Икона христофора молитва

Постараемся детально ответить на вопрос: икона христофора молитва на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Святой мученик Христофор и его иконография

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

Иконография святого Христофора в православии

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

2 сентября 2011 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Икона святого Христофора

Среди православных икон особое место занимает образ святого Христофора. Славится икона не только своей необычностью, но и чудесами, которые помогают верующим исцелиться от недугов.

Икона Христофора примечательна тем, что святой имеет собачью голову вместо обычной. Святой мученик особо почитается среди прихожан, и к нему обращаются за помощью при любых жизненных трудностях.

История иконы

По одним источникам, святой Христофор обладал привлекательной внешностью и горячо молил Господа о даровании ему безобразного облика. По другим источникам святой был родом из страны кинокефалов и имел необычный облик с рождения, а после крещения вернул себе человеческую внешность. В западнохристианской иконографии его имя читается ка Христоносец, и его изображают в виде гиганта, который несет на плечах младенца Христа. Христофор известен своей горячей верой в Господа. Он проповедовал православие и при жизни явил множество чудес. Так, шествуя под конвоем к императору, он помог воинам справиться с голодом, умножив хлеб. В пути его сухой жезл расцвел, чем привел в удивление мужей. Многие из них приняли христианство, уверовав в силу Господа. В течение жизни Христофор был подвергнут множеству мучений и соблазнов, призванных отвратить его от веры в Господа. Однако все, кто по приказу императора пытался отвернуть святого от истинной веры, сами отказывались от идолопоклонничества. В конечном итоге православного мученика казнили.

Описание иконы

Каноническое изображение Христофора лаконично. На иконе он изображен с собачьей головой и поднятой в благословляющем жесте рукой. Однако впоследствии запрет на изображение святого повлек за собой исправления, и на многих иконах он предстал в образе воина с обычной головой человека. Следы ранее написанного образа с головой животного можно проследить на иконах и сейчас: на нимбе виден абрис собачьей головы. На некоторых образах Христофор изображен с головой лошади. С восемнадцатого века на иконах прослеживается только человеческая ипостась святого. Но в музее хранятся иконы с классическим изображением мученика, которые датированы и семнадцатым, и девятнадцатым веками.

В чем помогает икона святого Христофора

Святой мученик избавляет верующих от бесовского влияния, изгоняет зло из одержимых. Также он является покровителем города Вильнюса. Молятся святому перед дальними дорогами и путешествиями. Обращаются к Христофору и с просьбами унять зубную боль и иные недомогания. Святой является покровителем моряков, а также способствует удачной торговле и ведению дел, связанных с куплей и продажей товаров.

Где находится икона мученика Христофора

Иконы Христофора не сильно распространены, однако найти образ возможно. Иконы есть в следующих местах:

  • Москва, собор Рождества Христова;
  • Пощупово Рязанской области, в киоте Иоанно-Богословского монастыря;
  • село Богородское Ярославской области, ныне икона находится в музее Ростовского кремля.

Мощам святого можно поклониться в музее сакрального искусства в церкви святой Юстины города Раба в Хорватии.

Дата памяти святого Христофора

В православной церкви богослужение в честь мученика проходит 9 (22) мая. В этот день миллионы прихожан обращаются к нему с искренними молитвами о помощи.

Молитва перед иконой

«Преславный мученик Христофор, Божий воин, не убоявшийя гнева мракобесов, чтивший слово Господа и не устрашившийся мук во славу веры. К тебе обращаемся со смирением. Даруй нам, Христофор, сил справляться с трудностями житейскими да недугами, нас терзающими. Дай свою защиту в пути долгом да позволь невредимыми вернуться в дом свой. Избави нас от бесов, добро внутри нас пожирающих. Сохрани Отечество наше в здравии да в религии православной да избави всех раскаявшихся от мучений и гонений. Аминь».

Непоколебимая вера в Господа достигается молитвами, которые должны исходить из глубины сердец. Помните, что молитвы помогают при любых жизненных трудностях. Не бойтесь призывать к себе на защиту своих ангелов-покровителей и всеми силами боритесь со злом. Желаем вам счастья, здоровья и удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Смотрите также:

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Икона Георгия Победоносца

Георгий Победоносец — один из самых известных и почитаемых святых. К нему обращаются за помощью и покровительством люди, связанные с военной сферой .

