Молитва если согрешил ислам

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва если согрешил ислам на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Эта дуа – самая совершенная молитва о прощении грехов

Эта дуа – самая совершенная молитва о прощении грехов

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал читать молитву покаяния «сайидуль-истигфар». Это — самая главная молитва покаяния, поскольку её содержание вбирает в себя все дуа подобного рода. Из-за глубокого и широкого смысла её и называют — «Вершина молитв покаяния».

В хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), переданном Шададдом ибн Авсом, говорится: «Самая совершенная молитва о покаянии — обращение раба к своему Создателю:

Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдике, ва ва’дике мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би – ни’метикя а’лейя ва абу бизанби фагфир лии фа – иннаху ля йагфируз – зунуба илля анте.

«Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя, достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе к защите от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи».

Молитва если согрешил ислам

Эта дуа – самая совершенная молитва о покаянии

По словам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям),

«Человек, обратившийся с просьбой к Аллаху, получит одно из трех: или ему сразу будет дано то, что он хочет, или из-за этой молитвы ему будет прощен грех, или же он получит вознаграждение за дуа в будущей жизни».

В хадисе Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), переданном Шададдом Ибни Эвсом говорится: «Самая совершенная молитва о покаянии – это когда раб с такими словами обращается к своему Создателю»:

«Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля a’хдике ва ва’дике мастата’ту. A’узу бикя мин шарри ма санат’у, aбуу лякя би-ни’метикя ‘алейя ва абу бизанби фагфир лии фа-иннаху ля йагфируз-зунуба илля анте».

«Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества, кроме Тебя, достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил своих сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что эта молитва – самая главная молитва покаяния, поскольку ее содержание вбирает в себя всё из подобного рода молитв. Из-за глубокого смысла, который заключен в этой молитве, ее называют «сайидуль-истигфар» – « Господин молитв покаяния ».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если кто-то искренне, всем сердцем веря в силу этой молитвы и значимость ее, прочитает ее днем и умрет до наступления вечера, то войдет в рай. Если кто, искренне веря сердцем в силу и значимость этой молитвы, прочитает ее ночью и умрет до наступления утра, войдет в рай» (Бухари, Даават,2, 16; Ебу Давуд, Адаб, 100-101; Тирмизи, Даават 15; Несаи, Истиазе, 57).

Смотрите также:

Читайте также:

Три последних совета Посланника Аллаха (ﷺ)

Почтенная Умм Салама (да будет доволен ей Аллах!) говорила: «Когда при смерти у великодушного посланника заплетался язык и его голос был охрипшим, он дал три последних совета.

  • 99 имен Всевышнего, которые необходимо знать каждому мусульманину

    Помимо 14-ти сыфатов, у Всевышнего Аллаха есть множество Прекрасных имен. Именами называются те прилагательные и существительные, которыми описывается Божественная Сущность. В Благородном Коране и хадисах упоминается множество имен Аллаха, но нельзя думать, будто наличие большого количества имен предполагает наличие большого количества их обладателей. Все эти имена принадлежат Всевышнему Аллаху и свидетельствуют о существовании только одного Создателя. Изучая эти имена, верующий познает своего Господа.

  • В какие дни запрещено держать уразу?

    Следующим после Священного месяца Рамазан по лунной хиджре следует месяц Шауваль. Именно в этот месяц шесть дней поста считаются мустахабом.

  • 6 заповедей праведной жены

    Праведная женщина, прежде всего, должна быть

  • Пророк Мухаммад (ﷺ): "Избегайте совершения 7-ми губительных грехов"

    В соответствие с Исламом, грехом считается любой поступок человека, который противоречит законам Аллаха. К таким поступкам относятся дела, которые запрещены Аллахом или Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Коран рассказывает нам о людях, чьи сердца покрыты последствиями от грехов, которые они совершают: «Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели» (Коран, 83:14).

  • 11 грехов, проклятые Пророком Мухаммадом (ﷺ)

    Проклятие, выраженное устами ангелов или Пророков Аллаха означает пожелание человеку быть лишенным милости Всевышнего Аллаха, и, наверное, это самое страшное, что может случиться с человеком. Поэтому, прежде чем совершить какой либо проступок, стоит хорошенько задуматься: «А стоит ли оно того?»

