Молитва на облачение алтарника

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва на облачение алтарника на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Как правильно одевать стихарь

Обсуждения

Настоятель имеет право благословить, но пономарь имеет право его носить только в одном храме. Обычно благословляет сначала настоятель, а потом, когда приезжает архиерей, тогда дает благословение он. И тогда пономарь имеет право носить стихарь даже в другой стане, это также дает право входить в алтари разных храмов.

Я живу в Красноярске, раньше жил в Кемеровской области. В наших местах относительно входа в алтарь и ношения стихаря всё происходит примерно так.

Батюшка подходит ко мне и говорит: Не хочешь ли мне помогать в алтаре? Ну тогда заходи, делай три земных поклона Престолу и разжигай кадило . Теперь я имею право в любое время входить в наш алтарь, но естественно, это совершенно не распространяется на другие храмы.

Сейчас служу в строящемся храме Рождества Христова в Красноярске. Службы проходят на цокольном этаже. Полтора года назад, когда службы только начинались, не было отопления, зимой был жуткий холод, а весной и осенью постоянно капало с потолка. Настоятель благословлял служить в верхней одежде, и, говорят, даже в шапках (я этого еще не застал). Конечно, о стихарях речи не было.

Когда провели отопление и сделали своды храма стали носить стихари. Первыми их одели ребятишки. Позже батюшка благословил и взрослым. Для меня это выглядело так: батюшка говорит мне: сегодня день избрания патриарха. В честь этого события, одевайте стихарь. Так я и начал носить стихарь. Никакого благословения арихиерея не было.

Перед службой (или в начале), мы складываем стихарь, кладём его на левую руку, сверху кладём правую, как на благословение. Затем подходим к Горнему месту, и делаем два обычных поклона с крестным знамением, потом поклон настоятелю. После этого подходим к нему и говорим: благослови, владыко, стихарь . Он благословляет, целуем руку священника, говорим Аминь , целуем крест на стихаре. Далее подходим к Горнему месту и делаем один поклон с крестным знамением, и поклон настоятелю. Потом отходим на своё место облачаться. Во время облачения читаем молитву Возрадуется душа моя о Господе.

В разных местах по-разному и. как следует из народной поговорки, в каждом монастыре свой устав. Поэтому главное – послушание тем традициям, которые есть там, где ты живешь. И, конечно, уважительное отношение к традициям в других местах

Сейчас я служу в Вознесенском храме, до этого я помогал на клиросе и на требах в Тихвинском храме нашего города. По Тихвинскому храму я знаю алтарника, ему сейчас 5 лет. Сначала ему батюшка подрясник с ремнём дал, сейчас уже в стихаре без подрясника ходит.

Ох, у нас как я говорил вся эта орава в стихарях шастает.

У нас на стихарь благочинный благословляет. Без какого либо там ведома архиерея, тем более письменного

Это вообще-то компитенция любого настоятеля Другое дело подрясник – вот там и нужен архиерей

На счет других алтарей не знаю не слышал.

Врать не буду. Если говорить конкретно про меня, то я сейчас могу зайти в совершенно любой алтарь епархии, да и вне ее пока проблем не возникало.

Стихарь это:

Содержание

В древности подобная одежда была известна под различными наименованиями (например, στιχαριυν, альба. туника ). Почти все эти наименования означали обычную нижнюю одежду, которую в древности носили мужчины и женщины. Христианская церковь приняла эту одежду в число священных по образцу ветхозаветной священнической одежды, известной под именем хитона. или у первосвященников #160;— подира.

Стихарь находился во всеобщем употреблении во всех древних церквах. В древности стихарь изготовлялся из льна и был белого цвета, на что указывает одно из его наименований#160;— alba (белая одежда). Этому цвету стихарь, как цвету одежд ангельских, соответствует и то таинственное знаменование, какое соединяют с ним учители церкви. Стихарь знаменует светлую жизнь облачающихся в него, напоминает о той чистоте и непорочности, с которою служители Божии должны проходить своё высокое служение, и выражает их духовную радость о Господе, внушаемую чистотою жизни. Это знаменование выражается в молитве, читаемой при облачении в стихарь: «возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец и яко невесту украси мя красотою. ».