Икона «Царь царей»

Икона «Царь Царей» — знаменитая на весь мир святыня, изображающая Сына Божьего. Она является символом всемогущества Христа .

Икона апостола Андрея Первозванного

При жизни Андрей Первозванный был удостоен чести стать одним из первых учеников Иисуса Христа. Благодаря его .

Икона «Собор всех святых земли Русской»

Образ «Собор всех святых земли Русской» глубоко почитается верующими. На иконе изображена вся Божия Армия, наши защитники, .

Ваш ангел-хранитель по дате рождения

Каждый человек имеет своих ангелов-хранителей, которые охраняют его на протяжении всей жизни. Зная их, вы сможете обращаться к ним .

Икона христофора молитва

Снятие крещения (обряд)

путеводитель по церквям и храмам

Рассуждения о том, что Россия – Третий Рим, или Второй Израиль – юродство канонизированное.

Необъявленная Третья мировая война против русского народа и России уже давно идет, хотя не все видят реального противника. Сион сменил вывеску ‘коммунизм’ на вывеску ‘демократия’, но иудейская оккупация России как была, так и осталась, только резко усилилась. Поскольку в России иудеи управляют государством, экономикой, политикой, средствами массового оболванивания, то фактически сегодня Россия – это колония Израиля.

Этот раздел посвящен наглядному развенчанию иудохристианских мистериальных средств с помощью которых черные жрецы творят свои мессы. Кликнув на фотографию можно просмотреть ее в лучшем качестве.

Благодарю читателей, присылающих материалы, иудохристианских святых мест с каббалистической символикой, документально показывающие иго иудейское.

Икона СВЯТОГО ХРИСТОФОРА

"лицо поколения будет как морда собаки, наглость станет обычным явлением – и именно это поколение станет достойным изучения Каббалы".

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI-VII веков из Македонии. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах. Христианский "православный" (ортодоксальный) святой жил во времена Деция Траяна. Отличался силой. Бил всех, собирался подчинится только самому сильному, узнал что дьявол самый сильный и подчинился ему, а потом понял что jesus сильнее и передумал. В 1722 году при Петре синод постановил перестать изображать св. Христофора с собачьей головой, но фактически запрет не выполнялся, старообрядцы его естественно не признавали никогда, католики отреклись от Христофора в 1969 г. но не ортодоксальные христиане. Большинство из икон песиголовой серии было уничтожено в период иконоборчества. Память мученика Христофора особенно чтится в Испании, где к его молитвам прибегают при заразных болезнях. О происхождении его говорится по-разному. По одним источникам – он происходит из хананеев, по другим – киноцефалов. В западнохристианской иконографии имя этого святого буквально переводится как "Христоносец".

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке. В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был "родом от песьих глав". В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563-1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых.

Traditional eastern depiction of a dog-headed St. Christopher: an icon from the Byzantine Museum, Athens.

Песиголовцы слушают проповедь апостолов

Пожалуй, самая интересная история, касающаяся песьеглавцев, — это история о святом Христофоре. По классической версии, он в полной мере относится к героям нашего сегодняшнего рассказа!

Святой Христофор, еще до того как сделался святым, был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину (дело было во времена императора Деция Траяна, в третьем столетии). Песья голова в том немало ему помогала.

Разумеется, такого могучего бойца всякому было лестно залучить в свою дружину; однако Христофор (тогда его звали то ли Офферо, то ли Репрев) отказывался, утверждая, что согласится служить лишь тому, кто еще страшней и могущественней, чем он сам.

Через некоторое время, не отыскав себе достойного патрона (в гордыне своей он не мог найти никого даже равного себе среди людей), Офферо выяснил, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться и сделать своим господином. Так он и сделал. Однако узнав вскоре, что сам дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул дьявола и стал ревностным служителем божьим, обратив в христианство множество народу.

(По другой версии, великан Христофор как-то согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете.)

Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика.