  • Саудовскую Аравию завалило снегом (+ ФОТО)

    Минусовые значения температур и дождь, переходящий в снег, — экстренные службы Саудовской Аравии находятся в высшей степени готовности в связи с редкими для данных мест погодными условиями.

  • С этого места Пророк Мухаммад (мир ему) вознесся на небо

    Мирадж – вознесение Пророка Мухаммада (мир ему) на небо

    Горе тебе, о отказывающийся от молитвы!

    Всевышний Аллах в Коране сказал:

    فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا

    Смысл: «За этими по-следовали поколения, которые не выстаивали молитвы, и погрязли в страстях (грехах). Они будут наказаны за их заблуждения в ближайшей жизни и в будущей жизни» (сура «Марьям», аят 59).

    Молитва – это связь со Всевышним Аллахом, которая пять раз в день связывает раба с Творцом. Это столп религии, который идёт вторым после свидетельства Единобожия. То есть, как только человек принимает Ислам, он обязан изучать метод правильного совершения молитвы и выполнять её.

    Мусульманин обязан понять, что если он не совершает молитву, то его вера ослабевает, а от религии его остаётся только название, потому как формально он ничем не отличается от других, кроме как названием «мусульманин».

    Оставление молитвы считается тяжким грехом. А как же иначе, ведь Всевышний пред-писал обязательно совершать её, а человечество сотворено для поклонения, как сказал Аллах в Коране:

    وما خلقت الجن والإنس إلا ليعبدون

    Смысл: «И сотворили Мы (Аллах) людей и джинов лишь для того, чтобы они покло-нялись Мне» («аз-Зарият», аят 56).

    Значит, первоначальная цель сотворения человека есть поклонение Аллаху. А поклоне-ние должно быть таким, на которое указали Коран, Сунна и единогласие ученых. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    رأس الأمر الإسلام وعموده الصلاة

    «Основа дел – это Ислам, а опора религии – это намаз (пятикратная обязательная молитва)» (ат-Тирмизи, Ибн Маджах). В другом хадисе сказано:

    إنَّ أول ما يسأل عنه العبد يوم القيامة من عمله الصلاة ، فإن تقبلت منه صلاة تقبل منه سائر عمله

    «Поистине, первое, за что будет спрошен раб в день Великого Суда – молитва, и ес-ли молитва будет принята от него, то и другие деяния примутся» (ат-Тирмизи в книге «Сунан»).

    Кто оставит молитву, того Аллах также оставит без помощи и обрушит на него великое наказание, как сказано в хадисе:

    مَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ مُتَعَمِّدًا فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ ذِمَّةُ اللَّهِ وَرَسُولِهِ

    «Тот, кто оставил молитву умышленно, поистине, лишён заботы Аллаха и Его Посланника» (имам Ахмад). Значит, Аллах лишает этих людей благодати от жизни, от их имущества и дел, а в День Суда ему не будет милости от Аллаха.

    Во времена праведных предков произошёл случай с одним праведным мусульманином, которого сатана не мог сбить с пути истины. Очередной раз сатана попытался сбить его с истины, придя к нему в гости под видом путника, который желает переночевать у этого мусульманина. Сатана остался на ночь. И вот, когда наступило время утренней молитвы, и тот мусульманин захотел встать на молитву, иблис всячески отвлекал его, и тот проспал утреннюю молитву. Далее наступает время обеденной молитвы, и тут сатана опять отвлекает всякими делами этого человека, и молитву он пропускает. И так продолжалось целый день. Когда уже наступило время ночной молитвы, дьявол опять сбил с пути мусульманина. Когда же он лёг в постель, сатана судорожно начал собираться и уходить, тогда верующий крикнул: «Куда ты уходишь?!», – на что сатана ответил: «Я – сатана, ослушался своего Творца один раз и был изгнан из Рая, а ты уже пять раз ослушался Его, я боюсь, что наказание, которое обру-шится на тебя, попадёт и на меня, если буду рядом, поэтому я убегаю от тебя» («Дуррату ан-насыхин»). Сатана испытывает огромное счастье, когда успешно сбивает человека от молитвы.

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالْكُفْرِ تَرْكَ الصَّلَاةِ

    «Между мужчиной и неверием и многобожием – оставление молитвы» (Муслим). То есть внешняя, формальная разница между мусульманином и немусульманином – совершение или оставление молитвы.

    Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:

    لا حظ في الإسلام لمن ترك الصلاة

    «Нет доли из Ислама тому, кто оставил молитву» (аль-Хафиз аз-Захабий в «аль-Кабаир»). То есть нет человеку ничего из Ислама, потому как не соблюдает столп Ислама, без которого вера в сердце постепенно гаснет.

    Наказание за халатность и пропуск молитв

    Если человек проявит халатность относительно пятикратной молитвы, то будет наказан Аллахом пятнадцатью видами наказания: пять в этом мире, три во время смерти, три в могиле, три при выходе из могилы (в день воскрешения).

    Пять видов наказания, которые обрушатся в этом же мире:

    1) Снимется благодать от его жизни. То есть ничего не будет получаться в жизни, на человека будут валиться постоянные проблемы, испытания, переживания .

    2) Стирается признак праведных людей с его лица (он не будет из их числа).

    3) За его деяния Аллах не будет награждать его, то есть, его деяния не будут прини-маться.

    4) Не будет подниматься его мольба к небу, то есть, его мольба не будет приниматься.

    5) Не будет ему доли от мольбы праведников, то есть, благодать мольбы благочести-вых рабов ему не достанется.

    Три вида наказания при смерти:

    1) Умрёт униженным, то есть мерзкой смертью, в мерзком состоянии или в грехе.

    2) Умрёт голодным, сколько бы ни ел, он умрёт в сильном голоде.

    3) Умрет в сильной жажде, даже если море воды выпьет, это не поможет.

    Три вида наказания в могиле:

    1) Могила станет настолько тесной, что его ребра сломаются и войдут друг в друга.

    2) Могила станет ему как раскалённые угли, утром и ночью она будет раскаляться ог-нём для него.

    3) Его будет мучать змея (огромная), которую зовут «аш-Шуджаъ аль-Акраъ», её глаза из огня, а когти из железа, и каждая коготь размером, равным расстоянию ходьбы в один день. Она обратится к усопшему: «Я аш-Шуджаъ аль-Акраъ, – и голос ее как гром, – мне повелел мой Господь бить тебя за оставление утренней молитвы до восхода солнца, а за оставление обеденной молитвы – до послеобеденной, а за оставление послеобеденной – до вечерней, а за оставление вечерней – до ночной, а за оставление ночной – до утренней».

    Три вида наказания в день воскресения:

    1) Жёсткий допрос.

    3) Вхождение в Ад.

    4) В некоторых преданиях сказано, что он будет воскрешён, а на лбу будут написаны три строки: «1) О расточитель долга перед Аллахом! 2) О обособленный гневом Аллаха! 3) Как ты нарушил долг в отношении Аллаха, так же ты потерял надежду на милость Аллаха» (имам аз-Захабий. «Аль-Кабаир», стр 38).

    Намеренное откладывание молитвы

    Откладывать преднамеренно молитву нельзя. Например, если человек мог совершить молитву в первую половину времени данной молитвы, но отложил её совершение под конец времени – это будет грех. Как сказал Всевышний в Коране:

    فويل للمصلين الذين هم عن صلاتهم ساهون

    Смысл: «Ущелье Ада для молящихся, но которые от своих молитв отвлечены (ха-латны)» («аль-Маун», 4-5). То есть в этом аяте не говорится даже об оставлении молитвы, а говорится об откладывании, что также является грехом.

    Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: «Имеются в виду лицемеры (мунафики), которые совершали молитву физически, но не уверовали сердцем, и они иногда не совершали её, а иногда откладывали…».

    От праведных предков передаётся, что когда некий человек хоронил сестру своей мате-ри, он случайно уронил кошелёк в могилу. Вспомнив об этом на следующий день, он раскопал могилу, и увиденное испугало и шокировало его. Он увидел в могиле пламя огня и от испуга и шока он заново закопал ее, пошёл к матери и спросил: «О мать! Расскажи, чем занималась Твоя сестра?» Мать ответила: «Что именно тебя интересует?» Тот сказал: «О мама! Я видел в ее могиле полыхающий огонь». Мама заплакала и сказала: «Моя сестра относилась халатно к молитвам, откладывала их» («аль-Кабаир», стр. 39-40).

    Положение того, кто не совершает молитву

    Оставление намаза – это тяжкий грех по единогласному мнению среди ученых. Среди ученых есть разногласия по поводу того, является ли неверным человек, который не совершает молитву, однако не отрицает её обязательность и считает долгом в Исламе.

