Молитва от вины и стыда

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва от вины и стыда на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Грех, вина и чувство вины. Как от них избавиться?

Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (св. Иоанн Дамаскин).

Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).

В русском языке слово «грех» (ст.-слав. гр;хъ), изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом означающим «промах, погрешность, провинность»,

То есть вина – проступок или преступление против Закона или грех против БОГА, человека, природы.

Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврастении и прочим заболеваниям.

Чувство вины, по сути, это – агрессия, направленная на самих себя, – это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Но бывает, что по нашей слабости или невнимательности мы вновь совершаем этот грех повторяется. И тогда ни в коем случае не надо отчаиваться! Нужно покаяться во вновь совершенном грехе и, возненавидев этого навязчивого беса (грех), с ещё большим упорством стараться его победить. С каждым покаянием грех слабеет и настанет момент, когда Вы забудете о нём, как будто его не было.

Можно оказать помощь больным, немощным, старикам, брошенным детям, тому, кто нуждается, или пожертвовать на строительство церкви. Говорит Господь: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф.35,30)

Есть ли молитва от чувства вины?

В дни Рождественского поста многие верующие обращаются к Псалтири как верному средству, рекомендованному отцами Церкви, чтобы усилить молитвы за себя и своих сродников. Как писал преподобный Ефрем Сирин, «псалом — привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам… Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями». Однако чтение Псалтири регламентировано особыми правилами, которые не всегда понятны прихожанам. С вопросами читателей — в том числе и о Псалтири — мы обратились к клирику храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы поселка Гнилицы Автозаводского района Нижнего Новгорода священнику Иоанну Лапшину.

Как понимать часто встречающееся в псалмах выражение «враг моих ради»? Например, «Законоположи ми, Господи, в пути Твоем… враг моих ради». Может, назло врагам?

— Это псалом двадцать шестой, одиннадцатый стих. Здесь имеется в виду «потому что у меня много врагов». К примеру, протоиерей Григорий Разумовский дает следующее толкование на этот стих: «…утверди меня на сем пути, научи законом Твоим и укрепи благодатью Своею, чтобы я мог непреткновенно исполнять заповеди Твои, чтобы не совратиться мне с правого и спасительного пути Твоего по причине множества врагов моих, видимых и невидимых, непрестанно усиливающихся совратить меня с правого пути закона Божия и завести в непроходные дебри порока».

В прошлом году у моей сослуживицы умерла мама, но дочь до сих пор переживает, что недостаточно заботилась о ней в болезни. Какую заупокойную службу лучше заказать, чтобы прошло чувство вины?

— Можно и панихиду, и Псалтирь, и сорокоуст, и годовую. Но главное — молиться ей самой за маму. Псалтирь самой почитать. Для примирения с Богом и своей совестью идти на исповедь. И еще: далеко не все зависит от нас. Есть Бог, который призывает человека к себе. Это для нас случайно, а на самом деле все очень закономерно. Но законы эти от нас закрыты до поры до времени. Кстати, поскорбеть, поплакать тоже полезно: это смягчает сердце.

По отношению к какому усопшему применительны слова «приснопоминаемый», «приснопамятный»? Слышал такую приставку в монастыре, а на приходе можно ли кого таким образом поминать?

— В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

Если я подаю милостыню не от чистого сердца, а ради будущей участи моей души, засчитывается ли такая милостыня?

— Давать милостыню очень полезно для нас же самих, ибо милостынями и верами очищаются грехи, как говорится в книге притчей Соломоновых (церковнославянский текст, глава 15 я, стих 27-й). Подавать от чистого сердца может далеко не каждый — такую добродетель нужно в себе воспитывать. Очень хорошо, что вы вообще подаете — это тоже полезно, и засчитывается как благое дело: «Всякое даяние да будет благо».

Что делать, если муж при каждом удобном случае старается устроить скандал? Как потом относиться к нему с любовью?

— Ссора никогда не бывает односторонней, в ней всегда две участвующие стороны. Нам нет никакой пользы, если мы оказываем внимание и любовь только тем, кто нас гладит по головке. Христос благословлял тех, кто Его мучил. И мы к этому призваны. Если хотите, чтобы ссоры прекратились, молчите и молитесь.

Когда в очередной раз не смогли удержать язык, тотчас кайтесь в этом. Знайте, что все наши скорби есть просто естественное продолжение нашего образа жизни, мыслей, желаний. Бог дает нам немного — по силам, ограниченное время — пострадать здесь, чтобы не страдать потом вечно. Но если мы изменяем себя по образу Божию, следуя заповедям евангельским, благодушно переносим скорби и не отвечаем злом на зло, то скорби постепенно утихают.