Есть еще одна версия жития святого Христофора. Она во всем, кроме главного, противоречит изложенной выше. По ней, святой родился вполне нормальным и очень привлекательным внешне; и поскольку из-за красоты его женщины не давали ему прохода, он взмолился об избавлении от искушения — и получил песью голову.

В 1722 году священный Синод постановил более не рисовать святого Христофора с песьей головой; впрочем, с этим сразу же не согласились старообрядцы, да и в ортодоксальной церкви за соблюдением запрета следили как-то нестрого. До сих пор на многих иконах вы можете наблюдать подтверждение тому, что этот святой носит песью голову. " Православные " христиане справляют его день 22 мая.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон "противных естеству, истории и истине". К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Среди уникальных сокровищ Псковского музея-заповедника есть икона Св. Христофора XVIII века с собачьей головой, происходящая из Троицкого собора.

Как утверждают сотрудники музея, судьба лика этого святого не менее интересна, чем жизненный путь самого Христофора.

Христофор, в миру Репрев, живший в III веке, был одним из первомучеников и долгое время почитался католической и "православной" церквями.

В западной традиции его изображают великаном. В восточной иконографии он появляется с собачьей головой. Как рассказала корреспонденту «АиФ-Псков» хранитель живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольга Василева, Христофор был очень красивым мужчиной, и это очень мешало прихожанкам сосредоточиться на проповеди, а не на греховных мыслях. Поэтому Христофор попросил у господа обезобразить его внешность. Так он и обрел собачью голову. Псоглавый оратор собирал не меньше слушателей, чем раньше. Это диковинное обстоятельство отразилось и на иконном изображении мученика.

Однако с течением времени отношение к образу изменилось. В христианской религии собака — это символ сатаны. Кроме того, со времен Ивана Грозного собачья голова ассоциировалась с опричниками, которые прикрепляли голову животного к седлу. В итоге в XVIII веке, по приказу Священного Синода, изображение Св. Христофора было предписано изъять из церкви, т.к. от его иконы «веяло» язычеством. После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина.

В Троицком соборе икона долго не выставлялась, а позже попала в музей. Сегодня отношение к иконе также неоднозначно. С одной стороны, приказа Синода никто не отменял. С другой, старообрядцы как почитали, так и почитают Христофора-кинокефала (собакоголового). В католических странах, особенно в Испании, его культ очень распространен. Он считается покровителем путешествующих (в том числе автомобилистов), паромщиков, мостостроителей, мореплавателей, переплетчиков, садовников.

Святой Христофор — покровитель Вильнюса, он изображен на гербе города. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в столице Литвы ежегодно вручается статуэтка св. Христофора — самая почетная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма.

Этот иконографический образ Св. Христофора Псеглавеца долгое время имел место в "православной" церкви, и лишь на Московском соборе в 1667 году был запрещен. Старообрядческая церковь до сих пор почитает святого, изображаемого именно с собачьей головой. Икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова и других старообрядческих храмах.

Фреска Ярославского Спасо-Преображенского собора. После запрета в 1722 г. Синодом "странных и ужасных" изображений Христофора с песьей головой, множество икон и стенных росписей было исправлено. При реставрации фресок собора из-под человеческого лица проступили контуры записанной первоначальной собачьей головы.

О св. Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псаглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя в искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». В пользу второй версии свидетельствует также свияжская иконописная традиция, изображающая Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

В 1722 году синод постановил перестать изображать св.Христофора с собачьей головой, но фактически запрет не выполнялся, старообрядцы его естественно не признавали никогда, католики отреклись от Христофора в 1969г, но не православные. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.

Икона Христофора Псеглавца из Череповецкого художественного музея 17 век

Икона из монастыря в Макарьеве

Данная икона находится в Çegelköy (Турция)

Греческая икона XVIII в.

Мученик Христофор, Вторая половина XVII в. Икона из музея Ростовского Кремля.

Икона из собрания Егорьевского историко-художественного музея.

Святой Христофор, вторая половина XVII в. Икона из музея Ростовского Кремля.