Употребление

Стихарь используется всеми тремя степенями священства. так как от них требуется одинаковая чистота жизни. В неё облачаются также иподиаконы и, по благословению епископа. алтарники. чтецы и певцы. Стихарь диакона (и церковнослужителя)#160;— длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Стихарь надевается диаконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61:10 ) и шьётся из материи светлого цвета.

У архиерея и священников стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником. так как находится под другими ризами, ими надеваемыми. Иногда нашиваются ленты на боках и рукавах стихаря, знаменующие собою те узы, которыми был связан Иисус Христос пред Каиафою и Пилатом. и кровь, истёкшую из ребра Его. Разрезы под рукавами стихаря напоминают о прободённом ребре Христа, а оплечья из других материй или других цветов, означают язвы от его бичевания .

Литература

  • В.#160;И.#160;Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. чтение», 1848, ч. I)
  • Архим. Гавриил, «Руководство по литургике или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886)
  • П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М. 1890)
  • Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной перкви» (Курск, 1895).

Смотреть что такое Стихарь в других словарях:

СТИХАРЬ — (ново греч. sticharion). Одно из облачений священно и церковнослужителей при богослужении, причем у архиереев и священников называется подризником, так как, поверх него, одеваются еще и другие облачения. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка

СТИХАРЬ — муж. нижнее облаченье священников (и архиереев) и верхнее диаконов, а иногда и церковнослужителей, при служении. Стихарный покрой. пономарь, посвященный в одежду эту. | см. стих. Стихарник, кто носить стихарь. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. … Толковый словарь Даля

стихарь — подризник Словарь русских синонимов. стихарь сущ. кол во синонимов: 6 • альба (2) • облачение … Словарь синонимов

стихарь — СТИХАРЬ, арх. церк. Во время заутрени килейник старец Никифор, певчие дьяки четыре человека, приноровя ключ, отомкнули замок у сеней, взломали ящик и вытащили из него денег девяносто рублей, а также украли однорядку англицкого сукна, ферязь, … Словарь трилогии «Государева вотчина»

СТИХАРЬ — (греческого sticharion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной прямой одежды с широкими рукавами … Современная энциклопедия

СТИХАРЬ — (от ср. греч. sticharion) длинное платье с широкими рукавами, обычно парчовое, церковное облачение дьяконов и дьячков, нижнее облачение священников и архиереев … Большой Энциклопедический словарь

СТИХАРЬ — СТИХАРЬ, стихаря, муж. (греч. sticharion) (церк.). Длинная, с широкими рукавами, обычно парчовая, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СТИХАРЬ — СТИХАРЬ, я, муж. Длинная, с широкими рукавами одежда для богослужения у дьяконов, дьячков, а также нижнее облачение у священников, архиереев. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Стихарь — священная одежда, прямая, длинная, с широкими рукавами.Наименование свое С. получил от греческого слова sticoV стих, строка,прямая линия. В древности одежда эта известна была под многиминаименованиями, напр. sticarion, alba, tunica. Почти все … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Стихарь — (греческого sticharion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной прямой одежды с широкими рукавами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Как правильно складывать стихарь

Как правильно складывать стихарь

04Firsova ТЫ ПОНИМАЕШЬ СВЕТ В ЛАМПОЧКУ

В Донецке слышны залпы «Урагана», Как правильно складывать стихарь

прев лент ща буду спамить джейкобу😂 поч бы и нет?

Как достать луну с небес под вечер. Как правильно складывать стихарь! Если алкоголь это зло, то алкоголики это люди, постоянно стремящиеся уменьшить количество зла в этом мире.

Друзья, сегодня мы с радостью публикуем улыбчивое стихотворение от поклонницы Импульса – Оксаны Коротеевой. … и еще раз о Мейерхольде. И Маяковском тож Суд оставил под стражей замглавы комитета правительства Санкт-Петербурга по делу о взятке 4,5 млн рублей Шестерых сторонников Исламского государства (ИГ) в США задержали за участие в подставном заговоре ФБР – … Пробег астраханцев в поддержку Новороссии через Новый мост