Перед школой дочь не успевает читать утренние молитвы. Нужно ли проявлять настойчивость в этом вопросе? Вечерние читает вместе со мной.

— А можно ли вообще стоять над душой у молящегося человека? Точнее, будет ли такая ситуация молитвой? Да девочка только об опоздании и будет думать! Предоставьте ей решать, сколько молитв она прочтет. Перекрестите ее перед выходом, скажите: «Ангела хранителя!» или: «Храни тебя Бог!» А сами за нее особо помолитесь, когда будете совершать свое утреннее правило. Тем более вечерние молитвы вы читаете вместе. Вторгаясь в такие сугубо личные отношения, как отношения человека с Богом, вы можете вообще надолго оттолкнуть ребенка от веры. Вы сами чувствуете эту опасность, раз возник такой вопрос.

Трехлетний сын совершенно не может спокойно стоять в храме: все время вертится или бегает, нарываясь на замечания окружающих. Может, следует приучать ребенка к храму в более позднем возрасте, а пока оставлять его дома, с бабушкой?

— Лучше потерпеть и смириться с тем, что малыш не дает покоя, но все-таки брать его с собой. Исповедоваться вы можете накануне вечером (если собираетесь причащаться). А для молитвы использовать вообще любое время, чтобы даже мысленно, но со всей искренностью обратиться к Богу. Попросите у священника благословение время от времени выходить с ребенком из храма, чтобы он мог переключаться и «выпускать пар» на улице.

Есть ли в церковном уставе какие-либо предписания по поводу определения возраста, с которого дети должны приступать к Святому Причастию натощак?

— Приучать надо постепенно. К семи годам, когда, по правилам, ребенок входит в отрочество, поступает в школу и впервые исповедуется, подготовка к причащению должна уже стать для него естественной. Сначала надо увеличить время от завтрака до причастия и приходить на службу все раньше и раньше. Делать это с таким расчетом, чтобы без стрессов к четырем-пяти годам малыша можно было бы приходить в храм к началу службы.

В день причащения завтрак должен быть легче обычного, а вот после службы обязательно порадуйте ребенка чем-то вкусным.

Не только объем завтрака сократите, но и состав измените, постепенно снижая питательность. В четыре-пять лет можно перед тем как идти на службу, дать попить подслащенный чай. После такой подготовки новость, что отныне мы совсем ничего не будем есть перед службой, будет воспринята нормально. Важен ваш пример. Ребенок должен следовать за вами, а вы — брать на себя то, чего он пока не может ни понять, ни выполнить. Это касается и молитв, и поста.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Как молиться о победе над чувством вины

Практические указания

  1. Все люди борются с чувством вины. Кто-то подавляет его, а кто- то оказывается сам подавлен им. Что вы будете делать с чувст­вом вины, выбирать вам.
  2. В молитве отдайте чувство вины Господу. Запишите все ваши переживания, связанные с этим, и попросите Святого Духа по­казать вам источники их возникновения. Если чувство вины появилось в результате греховных мыслей или поступков, необ­ходимо покаяться и оставить их. Иногда нужно попросить про­щения у человека и исправить свои ошибки. Когда действует Святой Дух, Он всегда обличает в конкретном грехе, исповедав который, мы обретаем прощение и освобождение. Святой Дух всегда дает надежду, Он приводит нас к Христу и показывает путь освобождения.
  3. Чувство вины может быть ложным. Отличить ложное чувство от настоящего помогает истина. Если это дело лукавого, вы будете ощущать непонятный страх, а не вину за конкретный грех. Вы можете молиться, исповедовать грехи, читать Библию и делать все, что в ваших силах, но легче вам не станет. Если причина чув ства вины — в вас, или оно имеет бесовский источник, то рано или поздно вы окажетесь в тупике и потеряете надежду. Отчая­ние и замешательство будут лишь возрастать по мере того, как вы все с большим усердием будете молиться и искать Бога. Появит­ся чувство безысходности. Единственный способ избавиться от подобного чувства вины — противостать дьяволу и не отсту­пать, пока вы не почувствуете себя свободным.
  4. Иногда исповедание греха не приносит облегчения. Такое слу­чается по нескольким причинам:

Во-первых, возможно, вы не покаялись во всем, что касается дай ной проблемы, или не желаете признать свою ответственность за произошедшее. Может быть, вы до конца не простили или не бы ли полностью откровенны с Богом во всем, что касается этого греха Во-вторых, помните, что после того, как вы попросили Бога про стить и очистить вас на основании 1Ин. 1:9, Он очистит вас и от по рочной совести («от всего дурного, что было у нас на совести» — РВ) на основании Евр. 10:22. Сатана часто обвиняет нас уже после того, как Бог очистил нас кровью Иисуса. Попросите Господа удалить из вашего разума все мысли, как-то связанные с этим грехом.