В христианской традиции есть сюжет о песьеголовце Репробусе, позже его стали называть Офферус, который стал почитаемым святым под именем святой Христофор. Репробус или Офферус по преданиям был великан с собачьей головой. Он поставил себе целью служить самому сильному господину на земле. Он менял покровителей, как только замечал, что они боятся кого-то еще и шел к тому. Пока не увидел, как могущественнейший из земных монархов боится дьявола. И пошел служить дьяволу. Но однажды заметил, что дьявол боится креста господня. И тогда Офферус крестился и обрел речь. Он стал перевозчиков и переносил людей с одного берега реки на другой. Однажды его попросил перенести на себе меленький мальчик. Офферус согласился, но посредине реки он понял, что не может идти дальше, так как ноша слишком велика. Мальчик был Христом, который сказал, что он нес на себе всю тяжесть мира. Так он стал святым Христофором – дословно «Носителем Христа».

ОДНАКО ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ПАСТЫРИ ХРИСТИАНСКИЕ СОВЕРШЕННО ПРАВЫ ВЕДЬ ХРИСТИАНСТВО ЭТО ЧИСТЕЙШИЙ ИУДАИЗМ.

Святой мученик Христофор и его иконография

Святой мученик Христофор. Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Древнейшим иконографическим образом св. Христофора Псеглавца является его изображение с собачьей головой. После реформы патриарха Никона такое изображение было упразднено и святой на иконах обрел нормальный человеческий лик. Множество икон и фресок было «исправлено». Например, на фреске Ярославского Спасо-Преображенского собора, где святой был изначально изображен с песьей головой, хорошо проступают черты головы собаки из-под написанного поверх нее человеческого лица.

Есть целый ряд версий о происхождении столь странного иконографического образа. По одной из них, Христофор принадлежал к племени Псеглавцев, о которых часто упоминали в древних мифах, и имел до крещения имя Ребребус. По другой легенде юноша Христофор был очень красив и привлекал к себе излишнее внимание женщин. Юноша попросил Бога избавить его от этого искушения и в ответ получил голову животного. Эта версия представляет интерес тем, что существует малоизвестная свияжская традиция изображения св. Христофора с лошадиной, а не собачьей головой.

Однако, скорее всего столь странный иконографический образ был попыткой ранней коптской церкви ассимилировать любимый жителями Египта образ бога Анубиса. Обратите внимание на то, как похожи эти персонажи.

В подтверждение этому можно привести пример других коптских святых с собачьеми головами. Если иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез на востоке и западе, то в коптской церкви еще в 18 веке существовали святые с собачьеми головами – наследники былых египетских божеств. На следующей иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы.

Если Вы хотите посмотреть изображение св. Христофора Псеглвца «вживую», рекомендую Вам посетить старообрядческий Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище. Там находится большая древняя икона, на которой изображены несколько сотен святых, среди которых сразу бросается в глаза св. Христофор, имеющий характерный профиль. К сожалению, мне не разрешили сделать фотографию этой иконы, но я надеюсь, что в будущем смогу достать это изображение.

Галлерея икон Святого Христофора Псеглавца

Святой Христофор псеглавец

Этот иконографический образ Св. Христофора Псеглавеца долгое время имел место в Православной церкви, и лишь на Московском соборе в 1667 году был запрещен. Старообрядческая церковь до сих пор почитает святого, изображаемого именно с собачьей головой. Икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова и других старообрядческих храмах.

После запрета в 1722 г. Синодом "странных и ужасных" изображений Христофора с песьей головой, множество икон и стенных росписей было исправлено. При реставрации фресок собора из-под человеческого лица проступили контуры записанной первоначальной собачьей головы.

Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля. http://www.varvar.ru/arhiv. r10.jpg

О св. Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псаглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя в искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». В пользу второй версии свидетельствует также свияжская иконописная традиция, изображающая Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Самое правдоподобное объяснение появления такого странного святого состоит в том, что копты (египтяне) хотели сохранить в своей новой христианской религии любимый ими образ бога Анубиса. Действительно, сходство почти полное:

Случай со св. Христофором в данном случае является далеко не единственным примером. Если иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез на востоке и западе, то в коптской церкви еще в 18 веке существовали святые с собачьеми головами – наследники былых египетских божеств.

