Молитва господи помилуй для чего что значит

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва господи помилуй для чего что значит на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Молитва господи помилуй для чего что значит

В чем заключается смысл повторения молитвы «Господи, помилуй» 3 раза, 12 и 40 раз?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

«Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») – древнейшая молитва. Чтобы усилить нашу покаянную молитвенную настроенность, мы повторяем ее 3, 12 и 40 раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту. Митрополит Вениамин (Федченков) приводит слова праведного Иоанна Кронштадтского, которые были сказаны ему во время беседы: «Почему часто поем: “Господи, помилуй?” Потому что мы – существа падшие, непрестанно согрешающие и прогневляющие своего Господа, и потому достойны всякого осуждения и наказания во всякое время. И все блага, которые имеем и которых просим, имеем по милости Божией, а не по делам и заслугам нашим; и просим как милости Божией, а не как должного, или принадлежащего нам по праву. Таким образом эта краткая молитва учит непрестанному самоосуждению, покаянию, смирению, исправлению, упованию на милость Божию, милосердию к ближним, памятованию о праведном суде Божием и мздовоздаяния по делам каждого из нас» (Небо на земле. 12. Нужные молитвы).

После радостного восклицания «Аллилуиа» (евр. «Хвалите Господа»), которое присутствует во всех хвалебных псалмах, «Господи, помилуй» является кратчайшей молитвой. Одновременно она – самая краткая исповедь, даже более краткая, чем покаяние мытаря, сказавшего из глубины сокрушенного сердца пять слов. Многократное повторение «Господи, помилуй» также напоминает нам о том, что грехопадения наши по нашей духовной немощи постоянны, но мы не коснеем в грехе, а постоянно взываем о помиловании. По словам праведного Иоанна Кронштадтского, эта молитва «бьет в нашу гордость и вызывает в размышляющих чувство смирения, которое есть основание христианских добродетелей. Эта краткая молитва есть самая нужная для всякого грешника, как пища и питие его, как врачевство его. Она дыхание души его… Кто часто и от сердца говорит: “Господи, помилуй!” – тот, значит, жив и здрав духом. А кто не говорит или стыдится говорить эту краткую молитву, тот мертв или смертельно болен».

Молитва «Господи, помилуй!» – духовное наследие богооткровенной ветхозаветной религии. Звучала она не реже, чем за нашим богослужением. Особенно часто она встречается в псалмах: 4: 2; 6: 3; 9: 14; 26: 7; 30: 10; 40: 5, 11; 85: 3; 122: 3. В нашем богослужении 40 раз (число полноты) «Господи, помилуй» чаще всего поется или произносится перед молитвой при совершении литии, полунощницы, на 3-м, 6-м и 9-м часах.

Хорошо, когда «Господи, помилуй!» хор поет или чтец произносит с духовной силой, бодро, но не поспешно. Недопустимо, чтобы многократное повторение этой молитвы было формальным, небрежным.

«Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы, грешные, непрестанно вопия к Нему: “Помилуймя!” Яви милость Свою, Господи мой, ко мне, грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою. Дай мне дух силы, чтобы он укрепил меня в противостоянии искушениям диавола и худым навыкам моим греховным. Дай мне дух совета, чтобы я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился. Дай мне дух страха, чтобы я боялся Тебя оскорблять, и исполнял заповеди Твои. Дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и не удалялся более от близ Тебя. Дай мне дух мира, да соблюду мирной душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями. Дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения. Дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержен от гнева. Дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд» (Добротолюбие. Т. 5. Истолкование молитвы «Господи, помилуй»).

Значение глагола «помиловать» в «Иисусовой молитве»

Доклад студента 1 курса Хабаровской духовной семинарии Бузука Андрея, прочитанный на городской научной студенческой конференции «Русский язык: история и современность» 17.11.10.

Значение глагола «помиловать» в «Иисусовой молитве».

Слово живого языка — английского, русского, китайского, любого — несет в себе энергию действия. И потому любое имя есть не только и не столько сочетание звуков и грамматическая структура. Любое имя содержит в себе смысл, который позволяет воздействовать на человека одним только тем, что произносится.

