Что такое молитва и пост

Постараемся детально ответить на вопрос: что такое молитва и пост на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Bookitut.ru

Молитва и пост

В Мр. 9,29 Иисус говорит: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Здесь Иисус ведет нас в самую трудную молитвенную борьбу. В то время, как Он и три Апостола были на горе Преображения, один человек привел к остальным ученикам своего бесноватого сына. Они пытались изгнать из него беса, но это им не удалось. Когда же пришел Иисус, отец привел своего сына к нему, и Иисус исцелил мальчика. Как только Апостолы остались наедине с Иисусом, они спросили Его, почему они не могли изгнать злого духа. И Иисус ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Прежде, чем мы рассмотрим связь между молитвой и постом, нам необходимо кратко пояснить, что понимается под словом «пост».

Поститься — значит, в течение короткого или длительного времени воздерживаться от пищи и питья. Пост был узаконен в Израиле. Весь народ должен был один раз в году поститься (Лев. 16,29). После пленения были введены различные дни поста (Зах. 8,19). Фарисеи постились даже два раза в неделю (Лк. 18,12). Соответствующее еврейское слово означает смиренное сокрушение души перед святым Богом. Поэтому стали поститься в великий день искупления, когда народ давал ежегодный отчет Богу, а также во время национальных бедствий (Суд. 20,26; Иоил. 2,12; Ион. 3,5; 1 Цар. 31,13).

Иисус не отменяет поста, но из законной обязательности Ветхого Завета Он переводит его в свободу Нового Завета. Пост — это внешнее действие, которое должно совершаться лишь тогда, когда к этому имеется внутренняя необходимость (Мф. 9,14–15). Кроме того, Иисус предостерегает от того, чтобы использовать пост для демонстрации своей набожности перед людьми (Мф. 6,16–18).

Итак нужно ли нам поститься? Этот вопрос волнует некоторых христиан. Они считают пост внешним исполнением Ветхозаветного закона, которое практикуется у католиков с их показной, основанной на делах, праведностью. Но то, что пост нужен свободным, евангельским христианам, кажется им совершенно чуждой, почти невозможной, мыслью.

В этом пункте мы очень далеко ушли от Христа и Его Апостолов. И теперь самое время нам, изнеженным, слабовольным и жадным до наслаждений христианам поинтересоваться тем, что говорит нам Писание об этом пункте, касающемся нашего освящения и нашей молитвенной жизни. Пост — это не только воздержание от пищи и питья. Пост означает добровольное, целенаправленное воздержание от различных жизненных потребностей: пищи, питья, сна, отдыха, общения с людьми и т.д. Смысл этого воздержания состоит в том, чтобы на более или менее длительное время прекратить связи, которые привязывают нас к материальному миру и нашему окружению, чтобы таким образом сосредоточить все силы души на невидимом и вечном.

Таким образом, христианский пост основан не на том, что мы на все эти жизненные потребности смотрим, как на нечто нечистое и несвятое. Нет, вместе с Апостолом мы познали, что нет ничего в себе самом нечистого (Рим. 14,14), и что пища сотворена Богом, чтобы мы с благодарностью пользовались ею (1 Тим. 4,3). Пост основан на том, что наша душа время от времени хотела бы сконцентрировать все свои силы на какой–то проблеме и поэтому временно воздерживается от того, что само по себе разрешено и полезно для нас.

Таким образом, к посту относится все то, о чем мы говорили, касаясь тихих молитвенных часов; по сути, он является их продолжением. И то, и другое нужно нам не ради Бога, но ради нас самих. Это мы нуждаемся в посте. О нем можно говорить много, но мы ограничимся лишь вопросом значения поста для молитвы.

Мы исходим из сознания того, что великой тайной молитвы является Дух молитвы. Поэтому самым важным для нас является то, чтобы в нашей молитве происходило соединение с этим Духом. Молитвенная борьба, в конечном итоге, является борьбой с внешними и внутренними препятствиями, которые стараются нарушить нашу связь с этим Духом молитвы. Пост представляет из себя предусмотренное Богом средство против самых опасных препятствий для молитвы. Он должен быть добровольным, говорит Иисус. Поэтому христианин прибегает к посту, когда видит, что есть нечто особенное, препятствующее его молитве. Это может быть какая–то особая трудность, которую он сознает, как препятствие, а также это может быть нечто такое, чего он не понимает. Он только чувствует, что есть нечто, препятствующее его молитвенному общению с Богом. И он прибегает к посту, чтобы свою обращенную к внешнему миру душу на время оторвать от материальной жизни и мирского окружения и открыть тем самым доступ Духу Святому, чтобы Он мог осветить его внутреннего человека и показать ему, чем он огорчил Духа молитвы, чтобы восстановить беспрепятственное соединение с Ним, а вместе с Ним и с обильным потоком Божественной силы.