На следующей иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы.http://www.evangelie.ru/forum/t30792.html

Святой Христофор Псеглавец. Икона святого Христофора. Храм Святого Христофора

Икона – образ, к которому мы обращаемся в своих молитвах. Это некий посредник между нами и святым, изображенным на полотне. И, наверное, для только ступивших на духовный путь православных верующих будет удивительным то, что есть некий мученик Христофор Псеглавец, изображаемый на иконах с головой собаки.

Святой Христофор Псеглавец родился в III веке нашей эры в Римской империи. По преданию, он был настолько красив, что, не желая искушать греховными помыслами окружающих, молил Господа обезобразить себе лицо. Бог сделал так, как и просил Христофор, увенчав его тело головой пса.

До крещения святой носил имя Репрев, что означало «непригодный». Христофор исповедовал веру в Иисуса Христа, еще будучи не посвященным в великое таинство. Многие люди открыто протестовали против его слов и даже избивали его. Христофор со смирением сносил все побои и издевательства, продолжая нести в мир веру Христову.

К императору Декию

Однажды святой Христофор за очередную проповедь во имя Иисуса Христа был побит неким Вакхом, служащим у императора. К удивлению воина, святой перенес побои со смирением. После этого к Христофору пришла целая армия численностью в 200 человек и повела ни в чем не повинного юношу к императору. На пути ко дворцу происходили небывалые чудеса: трость, на которую опирался Христофор, внезапно зацвела. Дорога к императору была долгой, и вскоре воины пожелали есть. Но хлеба на всех не хватало, поэтому многие остались голодны. Христофор, подобно самому Иисусу Христу, совершил чудо – приумножил пищу так, что все насытились ею вдоволь.

Армия, сопровождавшая святого, поразилась этим чудесам. Все воины уверовали во Христа и решили креститься, что они и сделали, вернувшись домой.

Жестокие мучения

Император, с нетерпением ждавший возвращения армии с проповедником веры Христовой, встретил Христофора с ужасом – такой безобразной внешности он еще никогда не видел.

Но это не помешало Декию принудить святого отречься от Господа. Для этого он подослал двух девиц, которые обманным путем должны были заставить Христофора принести жертву языческим богам. Но при общении со святым некогда блудницы уверовали в истинного Господа. Они были обращены в христианство.

Придя к императору, женщины провозгласили себя верующими в Иисуса Христа, за что их казнили. Воины, сопровождавшие Христофора, также были убиты за обращение в христианство. Самого святого Декий приказал бросить в раскаленный ящик. Христофор по милости Божией не чувствовал никакой боли. Император, оказавшийся вне себя от ярости, продолжал пытки и мучения святого. В конце концов страдальцу отрубили голову.

Несмотря на свою недолгую жизнь, святой Христофор Псеглавец смог обратить тысячи идолопоклонников в христианство. Многие, узнав о его тяжелой смерти и невредимости во время мучений, желали креститься во имя Христа.

После казни святого один из епископов смог забрать тело Христофора для погребения, подкупив воинов. Смерть угодника Божьего плохо отразилась на самом императоре: он заболел странной болезнью, от которой никак не мог излечиться. Этот недуг доставлял ему много боли и мучений. В тот момент Декий осознал, что всему виной убийство Христофора. Обессиленный император подозвал к своей постели жену и попросил частицу тела новопреставленного. Декий был уверен, что именно так он сможет излечиться и избавиться от страшных страданий и мук. Воины смогли собрать землю, на которую была пролита кровь святого. Они смешали ее с водой и дали императору выпить. Сделав несколько глотков, Декий скончался. Вот так и окончил свое существование жестокий император. Его мучения прекратил святой Христофор Псеглавец, житие которого осталось в веках.

Другая версия появления необычного образа

Отдельные исследователи считают, что существование такой странной для православной верующих иконы, на которой святой изображен с собачьей головой, связана с деятельностью коптов-египтян, уверовавших во Христа. Как известно, жители этой страны в ранние времена были язычниками, поклонявшимися множеству богов. Эти идолы часто изображались с головой птицы, кошки, лошади и т. д. Образ святого Христофора совместил в себе черты православной веры и отголоски язычества. Этому тоже есть свое объяснение: копты, желая распространить христианскую религию на египетской земле, носили с собой икону святого Христофора. Таким образом, переход от идолопоклонства к истинной религии был для южных жителей гораздо легче.