    Имамы аш-Шафии, Малик, Абу Ханифа и в одной из версий, переданных от имама Ах-мада, также большинство ученых четырех мазхабов, такие, как ан-Нававий, Ширбини, Ибн Хаджар, аш-Ширазий, Шурунбулули, Ибн Абидин и др, придерживались мнения о том, что несовершающий молитву впадает в тяжкий грех, однако не впадает в неверие.

    А некоторые имамы, такие, как Ахмад (в другой версии), Суфьян ибн Уяйна, Исхак ибн Рахувия, придерживались мнения о том, что человек, который не совершает молитву, впадает в неверие.

    Как видно, абсолютное большинство ученых сунны придерживалось первого мнения. (аль-Хафиз аз-Захабий. «Аль-Кабаир»). Что же касается отрицания обязательности молитвы, то ученые единодушно постановили, что такой человек впадает в неверие.

    Пропущенные молитвы

    Если человек пропускал молитвы по халатности, лени и т.д., он обязан возместить их, и в этом единодушны ученые сунны четырёх правовых школ. Они руководствуются хадисом, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    فدين الله أحق بالقضاء

    «…и долг Аллаху более достоин возмещения (чем долг кому-либо другому)» (аль-Бухарий, №1754). Пропущенная молитва, пост, хадж, закят являются долгом перед Аллахом. Значит, человек, который пропустил их по забывчивости или по другим причинам, обязан возместить их. Тот же, кто специально пропустил, еще более обязан возместить их.

    Всем, кто пропустил молитву или совершил другие грехи, сколько бы их ни было, нужно покаяться и начать исправлять своё положение. Нельзя забывать, что всегда есть шанс все исправить, пока человек жив.

    Погребальная молитва (джаназа-намаз)

    Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван.

    Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином[1], то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним.

    Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле[2] поперек перед имамом[3]. Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя[4]. Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.

    Как совершается

    мусульманская погребальная молитва

    Так как форма совершения данной молитвы трактуется учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторыми отличиями, считаю более практичным описать последовательность каждого мазхаба отдельно.

    — имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, в области груди, сердца[5];

    — последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.

    1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»[6].

    2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит:

    «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

    سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

    «О Аллах, Ты далек от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всем, высоко величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».

    3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават[7].

    4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного:

    «Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».

    اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ ، وَ عَافِهِ وَ اعْفُ عَنْهُ ، وَ أَكْرِمْ نُزُلَهُ وَ وَسِّعْ مُدْخَلَهُ ، وَ اغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَ الثَّلْجِ وَ الْبَرَدِ ، وَ نَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ ، وَ أَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ ، وَ أَهْلاً خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ ، وَ أَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ ، وَ قِهِ فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَ عَذَابَ النَّارِ

    «О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания».

    Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман:

    «Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».

    اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَ غَائِبِنَا ، وَ صَغِيرِنَا وَ كَبِيرِنَا ، وَ ذَكَرِنَا وَ أُنْثَانَا ، اَللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلامِ ، وَ مَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ ، اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تُضِلَّنَا بَعْدَهُ .

    «О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому Ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого Ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!»

    Если покойным является ребенок или психически больной человек[8], то произносятся только следующие слова:

    «Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».

    اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا وَ ذُخْرًا شَافِعًا مُشَفَّعًا

    «О Аллах, пусть он опередит нас в Раю. Да будет он заступником пред Тобою, получающим право ходатайствовать [за своих родителей и за нас]»[9].

    5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

    На этом погребальная молитва завершается.

    — имам стоит перпендикулярно телу покойного; если это мужчина, то в области головы, а если женщина, то посередине относительно тела покойной[10];

    — последовательно проговариваются четыре такбира; с каждым такбиром молящийся поднимает кисти рук на уровень плеч, так, чтобы пальцы были на уровне ушей[11], и опускает их на грудь в области сердца[12].

    1. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»[13].

    2. Первый такбир. Проговорив такбир и опустив руки на живот между грудью и пупком в области сердца, молящийся говорит:

    «А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим».

    أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

    بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

    «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

    Затем читается сура «аль-Фатиха»:

    «Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.

    Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.

    Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин.

    اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .

    مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .

    إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .

    اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .

    صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّآلِّينَ . آمِين .

    «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров,

    Милость Которого безгранична и вечна,

    Владыке Судного Дня.

    Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи.

    Направь нас на правильный путь.

    Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него». Аминь[14].

    3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават[15], начав со слов восхваления Всевышнего: «аль-хамду лил-ляя»[16].

    4. Третий такбир. Молящийся читает ду‘а за покойного, себя и всех верующих[17].

    5. Произнеся четвертый такбир, говорит:

    «Аллаахумма ля тахримнаа аджраху ва ля тафтиннаа ба‘дахь»[18].

    اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

    6. Затем со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» молящийся поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

    На этом погребальная молитва завершается. Обе упомянутые формы совершения Джаназа-намаза являются правильными и соответствующими сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

    Многочисленность совершающих погребальную молитву над покойным важна для него. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если над мусульманином (мусульманкой) совершат погребальную молитву сорок человек, не приписывающих что- или кого-либо в сотоварищи Господу, тогда Он [Творец всего сущего] засчитает их заступниками за него [сделает их прямой причиной для прощения ему грехов]»[19].

    Даже если молящихся будет меньше сорока, нужно выстроить их в три ряда. В одном ряду должно быть хотя бы два человека[20]. Все ученые-богословы говорят о желательности (мустахаб) расположения молящихся в три ряда, опираясь на слова Пророка: «Над кем погребальная молитва будет совершена в три ряда, тому станет обязательна [райская обитель в вечности]»[21].

    Время, запретное для совершения

    погребальной молитвы (джаназа-намаза)

    В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, на протяжении которых совершение погребальной молитвы запрещено.

    ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

    — во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется [на высоту одного копья или двух][22],

    — в то время, когда солнце находится в зените,

    — во время заката солнца»[23].

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва-намаз после утренней молитвы (Фаджр) и до восхода солнца, а также — за послеполуденной молитвой (‘Аср) до исчезновения солнца [за горизонтом]»[24].

    На основе этих хадисов богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности (макрух тахриман) совершения молитв-намазов, в том числе и погребальной, в указанные временные промежутки. Богословы-шафииты же считают, что данный запрет распространяется только на дополнительные молитвы, к которым Джаназа-намаз не относится[25].

    Над кем не совершается

    мусульманская погребальная молитва

    Погребальная молитва не совершается, по мнению богословов-ханафитов, над следующими категориями людей:

    1. Смутьяны, которые с оружием выступили против халифа (руководителя страны, государства) и были убиты[26]. Если же они были пойманы, отданы под суд и затем казнены, то их и омывают и совершают над ними погребальную молитву.

    2. Разбойники и грабители. Если они погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальную молитву. Если в результате поимки и судебного разбирательства, то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

    3. Убийца своего родителя также заслуживает унижения в форме отказа имама омыть его и совершить над ним погребальную молитву, когда он был казнен в судебном порядке за совершенное им преступление. Если же он умер своей смертью, то омываем и погребальная молитва совершается[27].

    Самоубийцы и джаназа

    Что касается самоубийц, то известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не стал совершать погребальную молитву над самоубийцей, показывая тем самым крайнее недовольство совершенным поступком и резкое осуждение его, но при этом не запретил другим совершение Джаназа-намаза[28].

    Как богословы-ханафиты, так и богословы-шафииты считают, что самоубийцу канонически допустимо омывать и совершать над ним погребальную молитву, так как он не является преступником по отношению к другим[29]. Его пагубное преступление ограничено им самим, отказавшимся от самого значительного Господнего блага — жизни, и судьей над ним является Сам Творец.

    Аль-Хаттаби пишет в книге «Ма‘алим ас-сунан»: «Есть некоторое разногласие между учеными в вопросе совершения погребальной молитвы над самоубийцей. ‘Умар ибн ‘Абдуль‘Азиз, а также аль-Авза‘и не считали это нужным. Однако большинство ученых-богословов высказывалось за совершение над самоубийцей погребальной молитвы»[30].

    Аш-Шурунбулялий[31] оговаривает: «Имам Абу Ханифа и имам Мухаммад считали, что самоубийцу и омывают, и совершают над ним погребальную молитву, и это является более верным»[32].

    Имам Ибн аль-‘Араби говорил: «Ученые считают, что погребальная молитва совершается над каждым мусульманином, независимо от того, был ли он казнен за преступление, самоубийца ли он или незаконнорожденный»[33].