1 ночи, я читаю книгу Сочинение по с покровскому прутский поход петра первого 2012 год: Фобос-Грунт успешно приземлился на Марс. Работники завода в ужасе выбегали из цехов. Осужденного в США наркобарона с Гаити освободят за показания против правительства свергнутого президента Аристида СвободнаяПресса Во Владивостоке возбуждено уголовное дело в связи с отравлением…. временем перестаете видеть красоту и прелесть своей девушки. Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь её не станет короче.Счастья не становится меньше, когда им делишься.— Будда Шакьям Nutella – это легендарный продукт, с которого начиналась история. Как уже неоднократно говорилось, для путинской России и элит. придуманные люди за окном диктуют нам последние страницы все ночи напролет теперь хохлы и че там с ними будут сниться azubinski

Вы удивили. И по оценке содержания текста: не скажу, что не.

В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ СОЛНЦЕ. ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ. /СОКРАТ

Символ Веры

Облачение перед Литургией

1/Temp/moz-screenshot.png” />1/Temp/moz-screenshot-1.png” />

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, “во весь светлейший сан;” 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Это облачение происходит торжественнее, чем перед всеми другими

службами, ибо сопровождается чтением особых молитв над каждой одеждой.

В то время, как обычно священник лишь благословляет свои одежды и притом

надевает на себя только одну епитрахиль и поручи, а в более

торжественные моменты еще фелонь, перед литургией он облачается в

полное облачение, состоящее из:

а если он награжден 6.набедренником и 7.палицей, то надевает и их.

(“во весь светлейший сан”), как сказано в Триоди Цветной, 2. на вечерню

в первый день Пасхи, 3. на вечерню Великого пятка и 4. на трех утренях

в году перед выносом креста: на Воздвижение Креста Господня 14

сентября, на Происхождение честных древ 1 августа и в неделю

Но во всех этих случаях священник только

благословляет одежды и возлагает их на себя молча. Перед литургией же

он на каждую одежду произносит особые молитвенные слова, указанные в

служебнике (служебник – это книга, в которой излагаются неизменяемые

части ежедневного богослужения, причем именно то, что должны

произносить и делать священники и диаконы. Служебник содержит в себе

последование вечерни, утрени, литургии св. Иоанна Златоуста, литургии

св. Василия Великого, литургии Преждеосвященных Даров и дополнительные

только от других людей, но и от самих себя, ничего не напомнить в себе

другим похожего на человека, занимающегося обыкновенными житейскими

“Боже! Очисти мя грешнаго и помилуй мя!”

блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской одежды и в

напоминание непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с

саном священства, произнося при надевании его:

душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия

одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту, украси мя красотою“.

душа моя о Господе, ибо он облек меня в ризу спасения, и одеждою

веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту

украсил меня украшениями“).

– узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым

подаёт он знак к начинанию всякого действия церковного, воздвигая народ

к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к

ангельской быстроте и готовности во служении.

Ибо звание диакона,

что звание ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким

лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым

хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоустаго,

ангельское летание. Лентие это он, поцеловав, набрасывает себе на плечо.

Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи,

сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты“.

рука Твоя, Господи, прославилась силою: правая рука Твоя, Господи,

сокрушила врагов, и множеством Твоей славы уничтожила противников“).

левую, думает о самом себе как о творении рук Божьих и молит у Него же,

его сотворившего, да руководит его свышним Своим руководством, говоря

В начале благословляет и надевает стихарь (подризник), сопровождая это теми словами, какими сопровождал и диакон;

вслед за стихарём, надевает уже не простой одноплечный орарь, но

двухплечный, который, покрыв оба плеча и обняв шею, соединяется обоими

концами на груди его вместе и сходит в соединённом виде до самого низа

его одежды, знаменуя этим соединение в его должности двух должностей —

иерейской и диаконской. И называется он уже не орарём, а “епитрахилью“.

Надевание епитрахили знаменует излияние благодати на священника и

поэтому сопровождается это величественными словами Писания:

Бог изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе,

сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его“.

Бог, изливающий благодать Свою на Своих священников, как миро на

голову, стекающее на бороду, бороду Аарона, стекающее на края одежды его“).