В-третьих, возможно вы не хотите окончательно порвать с каким- то грехом. Покайтесь в вашем нежелании, и если нужно, попросите Нота дать вам желание творить Его волю и оставить этот грех.

В-четвертых, сатана все еще может наносить вам удары, и он бу­дет пытаться украсть мир из вашего сердца. В Иак. 4:7 сказано: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас». Обратите внимание на то, что этот стих разделен на три части: 1) по­коритесь Богу, 2) противостаньте дьяволу, и 3) затем он убежит от вас. Покориться Богу означает удалить все, что может разделить вас с Ним. Удостоверьтесь, что вы исповедали все грехи и в тайне со­знательно не цепляетесь ни за один из них. Обязательно попросите Вога очистить вашу совесть. Исполнив все сказанное, вы можете противостать дьяволу и приказать ему во имя Иисуса Христа боль­ше вас не беспокоить. Не поддавайтесь сомнениям и не допускайте мысли о том, что, может быть, Бог не простил вас. Сопротивляйтесь всякому сомнению и неверию, потому что Бог верен, и Он сказал, что простит наши грехи, если мы исповедуем их.

В-пятых, если вы сделали все, о чем говорилось в предыдущих пунктах, но так и не обрели мира в сердце, не зацикливайтесь на этом, но смотрите на Иисуса, зная, что Он победил сатану на кре­сте (Кол. 2:13-15). Сосредоточьтесь на Его обетованиях, верьте им, а не своим изменчивым ощущениям. Бог дал нам абсолютное проще­ние, а ощущение мира в сердце лишь прилагается к нему.

Места Писания для молитвы

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я ска­зал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

«Смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; ос­тавила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. Не ос­тавь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на по­мощь мне, Господи, Спаситель мой!» (Пс. 37:6-8, 10, 11, 22, 23).

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от без­закония моего, и от греха моего очисти меня. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:3,4,12).

«Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и сми­ренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

«Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:12).

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23, 24).

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Пр. 28:13).

«Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пур­пур, — как волну убелю» (Ис. 1:18).

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония на­ши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцели­лись. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5, 6).

«Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу» (Плач 3:40).

«Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19).

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на зем­ле прощать грехи. » (Лк. 5:24).

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но что­бы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17).

«А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:21).

«Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23, 24).

«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).

«А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30).

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Кто бу­дет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осужда­ет? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и хо­датайствует за нас» (Рим. 8:31, 33-34).

«В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).

«То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).

«И грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 10:17).

«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем об­щение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:7-9).

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, правед­ника» (1Ин. 2:1).

«Ибо если сердце наше осуждает нас. Бог больше сердца нашего и знает все» (1Ин. 3:20).

Молитва от вины и стыда

Святитель Тихон Задонский

Нас видно, когда нам по настоящему плохо. Мы меняемся в лице и в голосе. Мы утрачиваем комфорт. В своей жизни мы чего-то или кого-то лишаемся: нас предали, дико болит голова, уволили с работы, разрушилась семья, разбили машину, потеряли деньги, поссорились со знакомыми, умер близкий человек. В такие моменты мы искренни в своих переживаниях. И нам слишком плохо, чтобы обращать внимание на реакцию окружающих…

В радости или в боли мы приобретаем первый молитвенный опыт. Причем зачастую это происходит неосознанно, как бы само собою. «Ну, слава Тебе Господи! Обошлось», – говорим, когда нам хорошо. «Господи спаси», – когда плохо. Но дальше этого не идем. Почему? «Вы как будто стыдитесь обращаться к Богу с просительными молитвами. Не есть ли это утонченная гордыня? Просить – это свойство нищего попрошайки». А к роли попрошайки мы как-то не готовы. Да как то и не к лицу нам быть в роли просящего. Нет, нам, конечно, есть о чем просить, много чего хотелось бы сразу. Но неужели по каждому случаю надоедать Богу своими проблемами? Священное Писание дает положительный ответ на этот вопрос: «Открывайте свои желания перед Богом» (Фил.4:6). Более того, «если человек не обращается к Богу в малых нуждах, – пишет Клайв Льюис, – он не будет знать, как это делается, когда придет беда… Высокоумие нам не к лицу. Мне кажется, от небольших молитв нас подчас удерживает ощущение не Божьего, а своего величия»