Повествование о светлых людях и их добрых делах, чистое слово, не замутненное сомнением, иронией, скептицизмом, оставляют в человеке чувство чистоты, так теплый летний дождь промывает запыленные стекла окна. Слово же злое неизбежно порождает в душе человека чувство катастрофы, отягчает ее грузом злого воздействия.

Слово, таким образом, есть дело. Это его свойство люди издревле используют в религиозных и магических обрядах, творя словом добро и зло. Живые языки могут нести словом и злую, и добрую энергию и тем омертвлять или одухотворять душу человека.

У нас же в России — в ее Православной Церкви — бережно сохраняется язык, который несет в себе только добро. Этот язык — церковнославянский.

В церковнославянских текстах Священного Писания — в Евангелии, Псалтири, во множестве духовных творений, за тысячелетие созданных в Византии и на Руси, открывается Бог.

Прямая действенность доброй силы церковнославянского слова уже не раз являлась причиной гонений на церковнославянский язык, разнообразных реформаторских движений, настаивающих на замене церковнославянского богослужения богослужением на русском языке. В сознание православных часто внедряется лукавая мысль, что церковнославянский язык устарел, одряхлел, стал ветх и непонятен, что его надо изменить, приблизить к русскому языковому сознанию. Гонители церковнославянского языка говорят и о том, что церковнославянское богослужение непонятно людям, только, лишь приступающим к Православию, что оно отторгает неофитов от Церкви.

Ответим на это так. Действительно, церковнославянский язык — очень древний, ему больше тысячи лет. Но старец этот не дряхлый и немощный, а многомудрый и опытный и, главное, всесильный в деле добра. Что же до неофитов, то русские однажды уже приняли церковнославянский язык — вместе с Православием при Владимире Святославиче Крестителе Руси в 988 году. Тогда, тысячу лет назад, им было несравнимо труднее понимать его, чем нам сейчас. Сущности Православия, как и слова церковнославянские, обозначающие эти сущности, приходилось постигать снова. Ведь «богами» и «спасами» древние русичи-язычники называли своих языческих богов, не было в древнерусском языке самих понятий БЛАГОДАТЬ, БЛАГО, СВЯТЫЙ ДУХ.. Даже слова ПИСАТИ и ЧИТАТИ имели до принятия Православия с его книжной культурой совсем иные значения. ПИСАТИ значило рисовать, ЧИТАТИ — всего лишь произносить вслух.

Русским людям, принимавшим в X веке Православие, пришлось восходить к нему не только по духовной лествице, но и по лествице языковой. Церковнославянский язык, близкий и родственный древнерусскому, но освященный Благодатью Святого Духа, был путь Богопознания русских. И этот путь был пройден всего за полвека.

Всем известное слово «грех», что оно означает?

Если бы мы совершили сейчас опрос в нашей аудитории то, можно полагать, большинство ответило бы, что грех это нарушение заповедей, и это действительно правда. То есть, это был бы кусочек правды, но далеко не вся правда. В юридическом латинском понимании, грех – это нарушение закона, но в православной традиции мы находим гораздо более серьезное понимание греха. Грех – это болезнь, это рана, которую я наношу своей душе. Преподобный Исаак Сирин, поясняя, что такое грех, говорил: «Грешник подобен собаке, которая лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови». Это поразительно глубокое понимание греха.

Грех – как болезнь, грех скорее делает нас несчастными чем виновными. Дело в том, что мы свою душу рвем на части, отрываем ее от Бога, насилуем ее, уродуем. В православном чине исповеди священник обращается к людям и говорит человеку: «пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши», то есть церковь себя считает, больницей, в которую приходят больные люди. Не преступники, а больные несчастные люди, вот в чем дело. И приходят со своими ранами: «Вот раны нашей души. Излечи нас».

Есть одна молитва, которую знаете все вы, и в этой молитве, по нашему мнению, заключено все Православие. Это молитва «господи помилуй!» В этой, казалось бы, короткой молитве – все Православие. Сейчас мы разберем почему.

Вся загадка в слове «помилуй». Помилуй от слова милость, но в свою очередь милость связана со словом «масло».

И в греческом языке «Кириэ элэйсон», (Господи, помилуй) слово «элэйсон» происходит от елей – масло. Что такое масло? Это древнейшее лекарство человечества. Имеется в виду древесное масло, оливковое. Это первое лекарство, с которым встречается человек в мире.