поверх подризника и епитрахили, чтобы не препятствовала ширина одежды в

совершении священнодействий и чтобы этим выразить готовность свою, ибо

препоясывается человек, готовясь в дорогу, приступая к делу и подвигу:

препоясывается и священник, собираясь в дорогу небесного служения, и

смотрит на пояс свой, как на крепость силы Божией, его укрепляющей, для

чего и произносит:

Бог, дающий мне силу, сделавший путь мой непорочным и мои ноги быстрее

оленьих и поднявший меня на вершину. /Т.е. к Престолу Божьему/“).

Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию

возрадуются всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь“.

Твои, Господи, оденутся в праведность, и святые Твои радостью

возрадуются всегда, теперь и постоянно, и во веки веков. Истинно так“.)

человеком: каков он ни есть сам по себе, как бы ни мало был достоин

своего звания, но глядят на него все стоящие во храме, как на орудие

Божие, которым управляет Дух Святый.

и диакон поднимаются омытые, усветлённые, подобно сияющей одежде своей,

ничего не напоминая в себе подобного другим людям, но уподобляясь

скорее сияющим видениям, чем людям.

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

Страничка Алтарника

Какие бывают алтарники?

Чтобы увеличить фотографию надо кликнуть по ней левой клавишей мыши, для возврата кликнуть крестик в правом верхнем углу снимка.

Тест Алтарника.

Для прохождения теста Алтарника нажмите кнопку.

Пономарь – сейчас тоже, что и алтарник.

Днём алтарника принято считать 19 сетября, в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах), совершённого по молитвам Архиппа Херотопского.

Пономарь (ударение на “а”). О фициально — Парамонарь от др .- греч . парамонариос — ” приставник” , ” привратник” — служитель православной Церкви , обязанный звонить в колокола , петь на клиросе и прислуживать при богослужении .

В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах , например , в Вифлеемской пещере , где родился Спаситель , на Голгофе , как для охраны их от святотатства , так и для оказания различных услуг паломникам .

Он наблюдал за имуществом храма , возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его . Со временем к обязанности парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением , принесение в алтарь просфор , вина , воды , ладана , приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты , призывание верующих к богослужению колокольным звоном и , наконец , уборка храма и алтаря .

С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально — назначение на должность пономаря благословляется ( разрешается ) настоятелем храма без письменного приказа . Обязанности пономарей разделены между звонарями , певчими , алтарниками и псаломщиками ( чтецами ).

Обязанности алтарника.

1. П ономарь обязан придти в храм до богослужения, что бы подготовть всё нужное для богослужения.

2. П ономарь должен следить за ходом Богослужения и вовремя благоговейно исполнять свои обязанности.

3. П режде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий, чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля и сослужащих в алтаре.

4. П еред вечерней службой проверяется всё облачение алтаря и священническое, если нужно меняется на нужный цвет. Алтарник меняет только Завесу, Нааналойники (если они есть), готовит воздухи и покровцы нужного цвета, а так же готовит священническое облачение нужного цвета и себе тоже меняет стихарь на нужный цвет. Иногда жертвенник переоблачать может пономарь, а престол – дьякон или священник, но приготовить ризы должен пономарь. Поменять или выложить праздничную икону в храме. Проверить наличие Богослужебных книг – Требник, Часослов, Минея и пр.

5. Д о начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения.

6. П риготовить Богослужебные просфоры, их должно быть 5 (Агничная – самая большая, Богородичная – с изображением Богородицы, Девятичастная – тоже большая и ещё две заздравная и заупокойная (они бывают поменьше). Более подробно о просфорах можно посмотреть на странике “Проскомидия” http://hramiliya1787.ru/index.php?page=proskomidiya .

7. П риготовить вино для Литургии (если вино только что открытое, то необходимо влить в него немного св. воды , если священник сам будет это делать значит нужно приготовить св. воду в ковшике) .

8. П роверить все свечи используемые для Богослужения (чтобы у всех были обозжённые фитильки).

9. К адило подаётся диакону или священнику всегда готовое. ( Дьякону десница (рука) не лобызается (не целуется) ). Г отовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый) .

10. Н еобходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица.

11. К адило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону.

12. О ткрытие Царских врат: один пономарь подходит к Царским вратам с северной стороны, другой — с южной, и, не спеша, одновременно отверзают. Подходят к Горнему месту, крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу (при архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари).