С другой стороны, нам стыдно бывает просить у Того, о Ком вспоминаешь в своей жизни по случаю. Но Евангелие настойчиво призывает нас именно просить: «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24). Молитва, в первую очередь, нужна нам. Господь в ответ на наше прошение, прежде всего, наполняет нас миром и чувством защищенности. Бог дает уверенность в том, что мы слышимы Им, а значит, не одиноки в своих переживаниях. «Бог христиан – это Бог, Который ниспосылает душе понимание, что Он единственное ее благо, что в Нем Одном может она обрести покой». Порою еще не получив «осуществление ожидаемого», в нашей душе уже зарождается «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Рождается вера в Бога. На смену стыду приходит надежда. В конечном итоге получается, что человек, всю жизнь искавший своего, вдруг оказавшись в присутствии Божьем отчетливо понимает, что это как раз и есть то, что ему нужно…

В Евангелии мы обнаруживаем нескончаемую вереницу людей, идущих к Иисусу Христу со своим и за своим: начальник синагоги по имени Иаир умоляет об исцелении умирающей двенадцатилетней дочери (Мк. 5:22-24, 35-43); четверо друзей на носилках приносят своего больного товарища (Мк. 2:3-5); Вартимей просит о прозрении (Мк. 10:46-52); Закхей ищет понимания и прощения (Лк. 19:2-9); десять прокаженных просят об избавлении от страшной болезни (Лк.17:12-19); сирофиникиянка упрашивает об изгнании беса из своей дочери (Мк.7:25-30); сотник просит о выздоровлении своего слуги (Мф. 8:5-13).

Эти люди были такими же как мы. Значит это под силу и нам… Поборов ложный стыд они начали просить, начали молиться. Мы можем последовать их примеру… Они смогли преодолеть стыд зарождающейся надеждой и обрести жизнь. Такая возможность остается и для нас…

Не менее важный вопрос, как попросить? Молитвы не знаем, да и опыта духовной жизни нет. Мы привыкли в повседневности обращаться «по форме, по чину». А в молитве – какая здесь-то форма? Из многовековой традиции Церковь предостерегает человека от попытки говорить на «правильном языке» с Богом: «одна из опасностей в молитве – это стараться найти слова, которые были бы «на уровне Бога». К сожалению, поскольку никто из нас не на уровне Бога, у нас это не получится, и мы тратим массу времени, приискивая особенные слова. Современный человек не знает текста молитв, не знает слов, которыми можно обратиться к Богу, а искать слова лень. Вот и не молится вовсе. Правда до той поры пока «гром не грянет»…

В христианской аскетике издревле существовало негласное правило духовной жизни «смирись перед Богом, или Он тебя смирит». В жизни чаще всего срабатывает второй вариант, испугавшись, мы вынуждены кричать к Богу, сродни тонущему апостолу Петру «Господи! спаси меня» (Мф. 14:30). Когда нам страшно или больно мы кричим, так, как можем, не подбирая «нужных», «правильных» слов. Мы кричим из сердца. И в ответ на такой крик, как и в случае с апостолом Петром, приходит помощь – «Иисус тотчас простер руку, поддержал его» (Мф. 14:31).

Мы приходим к Богу с теми нуждами, к которым люди (и даже самые близкие) равнодушны. С безразличием окружающих мы сталкиваемся и в радости и в боли. И тогда мы взываем к Господу, впервые вступая в неизвестную для нас область молитвы. Мы молимся с надеждой быть услышанными хотя бы Им. Мы начинаем просить и стыд отступает перед надеждой. Так рождается молитва. Рождается наша молитва…

Нас слышно, когда нам действительно хорошо. Нас видно, когда нам по настоящему плохо. А между радостью и болью молитве в нашей жизни также есть место. И нам не надо бояться, что для будничной молитвы не хватит ни времени, ни сил. Человек молящийся наполняет смыслом то утерянное время, которое тратится ежедневно на одно и то же: ожидание транспорта; дорога из дома на работу и обратно; время перед сном или когда мы только что проснулись. Таким образом, мы приобретаем навык молитвенный просьбы по мелочам, который укрепляет надежду на Того, Кто любит, слышит и принимает нас. И тогда мы из опыта очередного прожитого дня готовы подтвердить христианскую аксиому: «молитва истинная от надежды происходит».

Оценка 3.3 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here