Молитва перед обедом все о картине

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва перед обедом все о картине на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Жан Батист Симеон Шарден

Молитва перед обедом (1740), Лувр, Париж

Как и почти все жанровые картины Шардена, “Молитва перед обедом” существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна “Молитва перед обедом” хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена. Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: “Но кто вам сказал, что пишут красками?” – “А чем же?” – удивился незадачливый собеседник. – “Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством”.

Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в “Молитве перед обедом” поразительной проникновенности и теплоты. Он добивается этого, “связывая” взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки.

Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей “магической”, по словам современников, техники он держал в секрете.

Жан-Батист-Симеон Шарден. “Молитва перед обедом” 1740

Молитва перед обедом [1740]

Холст, масло 49 x 41 cm

Следует отметить, что подлинной подписью является не та, что отчетливо видна в нижней части холста, а вторая, выше головки старшей девочки, почти слившаяся с фоном, которая может быть прочитана лишь при сильном освещении. Подобные «двойные» подписи встречаются иногда на старых картинах. Наименее заметная и скромная является обычно подлинной, более четкая и яркая наводилась перед продажей для обмана не очень искушенного покупателя, если первая выцвела и стала незаметной.

Молитва перед обедом все о картине

Монументальная живопись, архитектура, декор – терминология, а также стили интерьера

Ниже – двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь 🙂

Наша группа в социальных сетях

картина

ШАРДЕН, ЖАН СИМЕОН (СHARDIN, JEAN SIMEON) Париж, 1699 – Париж, 1779

Учился у Пьера-Жака Каза, писавшего исторические полотна; работал у Ноэля-Никола Куапеля. В зрелые годы Шарден продолжал работать в Париже. Писал натюрморты, жанровые картины и портреты.

ШАРДЕН, ЖАН СИМЕОН (СHARDIN, JEAN SIMEON)” title=”картина ШАРДЕН, ЖАН СИМЕОН (СHARDIN, JEAN SIMEON)” />

На картине изображена мать семейства, наблюдающая за старшей дочерью, которая читает предобеденную молитву. Младшая девочка, сидя за столом, старается сохранить серьезность. Слева в ожидании стоит слуга с блюдом в руках.

Шарден трижды выставлял в Салоне картины, написанные на этот сюжет: в 1740, в 1746 и в 1761. В настоящее время известно несколько вариантов этой композиции.

Картина, которую Шарден экспонировал в 1740, находится в Лувре, в Париже. Ее и парную к ней работу «Трудолюбивая мать» художник подарил в 1740 Людовику XV. Луврская картина имеет вертикальный формат (в отличие от роттердамской, в ней отсутствует левая часть композиции с фигурой слуги). В Лувре также хранится еще один вариант «Молитвы перед обедом».

Композиция, выставленная в Салоне в 1746, по сведениям Каталога, имела в сравнении с предыдущей дополнение, поскольку она должна была служить парой к произведению Те-нирса. Однако в Каталоге нет указаний, в чем именно состояло дополнение. Считалось, что в 1746 экспонировалась роттердамская картина, так как она представляет расширенный вариант луврского полотна. Однако недавно П. Розенберг предположил, что «Молитва перед обедом» из Салона 1746 – та, что находится в Эрмитаже, в Ленинграде. Этот вариант датирован 1744. По сравнению с луврской картиной здесь добавлена кастрюлька с яйцами на переднем плане.

Наконец, работа, экспонированная в 1761, известна по наброску, который сделал в своем экземпляре Каталога Габриэль де Сент-Обен. Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант, имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги, и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. Однако такое отождествление также подвергается сомнению, поскольку между данной работой и наброском в Каталоге все же есть небольшие различия. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу.

«Молитва перед обедом» пользовалась очень большим успехом у публики. Стихи, которыми Франсуа-Бернар Леписье снабдил свои гравюры с этой и парной к ней картин, свидетельствуют о том, что современники видели в этих произведениях Шардена, навеянных голландскими образцами XVII века, наставление в добрых нравах.

Происхождение: аукцион в Париже, 9-10 апреля 1832, № 9; Камиль Марсиль, между 1860 и 1886/1887; сэр Роберт Эбди, Париж; Д. X. ван Бенинген, Вирхаутен; приобретена с собр. Д. X. ван Бенингена, 1958. Выставки: ((Exposition de tableaux au profit des Arts Decoratifs», Париж, 1878, № 9; ((Tableau de dessins de l’Ecole francaise», Париж, Галерея Мартине, 1880, № 100; ((Tableaux de Maitres anciens au profit des inondes du Midi», Париж, 1952, № 143; Роттердам, 1955, № 162, репр. 175.