13. З аписки читать с усердием и благоговением после благословения священника. После прочтения записки складывают перевёрнутыми, дабы было понятно, что они прочитаны.

14. С одержать умывальные приборы в чистом и опрятном виде, полотенце своевременно менять.

15. С тарший пономарь следит за наличием запасов кадильного угля, ладана, лампадного масла и пр., что необходимо для богослужения. Заранее сообщает настоятелю о необходимости пополнения запасов.

16. С воевременно готовить и менять облачение священников, алтаря и покровцы.

17. С воевременно менять или выкладывать праздничную икону в храме.

18. П еред большими празниками обычно совершается “генеральная” уборка, к которой добавляется чистка семисвешника, подсвечников, кадила, паникадила, замена свечей подготовка облачения для алтаря и плюс простая уборка.

С тихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы. Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей. По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием. Для диаконов и низших клириков – это верхнее богослужебное облачение, для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником, поверх которого надеваются прочие ризы. Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов.

На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви. На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу. По бокам стихаря от подмышек до пояса и ниже выполнены разрезы, символизирующие прободенные ребра Спасителя. Белый цвет стихаря (подризника) подобен цвету небесных одежд людей и Ангелов Божиих, и цвету белых риз Господа в Преображении.

Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: “Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей”, затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

Складываем стихарь.

1. Укладываем стихарь на спину с развёрнутыми рукавами.

2. Склдываем левую сторону стихаря от плеча на право (стороны приведены условно, это не принципиально).

3. Складываем рукав пополам.

4. Складываем правую сторону на лево.

5. Складываем рукав.

6. Складываем сложенный стихарь пополам (подол к воротнику).

7. Складываем ещё раз попалам. Получается вот так.

8. Переворачиваем стихарь воротником вверх. Можно брать и идти под благословение. После благословения лобызается (целуется) крест на спине и благоговейно одевается.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

П одрясник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.

Существует несколько разновидностей покроя подрясников (греческий, русский и др.): разрез может быть до низу или только до пояса, и справа и слева, воротник может застёгиваться внахлёст, а может только прихватываться крючками, может иметь дополнительные карманы на груди, может иметь карманы только с боков, а может и совсем без карманов быть и т. д. Чаще всего подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами, ушитое в талии, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.

Благословение на ношение подрясника можно взять у настоятеля храма, НО служить в подряснике Вы сможете, только в своём храме и не на архиерейской службе.

Благословение у архиерея на ношение подрясника берётся, только в том случае если настоятель Вашего прихода благословляет подойти к архиерею с этой просьбой. После архиерейского благословения алтарник получает право ношения и служения в подряснике везде.

Всё выше сказанное происходит с ведома и по благословению духовника, а не самочинно.

Правила поведения в алтаре.

С облюдение норм внешнего вида – одно из самых простых требований к алтарнику.

А лтарник должен приходить на службу в чистой и опрятной одежде, начищенной обуви. Спортивная и пляжная обувь и одежда в алтаре недопустимы (футболки, кроссовки, кеды, сланцы, сандалии с открытыми пальцами).

Г алстук под стихарём не носится (его необходимо снять перед облачением в стихарь).

Б лагоговейное отношение к святыне должно проявляться в каждой мелочи. Вследствие этого существуют несколько правил благоговейного поведения в алтаре:

В ходя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

С тарайся как можно меньше ходить по алтарю.

З апрещено входить в алтарь с кровоточащими ранами или после медицинских операций (если рана не зажила) до разрешения служащего священника.

П еред входом в храм, а тем более в алтарь необходимо выключить мобильный телефон.

В о время Евхаристического канона все падши ниц молятся, Херувимской песни и чтения Евангелия посторонние действа и звуки, кроме молитв недопустимы.

А лтарник обязан без ропота и недовольств исполнять данное ему священником послушание, касающееся алтаря.

Е сли алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

Б лагословленное священником послушание должно выполняться незамедлительно.

П о окончании Богослужения следует аккуратно сложить или повесить на пялку (большая вешалка для священнического облачения) священническое облачение, после чего сложить или повесить свой стихарь. Стихарь не гоже не брежно бросать!

У борка алтаря, солии и амвона выполняется исключительно во внебогослужебное время.