Младенчик рождается, его маслом мажут, чтобы потертостей, перепрелостей не было и т. д. Значит, когда я говорю: «Господи, помилуй!», я не имею в виду «Господи, прости!», я не имею в виду «Господи, сжалься!», я говорю: «Господи, вот моя душа, она вся изранена. Елей милости твоей да изольется на меня и исцелит мою душу, соединит меня вновь».

Так вот, эта молитва не переведена ни на один европейский язык кроме церковнославянского. Если вы слышали мессы Моцарта, скажем, или Баха, месса начинается с «Кириэ элэйсон! Христи элэйсон!» Месса вся идет на латыни, но первая молитва по-гречески, потому, что нельзя перевести, нет в латыни такого выражения. «Прости» есть, «оправдай» есть, а «помилуй» – это что-то совсем другое.

В современное время православные оказались в такой ситуации. Они в зарубежных странах служат на местном языке: по-французски, по-английски, по-немецки, и оказалось, что перевести это элементарное «Господи, помилуй!» на местные языки невозможно. Ну, скажем по-английски «Господи, помилуй!» звучит «Lord have mercy!» Ну «mercy» вообще-то для англичанина вообще ничего не значит. Это французское слово – прошу пардона. По-французски Dieu, aie pitié, aie pitié –это жалость: Нас бедненьких, несчастненьких пожалей, подай копеечку. Это совсем другое.

Грех – это болезнь, Церковь – больница, таинство – это лекарство. Иоанн Златоуст так и говорит: «Таинство причастия – это врачевство бессмертия». Лекарство бессмертия, которое дается человеку – это не символ какой-то, это не долг, как в одной католической книге написано: «Долг христианина всегда причащаться». Да нет, это не долг, это лекарство. Если мы хотим, чтобы наша душа не умирала, вот Тело Христа. Придите и вкусите.

Для нас — русских православных людей — значения церковнославянских слов как чистый лесной воздух после загазованного города. Этим воздухом можно дышать полной грудью, можно вдохнуть чуть-чуть — каждый в меру свою — все равно хорошо!

Самые простые слова церковнославянского языка возведены в нем на дивную духовную высоту. Хлеб насущный

здесь не только ежедневная пища. Хлебом живота — хлебом жизни

именуется по-церковнославянски Христос. ЧАША — не один лишь сосуд, вмещающий влагу, это и ЧАША СПАСЕНИЯ. Слова, описывающие человеческую плоть, привычно понятные лице, очи, уста в церковнославянском языке тоже служат делу Богопознания, они обозначают невещественные действия Божий, Божию милость и Божий гнев, и волю Божию, данную в откровениях.

Высокая словесность церковнославянского языка, несуетность и неприземленность значений его слов и отрешенность от живых русских грамматических форм его грамматики позволяют нам беседовать с Богом без боязни святотатства или нечаянного оскорбления Божиего Имени.

Слово церковнославянского языка, незамутненное и чистое, несущее одно лишь добро, нужно сохранять и беречь, а не реформировать в гордынной запальчивости. А чтобы было больше понимающих его — этому слову нужно учиться! И пусть поначалу непривычно и не во всем понятно будет для вас новое церковнославянское чтение, читайте и понимайте в меру свою. Ведь и спасительный Псалом «Живый в помощи Вышняго» многие до сих пор понимают и называют «Живые помощи», и хоть искажена в таком неумудренном восприятии грамматика, но суть сохранена: живая помощь Божия нисходит на человека по слову этого Псалма. Важно знать, что церковнославянский язык нераздельно связан с путем Православного Богопознания русских, что он — путеводная звезда на этой стезе.

Церковь, Богословие

Код для вставки в блоги

Смотрите также:

Последние темы блогов

Облако тегов

Нам интересно

Мы в социальных сетях

  • Хабаровская Епархия
  • Хабаровская духовная семинария
  • Блогосфера

© Приамурская митрополия Русской Православной Церкви, 2012 – 2017

По благословению Митрополита Хабаровского и Приамурского Владимира.

При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.

О МОЛИТВЕ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ».

Митрополит московский Макарий.

Что всего дороже? Всего дороже — душа.

Что всего нужнее на этом свете? Всего нужнее — спасение души.