Литература: Наппеша, 1949, nr. 108, afb. 158; Cat. 1962, p. 37-38; Wildenstein G. Chardin. Zurich, 1963 (Oxford, 1969), nr. 216, fig. 102; Cat. 1972, p. 207, afb. p. 146; Rosenberg P. Chardin, 1699-1779. Paris, 1979, p. 270, fig.

Описание картины Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»

Updated on 26.11.2014 By Admin

Картина тематики жанровых сценок из жизни, написанная маслом на холсте. Как и многие другие работы художника в этом жанре, картина получилась очень доброй и нежной. Глубокий и четкий взгляд на внутрисемейный быт обычных людей, семей. На первом плане изображен обеденный стол, за которым собрались к обеду две девочки и их мать. Руки девочек сложены в молитвенную фигуру, и они смиренно и послушно слушают свою маму, которая учит их произношению молитвы перед едой.

Мать же, расставляя посуду к обеду, не забывает повторять своим дочерям слова молитвы. Очень трогательная и нежная сцена, которая заставляет проникнуться духом любви к близким людям, к Богу. Также на картине изображены игрушки, которыми, очевидно, играли девочки совсем недавно, перед тем как сесть за стол. Это барабан и дудочка. Художник этим фрагментом передал настоящее послушание и смирение детей перед матерью, их кроткий и добрый нрав. Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери.

Окружающий главных лиц пейзаж говорит о среднем достатке семьи. Их нельзя назвать бедняками, потому что платья девочек достаточно красивы, опрятны и пышны. Но и к богачам отнести также трудно, поскольку на заднем плане показана достаточно скудная и скромная обстановка в доме.

Картина не пестрит яркостью красок и живостью палитры. Однако именно это и придает ей особое очарование и утонченность. Белые цвета, преобладающие в одежде детей, подчеркивают их невинность и ранний возраст. Коричневые, серые, темно-желтые тона одежды матери и окружающей обстановки подтверждают реалистичность и жизненность картины.

В целом, картина очень целостная, раскрывающая сюжет в полной мере. Глядя на нее, охватывает чувство нежности, тепла и уюта.

Жан Батист Симеон Шарден.

Трогательная, знакомая по множеству репродукций сценка: под наблюдением матери пухлая малышка, сложив ручки, лепечет слова молитвы, а ее сестра сосредоточенно слушает. Вся сцена наполнена искренней нежностью, связывающей членов семьи. Согласно Шардену, художник, создавая картины, хоть и пользуется красками, но пишет чувством. Впрочем, и технику этого мастера жанровой живописи тоже считали магической. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов. О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре – саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно!»

«Молитва перед обедом» – одно из самых известных произведений Жана Батиста Симеона Шардена – стала популярной еще при жизни художника. Как и многие другие свои картины, он эту повторил несколько раз. Версию… из Лувра Шарден в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Несколько авторских копий хранится в разных музеях мира, в том числе и в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Кредо Шардена – разумное самоограничение. Пока его учителя и самые успешные современники писали изображения античных богов и героев, он выбрал иной путь, на первый взгляд не суливший ни славы, ни достатка, ни статуса звезды, ни членства в Академии, ни покровительства короля, ни заказа от российской императрицы Екатерины II…

Фаина Балаховская. Скромное обаяние третьего сословия. «Вокруг света» №4 2011 год.

Молитва перед обедом все о картине

ЖАН-БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН

1744 г. Холст, масло. 49,8 x 38,4 см.

Слева: Chardin 1744

Самым реалистичным из французских живописцев предреволюционного периода был Шарден. Он первым поднял новые для французского искусства XVIII века темы семьи, материнства, домашнего труда. В его картинах мы видим женщину, воспитывающую детей, занимающуюся хозяйственными делами. Эта женщина — жена мелкого торговца или ремесленника — принадлежит к среде, в которой жил и которую хорошо знал Шарден. Отношения, господствовавшие в маленькой буржуазной семье, где все полны забот друг о друге, были идеалом художника и неисчерпаемой темой его произведений.

С необычайным теплом развертывает он перед зрителем несложное повествование. Семья собралась за столом. Молодая мать, разливая суп, очевидно, напомнила дочерям о необходимости повторить слова предобеденной молитвы. Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки, представляющее собой один из лучших детских образов, созданных им.