    Имам Малик считал: «Воистину, имам (руководитель, предстоятель общины) не совершает погребальную молитву над казненным преступником. Уважаемые люди не молятся за порочных людей, в порицание совершенных ими поступков и в назидание другим. Родственники же или друзья могут совершить погребальную молитву, если желают»[34].

    Имам аш-Шафи‘и говорил: «Не оставляема несовершенной погребальная молитва над кем-либо, будь то праведник или грешник»[35].

    Итак, посланник Господа (да благословит его Всевышний и приветствует) порой отказывался лично совершать погребальную молитву, как это было в случае с вором, самоубийцей, должником и прелюбодейкой. Но отказ его не был запретом для других, так как сподвижники Пророка совершали погребальную молитву, и он, видя это, не запрещал им, а иногда даже сам приказывал провести ее (без него)[36]. Именно отсутствие запрета, а также приказ сподвижникам совершить погребальную молитву явились причиной того, что большинство ученых говорили о необходимости проведения всех процедур захоронения относительно самоубийц и преступников. Ведь людей судят по внешним признакам, суть же преступления, а возможно, и ошибки, знает только Господь, Который рассудит с истинным знанием дела и по справедливости Своей в День Суда.

    Ответы на вопросы о джаназа

    Говорят, что если до погребальной молитвы близкие умершего приносят в жертву барана или другое животное, то большой саваб (вознаграждение) будет для умершего. Правда ли это? Илхом.

    Нет. Прямого аргумента по этому поводу нет.

    Что делать, если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы?

    В таком случае необходимо совершить погребальную молитву над его могилой, если не прошло излишне много времени[37]. Совершающий Джаназа-намаз встает перед могилой в направлении Каабы.

    Если человек не молился при жизни, нужно ли совершать над ним погребальную молитву?

    Погребальная молитва совершается над любым мусульманином или мусульманкой, даже если они грешили, не совершали обязательной религиозной практики или имели отношение к Исламу только из-за того, что один из родителей был мусульманином[38].

    Можно ли по Сунне делать каждую пятницу в мечети коллективно Джаназа-намаз? Насколько это правильно?

    Джаназа-намаз совершают над телом покойного.

    Что же касается ситуаций, когда верующий умер где-то далеко от родных мест и там же был похоронен, то, например, богословы-шафииты говорили о допустимости совершения погребальной молитвы за него, не отправляясь к месту захоронения, даже если оно находится не очень далеко[39]. Они аргументировали тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил погребальную молитву за абиссинского монарха Асхама, зная, что тот умер мусульманином. Богословы же ханафитского мазхаба посчитали ту ситуацию исключительной, касающейся только самого Пророка, так как ему (да благословит его Всевышний и приветствует), еще до прибытия гонцов, было дано знание о том, что эфиопский монарх умер и что он ушел из жизни мирской верующим. Рассматривая тот случай из Сунны Пророка как исключение из правила, данная группа ученых (ханафиты) говорит о нежелательности совершения погребальной молитвы ‘аляль-га’иб (над отсутствующим, за отсутствующего)[40].

    То, что у вас каждую пятницу совершают Джаназа-намаз, больше похоже на совершение его на всякий случай, за тех, кто умер и был похоронен без погребальной молитвы.

    Возводить это в ранг фарда (обязательного) или сунны (следования примеру Пророка) и делать это с таким пониманием — для имама будет неверно, греховно. Но совершать Джаназа-намаз дополнительно, учитывая условия той или иной местности либо времени, возможно. Ваш религиозный руководитель (имам, муфтий) должен разъяснять людям значение и смысл этого. Его обязанность просвещать людей, чтобы они со знанием дела относились к тому или иному ритуалу, тем более постоянно практикуемому и относящемуся к категории дополнительного.

    То, что пророк Мухаммад не совершал Джаназа-намаз после каждой пятничной молитвы, известно любому, даже религиозно малограмотному. Но в вашей ситуации так ограниченно подходить нельзя, высказывая категоричное несогласие с имамом. Возможно, была причина, косвенно обоснованная действиями Пророка, возможно, что она и сохранилась. Наиболее вероятно, что подобное появилось в советские времена, когда немалое число мусульман хоронилось без необходимых погребальных обрядов. Сколько людей ссылалось в Сибирь, и родные не знали, умерли они или живы. Если умерли, то наверняка погребальную молитву над ними не совершили. Выполнение погребальной молитвы является «фард-кифая», то есть если ее никто не совершит над покойным, то все будут грешны пред Всевышним, а в первую очередь это его родные и односельчане. Возможно, исходя из этого, муллы решили совершать Джаназа-намаз после каждой пятничной проповеди, когда можно провести молитву организованно и в присутствии немалого числа верующих.