Теперь мы рассмотрим некоторые случаи, побуждающие христианина к посту.

Во–первых, это период особых искушений.

Когда Иисус был поведен Духом в пустыню для искушения от диавола, сразу же после того, как Он, крестившись, получил помазание для Своего служения, он постился. И постился Он долго — сорок дней. Так серьезно отнесся Иисус к борьбе с искушениями. Из этого мы можем понять, как легкомысленно мы относимся к нашим искушениям. Таким образом, даже для Иисуса, Который был безгрешен, знакомо было побуждение посредством поста сконцентрировать свою душу перед поединком с сатаной. Мы также видим, что Иисус, после чуда насыщения в пустыне, когда народ хотел сделать Его Царем, постился, пусть даже проще и короче. Он отказался от ночного сна (Мф. 14,23), чтобы в спокойном общении с Отцом сконцентрировать Свою душу и получить полную силу для борьбы с искусителем, который и здесь преследовал Его. Если наши искушения одолевают нас, как это порою бывает, то это потому, что мы не ищем посредством поста святой Божественной близости, чтобы вооружиться против искусителя.

Во–вторых, мы ощущаем необходимость поста перед серьезными решениями.

Когда Иисусу предстояло совершить великое дело избрания Апостолов, Он всю ночь перед этим пробыл в молитве (Лк. 6,12). Хотя Он и находился в состоянии непрерывного общения со Своим Отцом и Его духовный рассудок никогда не был омрачен каким–либо грехом, Он, тем не менее, чувствовал потребность укрепить свою душу в спокойном общении со Своим Отцом, чтобы в предстоящем на следующий день избрании быть в состоянии следовать руководству Отца.

В связи с этим мне хочется вспомнить маленькую историю, рассказанную в Деян.Ап. 13,2: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Таким образом, когда они постились, случилось то, что Дух Святой сказал им решающее слово, которое направило Павла на его первое миссионерское путешествие, слово, положившее начало языческой миссии.

Мы не принимали бы так часто поспешных решений и не стояли бы беспомощно перед важным выбором, если бы посредством поста дали Духу Святому возможность взять в Свое распоряжение нашу» обычно такую занятую и труднодоступную для Него душу.

В–третьих, в период подготовки и выполнения особенно трудных задач.

В Деян.Ап. 13,2 и 14,23 мы читаем, что первые христиане посредством поста готовились к важному служению в Церкви: назначение пресвитеров и отправка миссионеров. Речь для них шла лишь о том, чтобы сосредоточить свои души и полностью предоставить себя в распоряжение Духа Святого, чтобы посредством их молитвы и возложения ими рук могла сообщиться та благодать, которую Дух Святой хотел даровать этим братьям. Первые христиане, исполненные Духа Святого, ощущали в этом необходимость, в то время, как сегодняшние, бедные Духом христиане поступают так, как будто и не нуждаются в посте.

Конечно, наш пост должен быть добровольным. Лишь Дух Святой может сделать нас настолько смиренными, что мы с благодарностью будем использовать все средства, которые Господь даровал нам.

В–четвертых, в период особого напряжения сил.

Иисус говорит: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Этим объясняет Он тот факт, что ученики оказались бессильными по отношению той одержимости. В то же время нам сказано, что бывают периоды большого напряжения сил. Они требуют особой силы свыше. Иисус указывает на пост, как на средство получения верующим этой силы.

Пост можно сравнить с электрическим проводником. Чем большее количество энергии нам надо передать, тем более мощным должно быть соединение с силовой станцией, т.е. в нашем распоряжении должен быть более толстый кабель.

Как мы уже видели, молитва является тем проводником, посредством которого на землю передаются небесные силы. И Иисус говорит, что чем больше величина силы, которую необходимо передать, тем более сильным и глубоким должно быть молитвенное соединение души с Богом.

Как мы уже неоднократно видели, все зависит от Духа молитвы. Наша молитва ослабевает в той самой степени, в какой мы во время молитвы уклоняемся от того направления, в котором хотел бы вести нас Дух молитвы. И она станет еще слабее, если мы при этом вступим в спор с Духом молитвы и огорчим Его.