Интересно композиционное решение, найденное художником. Шарден строит все действие вокруг стола, расположенного в центре комнаты и наиболее ярко освещенного. Равновесие окружающих его, также освещенных, фигур не нарушается благодаря наклону самой крупной среди них — женской фигуры. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Художник стремится дать представление о небольшой, тесно связанной между собой группе людей — семье. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной. Подпись является свидетельством того, что именно этот вариант расценивался автором как основной, так как в традициях художников XVIII века—подписывать лишь наиболее удовлетворяющее их произведение.

Следует отметить, что подлинной подписью является не та, что отчетливо видна в нижней части холста, а вторая, выше головки старшей девочки, почти слившаяся с фоном, которая может быть прочитана лишь при сильном освещении. Подобные «двойные» подписи встречаются иногда на старых картинах. Наименее заметная и скромная является обычно подлинной, более четкая и яркая наводилась перед продажей для обмана не очень искушенного покупателя, если первая выцвела и стала незаметной.

Картина была приобретена для Эрмитажа между 1763 и 1774 годами из неизвестной французской коллекции.

Французская живопись XVII—XVIII вв.

Молитва перед обедом все о картине

Комментарии

Картина тематики жанровых сценок из жизни, написанная маслом на холсте. Как и многие другие работы художника в этом жанре, картина получилась очень доброй и нежной. Глубокий и четкий взгляд на внутрисемейный быт обычных людей, семей. На первом плане изображен обеденный стол, за которым собрались к обеду две девочки и их мать. Руки девочек сложены в молитвенную фигуру, и они смиренно и послушно слушают свою маму, которая учит их произношению молитвы перед едой.

Мать же, расставляя посуду к обеду, не забывает повторять своим дочерям слова молитвы. Очень трогательная и нежная сцена, которая заставляет проникнуться духом любви к близким людям, к Богу. Также на картине изображены игрушки, которыми, очевидно, играли девочки совсем недавно, перед тем как сесть за стол. Это барабан и дудочка. Художник этим фрагментом передал настоящее послушание и смирение детей перед матерью, их кроткий и добрый нрав. Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери.

Окружающий главных лиц пейзаж говорит о среднем достатке семьи. Их нельзя назвать бедняками, потому что платья девочек достаточно красивы, опрятны и пышны. Но и к богачам отнести также трудно, поскольку на заднем плане показана достаточно скудная и скромная обстановка в доме.

Картина не пестрит яркостью красок и живостью палитры. Однако именно это и придает ей особое очарование и утонченность. Белые цвета, преобладающие в одежде детей, подчеркивают их невинность и ранний возраст. Коричневые, серые, темно-желтые тона одежды матери и окружающей обстановки подтверждают реалистичность и жизненность картины.

В целом, картина очень целостная, раскрывающая сюжет в полной мере. Глядя на нее, охватывает чувство нежности, тепла и уюта.

Культурное наследие

Направления стили

Термины понятия

Страны города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас 141 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

art_shmart

Жизнь кратка, а искусство долго, и в схватке побеждает жизнь.

себя – в других мне, обнаружить!

Молитва перед обедом . 1744.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

– Как, вы тоже христианин? – в замешательстве спросил миссионер.

– Нет, но почему бы не помолиться перед вкусным обедом?

Сентиментализм в искусстве (XVIII в)

Искусство эпохи сентиментализма зародилось в Западной Европы с середины XVIII века. Оно стало развиваться с постепенного отдаления художественной мысли того времени от идей Просвещения. На смену культа разума пришла чувствительность. При этом идеи просветителей не забыты, но переосмыслены. В искусстве изменения вылились в уход от ясного прямолинейного классицизма в чувствительный сентиментализм, ведь “чувство не лжет!”

Стиль ярче всего проявил себя в литературе, где Ж.-Ж. Руссо идейно обосновал новое направление: провозгласил ценность естества, воспитание чувств, уход от социализации в уедеиненность, от цивилизации к жизни на природе, в сельской местности. В литературу пришли и другие герои – простолюдины.

(Луиз Леопольд Буальи “Габриэль Арно”)

Искусство с радостью приняло новую идею на вооружение. Стали появляться полотна с пейзажами, отличающимися простотой композиции, портреты, на которых художник запечатлевал живые эмоции. Позы портретных героев дышат естественностью, на лицах отражается спокойствие и умиротворение.

Однако произведения некоторых мастеров, творивших в стиле сентиментализма, грешат морализаторством, искусственно преувеличенной чувствительностью.