Иконы святого Христофора

Православная и католическая церковь по-разному интерпретируют внешний вид этого святого. Вплоть до XVII века мученик изображался с головой собаки. В России считалось, что угодник Божий происходил из рода кинокефалов, в котором все люди рождались с подобными особенностями. С другой стороны, икона святого Христофора с головой собаки должна восприниматься символически. При этом его ужасающая внешность рассматривается как признак былого идолопоклонства и жестокости.

В католической церкви сформировалось несколько иное отношение к Христофору. В переводе с английского его имя означает «носитель Христа». Именно поэтому на западнохристианских иконах святой изображается как великан, несущий на своих плечах младенца Иисуса. Одна из летописей, составленная иноком Доминиканы в далеком XIII веке, гласит, что однажды святой мученик Христофор, будучи еще не крещеным, переносил через речку малыша, который ему показался невыносимым грузом. Святой ощущал себя так, будто на своих широких плечах он держит всю землю. Догадки Христофора не подвели: он перенес на себе самого Иисуса Христа, явившегося ему в образе ребенка.

Образ святого-великана лег в основу многих зарубежных произведений литературы, музыки и живописи Средневековья. Также в 18-м веке наблюдалась тенденция возведения скульптур Христофора в храмах Европы. Подобные святыни сохранились во Франции, в Соборе Парижской Богоматери. Считалось, что верующий человек должен хотя бы раз в день помолиться перед этой скульптурой. Это спасает от внезапной смерти и других напастей.

В период Реформации скульптуры святого-великана были удалены практически во всех уголках Европы с внешних стен соборов и храмов.

Те, кто видел западную и русскую икону Христофора, не смогут узнать святого на полотнах византийских иконописцев. На них он изображен как юноша в патрицианских одеждах или в доспехах. Такими фресками были украшены некоторые соборы и храмы Византии.

Наибольший интерес у многих вызывает именно та икона святого Христофора, на которой он изображен с головой собаки. Самой древней иконой святого считается образ, датированный 6-м веком. На этой иконе мученик изображен рядом с другим святым – Георгием Победоносцем. Оба юноши облачены в доспехи и держат копья. Между ними расположен крест.

Особое почитание святого Христофора на Руси пришлось на XVI век. При этом люди молились перед иконами мученика, изображенного и воином, и кинокефалом. Считалось, что в древние времена Христофор защищал русские города от всяких напастей, в том числе от болезней. Удивительным кажется факт прекращения эпидемии в Москве, совпавший с началом постройки храма в Кремле в честь данного мученика. В это же время в Новгороде заразная болезнь начала отступать после возведения храма в честь святого Христофора.

Сохранившиеся образы

Многие древние иконы святого Христофора дошли и до наших дней. Часть из них хранится в музеях и галереях. Если вам удастся посетить Третьяковскую галерею в Москве, то вы сможете там увидеть одну из дверей иконостаса Троицкого храма, расположенного в Архангельской области, на которой изображена икона Христофора. Данные шедевры интересны тем, что на них мученик представлен в полный рост и с собачьей головой.

В Историческом музее сохранилась небольшая иконка святого, находившаяся в частной коллекции. На ней Христофор, облаченный в доспехи и красный плащ, молится перед Господом Богом, находящимся на небесах и взирающим на Своего Угодника. Святой предстает пред нами как прекрасный юноша, а не безобразный кинокефал. Кажется, будто этот образ – картина не внешнего, а внутреннего состояния, ведь именно такой прекрасной, чистой и всеобъемлющей была душа Христофора.

Решение об изменении иконы

Святой Христофор широко почитался в России вплоть до XVIII века. Именно в это время в стране встал вопрос о том, как мученик должен быть представлен на иконах. Одни протестовали против его изображения с головой пса, считая это абсолютно недопустимым, в то время как другие уже привыкли к такому образу. В связи с этим подобные иконы еще долго оставались у русского населения.

Все решилось во время правления Петра I. Священный Синод постановил, что подобные изображения, противоречащие человеческому естеству, являются непотребными, в связи с чем первоначальный образ Христофора заменили прекрасным юношей в доспехах. При этом законодательный орган государственной власти все же советовал не принимать подобных жестких решений относительно икон, широко почитаемых в народе.