Таким образом, пост предназначен для такой концентрации сил нашей души, чтобы нам стало ясно, к чему направляет нас Дух Святой и о чем нам нужно молиться в этом особо трудном положении. В то же время он помогает нам очистить нашу душу от всех нечистых побуждений, которые возможны, когда мы просим о большей силе. И очищение это происходит таким образом, что мы в тишине и сосредоточенности поста обнаруживаем в себе тщеславие и другие мотивы f вмешивающиеся в нашу молитву. Мы получаем силу полностью отдаться Господу и сказать: «Пусть лучше не произойдет чуда, чем я посредством своего тщеславия обесчещу Твое имя и буду злоупотреблять молитвой. Но если Ты можешь совершить чудо, без того, чтобы мною была унижена Твоя слава, тогда соверши его, Господи».

Еще раз о посте

На нашем портале мы провели опрос среди читателей, постятся ли они. В опросе приняло участие более 2000 человек, и результаты таковы: примерно треть наших читателей – а мы считаем, что это, скорее всего, люди верующие или сочувствующие Православию, – соблюдают пост. А где-то 65% – это те, кто либо не соблюдает пост вообще, либо соблюдает его с какими-то послаблениями в еде.

Мы попросили протоиерея Олега Стеняева еще раз напомнить, что такое пост, как он связан с духовной жизнью православного христианина, а также дать советы тем, кто всё еще не решается начать поститься, как приступить к посту.

Прежде всего, пост – это то, без чего мы не сможем одолеть силы зла, которые, как сказано, «изгоняются только молитвой и постом» (Мф. 17: 21). Пост и усиливает молитву, и сам по себе, как действие, связанное с нашим телом, ослабляет греховные позывы тела. Потому что человеку трудно вести молитвенную жизнь и в то же время никак не обращать внимания на позывы тела. Признаемся, ведь бывает так: мы читаем молитву, а ум наш где-то витает, мы думаем о чем-то другом, даже иногда неприличном. И вот мы останавливаем свою мысль, чтобы вспомнить, какую молитву читаем – Божией Матери или Христу. И даже переворачиваем листочек, чтобы посмотреть. Выходит, мы перестали молиться в какой-то момент: греховные прилоги через расслабление плоти воздействовали на нас. Пост помогает с этим справиться.

Пост – самое благоприятное время для молитвы. Душа напрямую связана с телом, и если тело не контролируется в том числе постом, то это удар и по нашей душе.

Душе нужна тренировка, закалка. Эта закалка – пост, поддержка – молитва. Даже тело физически слабнет, если не делать никаких упражнений, не тренировать его. Сколько людей занимается спортом, ходит в спортзалы, чтобы поддерживать физическую силу тела! Почему так же серьезно мы не относимся к своей душе?

Когда мы не вкушаем скоромную пищу, мы как бы возвращаемся в райское состояние. Ведь наши прародители вкушали в раю только растительную пищу.

Тело, смирённое постом, не мешает сосредоточиться на молитве

Ограничения в пище очень важны. Повторюсь: важны, потому что тело, смирённое постом, не мешает нам сосредоточиться на молитве.

Пост – благоприятное время и для иных тренировок плоти: когда супруги ради упражнения в молитве договариваются, что будут воздерживаться друг от друга. Невкушение скоромной пищи в пост очень помогает в этом.

Чтение Священного Писания – важная духовная поддержка в пост

Очень важно для духовной поддержки в пост читать Священное Писание. Я стараюсь во время Рождественского поста целиком прочесть его, а в Великий пост – дважды: и Ветхий, и Новый Заветы. Понимаю, что для работающих прочесть Библию в пост целиком сложно и трудно. Выберите какую-нибудь одну часть ее, например, только Евангелия, читайте внимательно, может быть, даже с комментариями святых отцов. А в следующий раз – во время другого длительного поста – читайте другие книги Библии, так же внимательно и вдумчиво. Посты станут для вас не только духовным упражнением, но и временем духовного образования.

Обязательно читайте Евангелие дня и Апостол дня

И не забывайте, что есть Евангелие дня и Апостол дня: в календаре отмечается, какую часть Нового Завета Церковь читает в тот или иной день. Эти указания не только для священнослужителей, но и для мирян. Рекомендуется после утренней молитвы обязательно читать Евангелие дня и Апостол дня. Это короткий отрывок, и хорошо, если он станет темой для размышлений верующего человека.

Почему еще важно с молитвой соединять чтение слова Божия? Если я просто молюсь, то такая молитва может быть монологом и выше потолка не подниматься, но если я с молитвой соединяю чтение слова Божия, то получается, что в молитве я вопрошаю Господа, а через слово Божие получаю ответы от Него.

Для кого существуют послабления в посте? Могут не поститься беременные женщины, кормящие матери, заключенные и военнослужащие. Также пост послабляется для болящих: свое меню они обсуждают с врачом, у священника берут благословение.