Что нужно делать, чтобы — спасти душу? Прежде всего нужно — МОЛИТЬ Бога, чтобы Он — НАУЧИЛ нас и ПОМОГ нам — спасти свою душу.

Почему это нужно прежде всего?

Потому, что без помощи Божией НЕВОЗМОЖНО — спасти душу. А помощь Божия дается тому, кто ПРОСИТ у Бога — помощи. Поэтому, кто хочет спасти свою душу, тот должен – УЧИТЬСЯ молиться. Это самая ВАЖНАЯ — наука!

Главное, — НЕ ЛЕНИТЬСЯ, понуждать – ЗАСТАВЛЯТЬ себя, как можно ЧАЩЕ старательно молиться – тогда и молиться — НАУЧИТЕСЬ. Господь лодырей – не любит.

А через молитву – МОЖНО помочь всем — своим ближним, в любой — их беде, и жизнь свою по доброму — устроить! А главное – душу спасти и к Богу в Рай — прийти!

Какой молитвой — лучше молиться?

Хороша всякая молитва, если произносят ее с пониманием, да с усердием. Хорошо — прочитывать все молитвы, какие кто знает, только нужно читать их – НЕ СПЕША, вникая в каждое слово, чтобы понять, что оно значит.

Что делать тому, кто НЕ ЗНАЕТ — никаких молитв, НО ЖЕЛАЕТ — молиться, чтобы спасти душу свою?

Если бы нашелся такой человек, который бы никогда — не молился, и тот, наверное, знает одну молитву, потому что слышал ее часто, хотя сам и не молился ею. Эта молитва так невелика, что ее может заучить всякий безпамятный человек и малый ребенок.

Какая это молитва? Это — та молитва, которую можно ЧАЩЕ всего слышать — в церкви и в доме. Она состоит только из двух слов: Господи, помилуй.

Кто не знает, кто не слыхал этой молитвы? И малый, и старый, все ЗНАЮТ — эту молитву. Вот этой молитвой и МОЖЕТ — молиться всякий человек.

Немного — в ней слов, но очень МНОГО — она содержит в себе. Только два слова в ней, но о многом ею можно — молить Бога. Коротка эта молитва, но долго ею можно — молиться.

Посмотрите, как произносится эта молитва в церкви. Пусть церковь и будет нашей учительницей в этом деле.

Когда священник приглашает всех прихожан молиться и напоминает им, о чем должна быть молитва, то народ отвечает на каждое его воззвание только двумя словами: Господи, помилуй. Правда, у нас теперь не народ отвечает, а только стоящие на клиросе; но это — все равно: клиросные отвечают за всех, стоящих в церкви.

Когда священник говорит: помолимся — о свышнем мире и о спасении — душ наших, народ отвечает: Господи, помилуй.

Священник говорит: помолимся о всем мире, о всех церквах, о соединении всех, народ ответствует: Господи, помилуй. Помолимся о царе, епископе и пресвитерах, о властях, о воинстве, о городах, и о всех верующих, говорит священник; народ возглашает — ту же молитву.

Те же два слова — Господи, помилуй — произносятся, когда священник приглашает молиться о плавающих, путешествующих, о болящих и страдающих.

Значит, этой молитвой МОЖНО молиться — о всём и за всех.

Обратите внимание и на то, что эта молитва «Господи, помилуй» произносится иногда сряду — три раза, иногда двенадцать раз, иногда сорок, а иногда сто раз. Для чего это? Для того, чтобы мы могли – УСЕРДНЕЕ, старательней молиться.

Если скажешь однажды: Господи, помилуй, то, пожалуй, и не вникнешь в смысл сказанного. Когда же скажешь — два и три раза одно и то же слово, то скорее обратишь внимание на то, что ты говоришь; вспомнишь, что ты умоляешь — Господа.

А когда, произнесешь эти слова – ТРИЖДЫ — по трижды, или четыре раза — по трижды, то вспомнишь, что ты СТОИШЬ — пред Господом и при этом, быть может, почувствуешь или радость, или страх. А когда с таким страхом и радостью ты будешь — умолять Господа, то Он услышит — твое моление, помилует тебя — поможет.

В церкви иногда указывается, о чем должно молиться, как сказали мы. А иногда не упоминается об этом, а только произносится: Господи, помилуй, 12 или 40 раз. Для чего это? Для того, чтобы дать нам возможность самим молиться о том, что нам нужно.