Р азговоры в алтаре крайне недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся Богослужения.

С поры, гнев, рукоприкладство — прямой путь, к тому, чтобы покинуть понамарское служение раз и навсегда.

К асаться престола и жертвенника, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Н икакой посторонней техники вроде телефонов, смартфонов, mp3-плееров или радио и уж тем более оружия (огнестрельного, травматического или газового и даже холодного оружия) в алтаре не должно быть ни при каких условиях.

П родукты питания (а тем более животного происхождения) в алтаре воспрещены.

П ьянство в алтаре недопустимо.

О твлекать священника по пустякам недопустимо.

Несколько правил для алтарника.

1. В ходя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

2. К асаться престола, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено. Касаться жертвенника, когда на нём находятся Священные Сосуды (Потир, дискос и звездица) так же запрещено. Если что-то необходимо взять с жертвенника, а на нём стоят Священные Сосуды — нужно попросить дьякона или священника, он сам Вам подаст.

3. С веча ручная держится левой рукой, для того чтобы правой креститься. Но по традиции принято носить свечи двумя руками для предания торжественности и парадности (чтобы вторая рука не болталась).

4. Е сли алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

5. К адило также носится левой рукой. Но подаётся кадило двумя руками – правая рука держит колечки расположенные в верхней части кадила, а левая рука держит обхватывая все цепочки примерно на середине от верха. И обычно, для удобства приёма кадила священником, угол наклона цепей примерно 45 градусов, правя рука выше.

6. П ри подаче кадила или ручной свечи священнику лобызается принимающая или отдающая десница.

7. П ри подаче или приёме кадила от дьякона десница не лобызается.

8. В ыносная свеча на ножке в алтаре носится левой рукой, т.к. правой приходится креститься, а на солее и далее несётся правой рукой. После установки свечи на амвоне, разворачиваемся к алтарю, останавливаемся у иконы Богородицы, крестимся, малый поклон и уходим в северные дьяконские врата.

9. П ри входе в алтарь принято благоговейно лобызать икону на дьяконских вратах.

10. А лтарник обязан (если не установлен другой порядок доставки записок в алтарь) регулярно забирать записки, молебны и панихиды из-за свечного ящика, если заказаны другие требы, то передавать эту информацию священнику.

11. Е сли нет дьякона приготовить для проскомидии служебные и простые просфоры, вино, святую воду и записки.

12. С воеременно выкладывать (менять) празничную икону.

13. С вечи и лампады затепливать (зажигать) от свечки (дежурную маленькую свечку зажечь от лампады или горящей свечи и зажечь то, что нужно). Возжигание лампад перед службой осуществляется также дежурной свечкой или свечой взятой с любого подсвечника (свечу взятую с подсвечника в храме желательно вернуть обратно, дабы не вызвать ропот, но не обязательно). Если в храме есть неугасимая лампада, то все лампады зажигаются огнём от неё, пренося огонёк дежурной свечкой.

14. П о окончании службы необходимо убраться в алтаре, подготовить священническое облачение для следующей службы (не нужное священническое облачение необходимо повесить на пялку (большая вешалка для священнического облачения), для сохранения формы), если необходимо (в связи с праздником) переоблачить алтарь в нужный цвет. Престол переоболачает священник или дьякон. Если на жертвеннике находятся Священные Сосуды, то его переоблачать будут также священник или дьякон.

15. П еред уходом затушить все свечи и лампады в алтаре и на солее, кроме неугасимых (если они есть), отключить все электроприборы (если нет других указаний настоятеля), выключить освещение. Вынести прочитанные записки, если они не раздаются прихожанам и аккуратно сжечь в церковной печи. При обращении с огнём соблюдайте меры безопасности!

Как благословляться?

К ак здороваться в алтаре? Войдя в алтарь и сделав положенные поклоны здороваемся со священником – Благословите отче (имя рек), складываем руки, как для обычного благословения, по благословению лобызается десница священника, однократное лобызание(щека к щеке правой) и опять лобызается десница священника. Общее приветствие может выглядеть так – С праздником! С дьяконом и другими здороваемся рукопожатием правой рукой и троекратным лобызанием (щека к щеке, начиная с правой).

Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: “Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей”, затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

Б лагословение на чтение св. Апостола. Алтарник или чтец, на Горнем месте берёт благословение на чтение Апостола со следующими словами: – Благослови, Владыко, прочести святый Апостол! Священник благословляет и кладёт свою правую руку на верхнюю часть Апостола, после чего чтец лобызает десницу и идёт читать Апостол. После прочтения св. Апостола и Аллилуария и войдя в алтарь южными вратами подойти к священнику под благословение (без слов) держа книгу на уровне груди (также как на благословении для чтения). Только после этого ставим Апостол на место.

Б лагословение на чтение других Богослужебных книг и текстов. Благословение и спрашивается, также, как на Апостол, только не на горнем месте. Благослови Владыко прочести Шестопсалмие, Паримии, Часы. Книги держатся, также как Апостол. После чего алтарник или чтец идё на своё место и читает. После прочтения подходить к священнику больше не требуется.

Как держать кадило для подачи священнику или дьякону?

К адило носится левой рукой. Но подаётся кадило двумя руками – правая рука держит колечки расположенные в верхней части кадила, а левая рука держит обхватывая все цепочки примерно на середине от верха. И обычно, для удобства приёма кадила священником, угол наклона цепей примерно 45 градусов, правя рука выше. При подаче кадила или ручной свечи священнику лобызается принимающая или отдающая десница. При подаче или приёме кадила от дьякона десница не лобызается.

Краткая схема для алтарников за литургией, при отсутствии диакона.

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.

2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения воздуха). Нарезать антидор.

3) Когда начинается каждение – открыть завесу. (Закроет её после Великого входа священник). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем. “ перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как священник направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: “Благослови владыко святый Апостол прочести” и выйти. [1]

6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.

7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.

Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.

По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.

8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.

8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.

Пока священник кадит иконостас на солее – зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.

9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Когда священник ставит Дары на престол – войти в алтарь.

9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения воздуха.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» – подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.

11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.

12) При пении: “Тебе поем…” (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу

14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).

14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.

16) Открыть завесу по указанию священника.

17) Переставить свечу к иконе Спасителя.

19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.

20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.

21) Зажечь свечу на жертвеннике.

22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.

23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: “Всегда, ныне и присно…” перед переносом Св. Даров.

23) Раздать антидор.

24) Читать благодарственные молитвы.

25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

[1] Порядок чтения Апостола.

Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Прокимен целиком. Хор: прокимен.

Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).

Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)

Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза),

Хор поет “Аллилуйя” трижды на указанный глас.

Если два чтения, то

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это посланиепервое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются предстоятелю (священнику, который служит в настоящий момент).

Как подавать кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И

ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й – Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  • Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  • Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  • В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  • Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  • Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Остальные схемы внизу страницы в виде ссылок для скачивания или просмотра на яндекс диске.

Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение.

Перечислим эти цвета:

Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).

Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).

Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.

Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.

Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).

Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.

Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.

– Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.

Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.

При Пасхе – радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников – цвет крови мучеников.

Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).

Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник “Вход Господень в Иерусалим”, День Святой Троицы.

Зелёный цвет имеет мантия патриарха.

Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.

Цвет поста и покаяния. Великий пост.

Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

Пример: праздник пророка Илии – служится в золотом (жёлтом) облачении.

Более подробно о священническом облачении можно на нашем сайте в разделе “Воскресная школа” на страничке “О церковном облачении”.

Суточный круг Богослужений.

Более подробно об устройстве храма, алтаря и церковной утвари можно посмотреть на страничке:

Обращаем Ваше внимание на то, что ссылки на нашем сайте бордового цвета и без подчёркивания — для уточнения наведите курсор на текст.

Фильмы для алтарников

(для просмотра фильма нужно кликнуть левой кнопкой “мыши” по выбранной картинке фильма)

Настольная книга начинающего алтарника. Если Вы, пока, не очень хорошо знаете службу, то эта книга для Вас. Небольшой формат, четкий читабельный текст, русский язык, есть схемы богослужения, сами службы, шестопсалмие и пояснения. Для себя можно туда вписать гогда подавать кадило, выносить свечи и включать свет.

Уголок нужных ссылок:

Ссылки для скачивания с Яндексдиска:

Оценка 3.3 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here