(Дмитрий Григорьевич Левицкий “Портрет Глафиры Ивановны Алымовой”)

Сентиментализм XVIII века вырос из классицизма и стал предтечей романтизма. Стиль впервые сформировался в творчестве английских художников в середине века и просуществовал до начала следующего. Именно тогда он пришел в Россию и был воплощен в картинах талантливых художников своего времени.

Сентиментализм в живописи

Сентиментализм в искусстве живописи представляет собой особый взгляд на изображение действительности, через усиление, подчеркимвание эмоциональной составляющей художественного образа. Картина должна, по мнению художника, воздействовать на чувства зрителя, вызывать ответную эмоциональную реакцию – сострадание, сопереживание, умиление. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия. Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Некоторые полотна вызывают у зрителя отторжение слащавостью и желанием откровенно его разжалобить, навязать несвойственные ему чувства, выжимать слезу.

(Жан-Батист Грез “Портрет молодой женщины”)

Появившийся на “обломках” рококо, сентиментализм, по сути, явился последней стадией вырождающегося стиля. Множество полотен европейских художников изображают несчастных молодых простолюдинок с невинным и страдальческим выражением хорошеньких личиков, бедных детей в красивых лохмотьях, старушек.

Известные художники-сентименталисты

(Жан-Батист Грез “Портрет молодого человека в шляпе”)

Одним из ярких представителей направления стал французский художник Ж.-Б. Грёз. Его картины с назидательным сюжетом отличет морализаторсво и слащавость. Грёз создал множество картин с тоскующими о мертвых птичках девичьих головках. К своим полотнам художник создавал нравоучительные комментарии, чтобы еще более усилить их нравоучительную идейность. Среди , произведения творчества живописцев XVIII века стиль читается в полотнах Я.Ф. Хаккерта, Р.Уилсона, Т.Джонса, Дж.Форрестера, С.Дэлона.

(Жан-Батист Симеон Шарден “Молитва перед обедом”)

Французские художник Ж.-С. Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. Картина “Молитва перед обедом” несет в себе многие черты сентиментализма, в частности, поучительность сюжета. Однако в картине соединяются два стиля – рококо и сентиментализм. Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Стиль рококо оставил след в построении изящной композиции, множестве мелких деталей, богатстве цветовой палитры. Позы героев, предметы, вся обстановка комнаиты изящны, что характерно для живописи того времени. Ясно читается желание художника аппелировать напрямую к чувствам зрителя, что явно указывает на использование при написании полотна сентиментального стиля.

Сентиментализм в русском искусстве

В Россию стиль пришел с запозданием, в первом десятилетии XIX века, вместе с модой на античные камеи, которую ввела французская императрица Жозефина. Русские художники преобразовали два существовавших в то время стиля, неоклассицизм и сентиментализм, создав новый – русский классицизм в наиболее романтической его форме. В этой манере творили В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, И. П. Аргунов.

(Семен Федорович Щедрин “Пейзаж в окрестностях Петербурга”)

Сентиментализм позволил художникам в картинах утверждать самоценность человеческой личности, ее внутреннего мира. Причем это стало возможным через показ чувств человека в интимной обстановке, когда он остается наедине сам с собой. Руские художники населяли своими героями пейзаж. Наедине с природой, оставшись один человек способен проявить свое естественное состояние души.

Русские художники-сентименталисты

(Владимир Боровиковский “Портрет М.И. Лопухиной”)

Известна картина Боровиковского “Портрет М. И. Лопухиной”. Модлодая женщина в свободном платье изящно оперлась на перила. Русский пейзаж с березками и васильками располагает к душевности, как и выражение милого лица героини. В ее задумчивости читается доверие к зрителю. На лице играет улыбка. Портрет по праву считается одним из лучших образцов русского классического произведения. В художественной стилистике полотна ясно прослеживается сентиментальное направление.

(Алексей Гаврилович Венецианов “Спящий пастушок”)

Среди художников этого времени руская живописная классика ярко проявилась в творчестве А. Г. Венецианова. Известность приобрели его “пасторальная” живопись: картины “Жнецы”, “Спящий пастушок” и другие. Они дышат свежестью и любовью к людям. Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью. Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. Стиль нашел свое выражение в гармонии крестьян с окружающей природой, в спокойных выражениях лиц, неярких красках русской природы.

Искусство сентиментализма в наиболее чистом виде было особенно развито в Австрии и Германии в конце XVIII-начале XIX веков. В России художники писали в своеобразной манере, в которой стиль использовался в симбиозе с другими направлениями.

Добавить комментарий

Поделиться

Мы ВКонтакте

Мы в Фейсбуке

Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Оценка 3.4 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here