    Если вы станете выяснять этот вопрос у вашего имама или муллы, то будьте максимально тактичны и вежливы.

    Думаю, что это больше местный обычай, появившийся при вынужденных обстоятельствах. Если актуальность его уже отсутствует, то от него постепенно откажутся.

    Если привезли несколько покойников одновременно, то погребальную молитву можно совершить над всеми сразу или необходимо по отдельности?

    Можно совершить ее над всеми сразу, а можно и над каждым в отдельности. В этом вопросе между учеными нет разногласий[41].

    Можно ли прочитать погребальную молитву два раза? Совершили омовение, прочили над умершим Джаназа-намаз, увезли тело на родину и там еще раз омыли и прочли. Возможно ли такое? Камиль.

    Запретов на этот счет не знаю. В качестве исключения, думаю, возможно. Главное — не откладывать придание тела земле, а сделать это как можно быстрее.

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1] Если мужчин рядом на доступном расстоянии нет, то погребальную молитву должна совершить хотя бы одна женщина-мусульманка. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 29.

    [2] Ученые шафиитского мазхаба не категоричны в данном вопросе. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 500.

    [3] Справа от имама находится голова покойного или покойной, а слева — ноги. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 209.

    [4] Предстоятель-имам проговаривает вслух только каждый из четырех такбиров и приветствие по обе стороны. Говорит он это настолько громко, чтобы было слышно людям, стоящим за ним.

    [5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 3. С. 226.

    [6] Имя покойного называть необязательно.

    [7] По примеру того салавата, что читается после ташаххуда в завершение любого намаза.

    [8] Дети (до наступления половой зрелости) и психически больные люди не несут ответа пред Всевышним за свои поступки. Их прегрешения не считаются грехом. Именно поэтому они не нуждаются в том, чтобы кто-либо молился за их прощение.

    [9] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95.

    [10] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 33.

    [12] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 493.

    [13] Имя покойного называть необязательно.

    [14] По мнению мусульманских комментаторов, слово «аминь» означает «О Господи, ответь на мою молитву» или «Да будет так».

    [15] По примеру того салавата, что читается после ташаххуда в завершение любого намаза.

    [16] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Т. 2. С. 493.

    [17] Формулы молитвы идентичны тем, что были написаны в варианте по ханафитскому мазхабу.

    [18] Молитва-ду‘а после четвертого такбира не является обязательной, в отличие от той, что после третьего. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 24, 27; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Т. 2. С. 493.

    [19] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 368, хадис № 59–(948); Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 358, хадис № 3170, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 60, хадис № 1413.

    [20] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 60.

    [21] Св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 60, хадис № 1411; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 320, хадис № 1029, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 357, хадис № 3166, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 618, хадис № 3/934.

    [22] Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.

    [23] Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 320, хадис № 1031, «хасан сахих».

    Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 258, 259.

    [24] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 191, хадис № 586; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

    [25] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 501, 502.

    [26] Данное утверждение обосновано действием имама ‘Али. См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218

    [27] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1508–1510.

    [28] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 369, раздел «Похороны» (китаб аль-джана’из), хадис № 55; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. С. 269, хадис № 414.

    [29] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1509.

    [30] аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. С. 269.

    [31] Хасан ибн ‘Али аш-Шурунбулялий (умер в 1659) — египетский богослов ханафитской школы. Выпускник университета «аль-Азхар». Был одним из тех, фетвам которого доверяли. Среди его многочисленных трудов известны «Маракы ас-са‘а дат», «Нур аль-идах» и комментарий к ней «Маракы аль-фалях».

    [32] См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218.

    [33] См.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 743.

    [35] См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. С. 269.

    [36] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 819, раздел «Наказания» (китаб аль-худуд), хадис № 10; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 744; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. С. 269, хадис № 415.

    [37] Богословы-ханафиты говорят о времени, в течение которого тело могло предположительно разложиться. Богословы-шафииты не говорят о временных ограничениях. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Т. 2. С. 502, 503.

    [39] Совершающие погребальную молитву встают в направлении Каабы.

    [40] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1532.

    [41] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 485.

  • Оценка 3.5 проголосовавших: 19
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here