор. 6, 40). Следовательно, обильные возлияния на поминальной трапезе могут не лучшим образом повлиять на посмертную нашу участь, отчасти и на участь усопшего, а главное огорчить его душу.

Молитва за умерших — поминовение усопших

Дни поминовения усопших

В третий день — в воспоминание тридневного Христова Воскресения;

В девятый день — по благочестивому желанию Церкви, чтобы душа усопшего была причислена к девяти чинам ангельским.

В сороковой день — так как через сорок дней после Своего Воскресения Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца.

После этого поминовение совершается ежегодно в день смерти, также в дни рождения и именины, по вере, что умерший жив и бессмертен по духу и ожидает всеобщего Воскресения мертвых.

Святая Церковь как любящая Мать ежедневно за каждым богослужением молится за всех своих детей, живых и умерших. Некоторых из усопших Церковь вспоминает за богослужением ежедневно, как святых, вознося свои молитвы к ним. Кроме того, из семи дней недели, суббота посвящена памяти всех святых и умерших.

В течение года есть и особые поминальные дни, многие из которых называются родительскими субботами:

Суббота Мясопостная — перед воскресением о Страшном Суде;

Субботы 2-й, 3-й, 4-й недель Великого Поста;

Радоница — вторник 2-й седмицы после Пасхи;

Суббота Троицкая — накануне праздника Святой Троицы;

11 сентября — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи;

В субботу перед 8 ноября — Дмитриевская родительская суббота.

Молитвы предсмертные

Также облегчает переход в вечность чтение над умирающим канона молебного на исход души, который может быть прочитан кем-нибудь из близких. После кончины над умершим прочитывают (обычно — перед положением во гроб), «Последование по исходе души от тела».

Древнейшим православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Рекомендуется как можно раньше заказать об усопшем сорокоуст — молитвенное поминовение его имени в храме за Божественной Литургией в течение сорока дней. Кроме того, в некоторых монастырях совершается чтение неусыпаемой Псалтири с поминовением усопших — т. е. чтение, не прекращающееся ни днем, ни ночью.

Как правильно поминать усопших в церкви в памятные дни

Проскомидия — это первая часть Литургии, которая совершается в алтаре. Во время проскомидии священник извлекает маленькие частички из особых хлебцов — просфор, произнося с каждой частичкой имена живых или мертвых из поданных записок. Впоследствии, после Причащения, эти частички опускаются в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Поминовение во всеуслышание на Литургии происходит во время ектений о здравии, затем об упокоении, которые произносятся после чтения Евангелия.

За панихидой молятся о многих усопших, и совершается она обычно после Литургии.

Условия, ограничивающие совершение отпевания

Перед совершением отпевания необходимо предоставить медицинскую справку или свидетельство о смерти. Человек, окончивший жизнь самоубийством, лишается права на совершение отпевания, как отвергший Божий дар жизни. Если это произошло в состоянии психической и умственной невменяемости, об этом необходимо предоставить медицинское заключение и получить в установленном порядке разрешение церковного епархиального начальства — правящего архиерея. Человек, умерший в состоянии алкогольного опьянения, может быть отпет только заочно.

Лица, принадлежащие к другим христианским течениям (католики, протестанты и т.п.), а также к нехристианским религиям, погребаются в соответствии с традициями таковых.

Как оформить записку об упокоении

У священнослужителей указывают сан — полностью, или в понятном сокращении (патр. — патриарх (митр. — митрополит, архиеп. — архиепископ, еп. — епископ, прот. — протоиерей, иер. — иерей, архим. — архимандрит, иг. — игумен, иером. — иеромонах, диак. — диакон).

Дети до 7 лет именуются младенцами (мл.), от 7 до 14 лет — отроками (отр.). Усопшие до 40 дня надписываются новопреставленными, после, при поминовении в памятные для усопшего дни (день рождения, смерти) — приснопамятными.

Отдельно отмечаются воины (воин.), но при этом нет необходимости писать «погибший», «сгоревший» и т. д.

Нельзя поминать за упокой людей, прославленных в лике святых, так как святые молятся за нас перед престолом Божиим, а не мы за них.

Подавать записки нужно до начала чтения часов перед Литургией.

Что делать, когда умерший снится и даже зовет с собой

Каждому из нас, неопытных в духовной борьбе и в различении истинных и ложных помыслов, святые отцы советовали с недоверием относиться ко всем сверхъестественным явлениям, а тем более к снам, оберегая свободу своей души. Порой под совершенно благочестивыми откровениями кроются попытки бесов пленить нашу волю. Следует также помнить, что большинство из нас бесконечно недостойны и не готовы к особому откровению Бога, открывающегося «чистым сердцам». В то же время мы имеем священное Божественное Откровение — Библию, спасительную для всех.

Можно порекомендовать в таких случаях следующее. Никогда не подогревайте себя скорбными размышлениями о том, как вам плохо будет без умершего. Лучше подарите ему искреннюю молитву любящего сердца. Если все же вам что-то приснилось, то исцелить нервное возбуждение может чтение Евангелия, Псалтири, молитвы Господу и Божией Матери. Помните, что смерть ожидает каждого из нас, и намного важнее, какой будет наша судьба после смерти, потому что далеко не каждый удостоится быть в Царствии Небесном. Важно достойно приготовиться к вечности, а не отодвинуть момент смерти.

Почему Бог допускает страдания и смерть невинных детей, неужели по грехам родителей

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Поделиться с друзьями:

Магический Щит. Уникальный проект «Три Р». Официальный сайт магов.

Все права защищены. Копирование материалов сайта запрещено!

Оценка 3.4 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here