Это вот, что значит. Положим, что тебе особенно нужно ПОМОЛИТЬСЯ — о прощении какого-либо греха. Ты слышишь, в церкви произносится: Господи, помилуй, несколько раз.

Употреби же это время на то, чтобы ВЫСКАЗАТЬ — пред Богом — свой грех. Скажи и ты: Господи, помилуй — и раз, и два, и три, для того, чтобы УСИЛИТЬ — покаяние и усерднее просить о прощении — греха.

В течение дня мы много — СОГРЕШАЕМ то делом, то словом, то мыслию. Если за всякий грех мы будем — ВЗЫВАТЬ с покаянием: Господи, помилуй, то много раз нам придется произнести эту молитву. Вот для этого и положено церковью произносить: Господи, помилуй иногда, сорок раз. Так поступая, будем учиться – ПОКАЯНИЮ и молитве.

Итак, эта молитва НУЖНА — нам для того, чтобы КАЯТЬСЯ — во грехах и молить Бога о прощении их.

А иной имеет на душе — скорбь; другому нужно помолиться — о больном своем; иному нужно ПРОСИТЬ — помощи Божией в каком-нибудь деле. Вот и этим дается возможность ПОВЕДАТЬ пред Господом — свои НУЖДЫ и прошения и многократно — говорить всем одно и то же: Господи, помилуй, т.е. сотвори с нами — по милости Твоей, яви нам, Господи, милость Твою. Помоги — нам Господи.

Как учит нас церковь молиться в храме, так нужно — делать и дома. Всё, что тебе — НУЖНО, проси у Бога — этой молитвой. Когда ты стоишь пред святой иконой утром, вставши от сна, или вечером, пред сном, молись — этой молитвой.

Говори: Господи, помилуй – НЕ СПЕША, со вниманием, скажи это раз пять, десять, сорок, сто раз. Влагай в нее твои — ПРОШЕНИЯ о всех нуждах.

Не привыкший дома молиться и редко бывающий в церкви, пожалуй, сперва сам и не знает, о чем ему нужно молиться. Поэтому скажем несколько слов, о чем должно молиться дома, наедине.

Прежде всего молись о СПАСЕНИИ — души; говори: Господи, помилуй, а на уме думай: Господи, спаси мою душу, Господи, НАУЧИ — меня, как спастися мне. Произнеси: Господи, помилуй — о спасении души раз десять и более.

Потом молись о ПРОЩЕНИИ — грехов; вспоминай, в чем согрешил ныне или грешил прежде, и говори: Господи, помилуй — тоже раз десять или двадцать.

Потом молись о рае, чтобы НЕ ЛИШИЛ тебя Господь — Царствия Своего Небесного, и произнеси тоже: Господи, помилуй — раз десять.

Потом молись, чтобы Господь ИЗБАВИЛ — тебя от вечных мучений. Вспомни, как грешники мучатся в аду, и говори: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, а на уме думай: избавь меня от этих мучений. Взывай это «Господи, помилуй» так, как бы ты уже находился в аду, в огне, между грешниками и как бы простираешь руки к Богу с воплем: «Господи, помилуй, Господи, выведи меня отсюда».

Затем молись — о Благочестивейшем Государе и всем Его Доме, о своем – Отечестве и народе, об епископах и всем церковном причте; молись о родителях своих, об отце — духовном, о всех — сродниках твоих и за всякого из них говори: Господи, помилуй.

Молись о семье — своей, молись, чтобы Господь ДАЛ — тебе и родным твоим — здоровье; молись, чтобы Господь ПОМОГ — тебе в делах твоих вообще; помолись и о том деле, которое ты сегодня — хочешь делать. Молись так же и за всех — усопших.

Из сказанного можно понять, что можно молиться всякому, не только учившемуся грамоте, но и неграмотному; можно молиться — много и незнающему многих молитв; можно НАУЧИТЬ — молиться и малых детей, потому что «Господи, помилуй» может произнести и малое дитя, только что умеющее произнести имя отца или матери.

Из сказанного видно, о чем должно — молиться; видно, что прежде всего НУЖНО — молиться о спасении души, о прощении — грехов, о рае, об избавлении — от ада; потом молиться — о людях, и наконец о всех — житейских нуждах.

Оценка 3.3 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here