Живший в то время известный святитель Дмитрий Ростовский был категорически против изображения Христофора в виде кинокефала. Того же мнения придерживался и митрополит Антоний, который обратился в Священный Синод с просьбой переделать икону великомученика, изобразив его с человеческой головой. Ходатайства священнослужителей не увенчались успехом. Маленькие иконы и образы продолжали успешно продаваться во всех церковных лавках.

И только в отдельных соборах и церквях умелые иконописцы исправляли изображения Христофора Псеглавца. Следы подобной реставрации в этих храмах можно заметить и сейчас – на нимбе угодника Божьего виднеется линия от исправленного лика собаки.

Стоит отметить, что после 18-го века святой мученик Христофор изображался уже не только с собачьей, но и с лошадиной головой. Одна из таких икон сейчас хранится в России, в Музее религии. Некоторые исследователи считают, что новое изображение великомученика связано с неумением иконописцев вырисовывать голову пса, хотя многим подобный довод кажется неубедительным.

Почитание Христофора в других странах

В католической церкви день памяти святого отмечается 24 июля. Следует отметить, что эта дата была исключена из общего календаря Ватикана в конце 60-х годов 20-го века. Тем не менее, жители Европы продолжают почитать святого Христофора и отмечать его престольный праздник.

Мощи святого, некогда хранившиеся в Византии, были вывезены в один из городов Хорватии. Именно благодаря их чудотворной силе местные жители были спасены от вражеской осады. В честь мученика хорваты назвали одну из прибрежных крепостей.

В западнохристианской религии Христофор принадлежит к святым, покровительствующим путешественникам. Именно по этой причине официально исчезнувший из списка угодников Божьих мученик почитается моряками, таксистами, машинистами. В России святой Христофор – покровитель водителей. А в некоторых странах Европы есть отдельные центры, специализирующиеся на выпуске медальонов, предназначенных для путешественников.

На монетах, которые часто помещаются в машине, есть надпись, которая гласит, что тот, кто верит в этого мученика, не погибнет в автокатастрофе. Вот так заботится о нас святой Христофор. Амулет, созданный в его честь, будет иметь подобную силу, если искренне верить в заступничество мученика.

По молитвам святой Христофор способен исцелить от зубной боли и облегчить состояние больного эпилепсией. Мученик может спасти человека от удара молнией, от заразного заболевания. К Христофору в молитвах часто обращаются торговцы и садовники.

Некоторые населенные пункты и даже острова находятся под защитой мученика. Это город в Хорватии на острове Раб, г. Роермонд, находящийся в Нидерландах, Вильнюс и другие.

Покровитель Литвы

Святой Христофор является опекуном данной страны. Его изображение можно увидеть на гербе Вильнюса. Как и говорилось ранее, в западнохристианской культуре он изображается великаном. Именно такую скульптуру установили в середине прошлого века на территории костела Святого Николы. В честь Христофора также была названа одна из школ и главный оркестр Вильнюса.

В Литве мученик является покровителем творческих людей – работников искусства, живописи, певцов, благотворителей и т. д. Один из главных музыкальных конкурсов страны назван в честь Христофора. Желанный приз – небольшая скульптура святого. Эта награда в Литве считается очень почетной.

Собор Христофора в Гаване

В начале 18-го века на Кубе был выстроен храм в честь этого великомученика. До сих пор неизвестно, кто является автором данного сооружения. Предполагают, что собор святого Христофора выстраивался по проекту одного из иезуитов, так как постройка по своему стилю сильно отличается от остальных храмов Гаваны. Внутреннее убранство составляют фрески с изображением Тайной Вечери и Успения Царицы Небесной. Церковь святого Христофора хранит в своих стенах статую покровителя храма, создание которой относят к 17-му веку.

Монастырь в честь мученика Христофора

Данный комплекс является заброшенным. Расположенный в Египте, он приютил в своих стенах несколько старых монахинь. Сейчас в нем нет важных святынь. Но тем не менее, инокини продолжают молиться за весь мир Богу и угоднику Христофору, вспоминая его мучения во имя Христа.

Святой Христофор – покровитель водителей

Этого мученика поначалу считали защитником путешественников только в католической церкви. Ведь именно оттуда пришла версия о существовании великана, переносившего людей через бурный речной поток. Считается, что одно время святой мученик Христофор Песьеглавец жил на побережье отшельником, изредка помогая людям перебираться на другой берег. Именно тогда к нему явился Христос в образе ребенка, которого мученик перенес через реку. Есть мнение, что именно Иисус дал отшельнику имя Христофор – «несущий Христа».

В первое время святой особо почитался мореплавателями. С появлением наземного транспорта – гужевых повозок, а затем и автомобилей – Христофор стал оберегом для автомобилистов, а также для тех, чей труд связан с ношением тяжестей – комплектовщиков, грузчиков и других.

В настоящее время стала очень популярной продажа амулетов, освященных в честь этого мученика. Конечно, приобрести их и повесить их в машине не возбраняется, но при этом нужно помнить, что спасителен не сам медальон, а ваша вера. Если относиться к подобным вещам с точки зрения фетишизма, то о православии здесь не может быть и речи. Такое мировоззрение очень близко к язычеству, когда люди буквально обожествляли деревянных идолов. Поэтому прежде чем приобретать подобные вещи, трезво оцените свое отношение к религии. Если в вашем сердце действительно теплится спасительный огонек веры, можете спокойно приобретать подобный медальон.

Молитвенное обращение

Попросить помощи у святого можно посредством молитвы. Она имеет особенную силу, если взывать к Высшим силам с верой и искренностью. Молитва святому Христофору содержит обращение к главному Творцу нашего мира – Господу. В этих строках мы подтверждаем Его всемогущество, прося помочь нам благополучно добраться домой. В молитве мы взываем к милосердию Бога, говоря о том, что Господь вездесущ и всемогущ. А в конце мы вспоминаем имя мученика Христофора, призывая его молиться о наших душах и спасении.

Стоит заметить, что молимся мы святым для того, чтобы те были нашими заступниками перед лицом Божиим. Неверно думать, что какой-либо угодник главенствует. Любой святой – это посредник между нами и Господом. Поэтому, прося о помощи, не забывайте молиться самому Богу.

Достоверность жизнеописания Христофора

У некоторых людей после ознакомления с житием святого возникают отдельные вопросы по поводу реальности его существования. Конечно же, основной темой для подобных полемик является внешность Христофора. Вполне возможно, что приписывание ему уродства есть не что иное, как ошибка переводчиков. Христофор происходил из рода cananeus, что было транскрибировано как «собачий». Не исключено, что это слово нужно было перевести как «хананит», что означало одну из средиземноморских провинций. Тогда получается, что Христофор по своей наружности был самым обычным человеком, проявившим непоколебимую веру в Господа.

Исследователи также обнаружили некоторые исторические несоответствия. Например, император Декий возглавлял Римское государство всего 2 года, тогда как в житии написано, что он казнил угодника Божьего на четвертом году своего правления. Есть утверждение, что Псоглавец святой Христофор был замучен другим императором – Максимином Дазой. Некоторые уверены, что под словом «Декий» подразумевалось не конкретное имя, а аллегория. «Дектиос» в переводе на русский означает «вместилище» (злых сил).

Тем не менее, святой Христофор, житие которого вызывает ряд сомнений, до сих пор почитается верующими за его чудеса, совершенные во время земного бытия и после смерти. И даже запрет Ватикана на упоминание Христофора в церковном календаре не смог повлиять на отношение к нему.

Источники: http://neopravoslavie.narod.ru/foto/ikona-hristofora.htm, http://www.pravoslavie.ru/smi/48431.htm, http://theologian.msk.ru/analitika/171-svyatoj-s-sobachej-golovoj-xristofor-pseglavec.html, http://5june.ucoz.ru/photo/ehto_interesno/svjatoj_khristofor_pseglavec/14-0-1323, http://fb.ru/article/158597/svyatoy-hristofor-pseglavets-ikona-svyatogo-hristofora-hram-svyatogo-hristoforaNULL Комментариев пока нет!

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Оценка 3.3 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here