Маленькие дети имеют целый ряд послаблений в посте – об этом говорится у святых отцов. Но важно помнить: послабления касаются только пищи. И если кто-то – беременная женщина, военнослужащий – не соблюдает пост в пище, то он должен для себя избрать другую форму поста. Например, отказаться от зрелищ, не смотреть кино, спортивные соревнования…

Что касается детей… Приведу пример из своей практики. Однажды ко мне подошел мальчик лет 6–7 и говорит: «Мне не разрешают поститься. Вы сказали, что надо находить свою форму поста. Что бы вы мне посоветовали?» Я ему сказал: «Откажись от жвачки». Мы видели, что он все время жует, и когда в храме ему делали замечание, он вынимал изо рта жвачку и за ухо приклеивал ее, а потом через какое-то время начинал опять жевать. Я ему предложил отказаться от жвачки – он отказался. Для него это было большим испытанием – не жевать; было видно, как тяжело это ему дается. Я даже просил приход молитвенно его поддержать. Мальчик справился, у него был настоящий пост. Мы за него очень порадовались. Спрашивали его: «Тяжело?» «Да, – говорит, – особенно в первое время, слюни даже копились во рту, потом стало полегче, я пил воду».

Если кто-то не может совершать пост по всей строгости, это не значит, что он вообще не должен поститься

Так что если кто-то не может совершать пост по всей строгости, это не значит, что он вообще не должен поститься. Всегда есть, в чем можно именно себя ограничить для духовного возрастания.

Кстати, пост всегда сообщает радость пище: если человек всё время ест мясное и молочное, у него нет уже вкуса к этим продуктам, а если на время поста он отказывается от этого, а потом пост оканчивается, время разговения наступает, он хоть вкусовые качества мяса может оценить.

В зимний период организм очень устает от тяжелой мясной пищи, поэтому Рождественский пост и Великий пост избавляют нас от этой тягости. И когда мы в это время больше вкушаем растительной пищи – овощей и фруктов, то у нас улучшается сон, тело получает отдохновение. Отсутствует сонливость во время молитвы, потому что молитва, соединенная со скоромной пищей, – это тяжелая молитва.

Изучение Писания в пост принципиально другое: сознание более легко запоминает тексты, образно воспринимает их, не бывает блуждания мысли во время чтения.

Ты говоришь: «Я не могу», – а ты пробовал? А вдруг можешь?

Я бы дал совет людям, которые никогда по-настоящему не постились: попробуйте! Если человек попробует, то есть опытно войдет в мир поста, то он сможет оценить его. Потому что нельзя отвергать то, о чем ты не имеешь представления. Ты говоришь: «Я не могу», – а ты пробовал? А вдруг можешь?

Вообще у нас очень много полных людей, и многим было бы полезно попоститься и в другие дни, помимо постных. (Улыбается.) Люди почему-то готовы сидеть на очень строгих диетах, когда практически вообще ничего нельзя есть, но при этом, к сожалению, избегают постов. А ведь как много вкусных и полезных постных блюд.

Бывает и так: один мой знакомый во время Великого поста не постился и вдруг на Светлой седмице говорит: «Я решил сесть на жесткую диету». Спрашиваю: «Почему во время поста ты не принял такое решение?» Отвечает: «Не знаю, я собирался, но что-то меня отвлекало». Я объяснил ему, что – вернее, кто-то отвлек его: злые духи, бесы, которые постарались всё с ног на голову перевернуть: в пост – ешь, что хочешь; на Светлой седмице, когда надо разговляться, – жесткая диета.

Сугубо попоститесь неделю – и придет такая духовная радость, что захочется и дальше пост продолжать

Хочу дать совет тем, кто думает, что не сможет понести пост в течение всей четыредесятницы: начните поститься хотя бы в среду и пятницу в этот Рождественский пост. И всё же попробуйте, что такое пост, – недельку сугубо попоститесь. А потом, когда вы войдете в ощущение этой легкости – в молитве, при чтении Писания, – придет такая радость духовная, тихая, спокойная, что вам захочется и дальше пост продолжать. Почему бы не попробовать? Ведь пост – это твое свободное волеизъявление. Дерзай! И ты поймешь, какое это благо. Ощутишь, как эти ограничения и молитва, соединенная с постом, приносит огромное обогащение душе.

11 декабря 2015 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Терапевт Наталья Тарасова

«Я никогда не видела вреда от воздержания»

Терапевт Наталья Тарасова о том, как правильно поститься с медицинской точки зрения

Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Что может быть плохого в грибах или капусте? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста?

Кто кому помогает? Кто кому помогает?

Протоиерей Андрей Ткачев

Пост молитве помогает. А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. И милостыня тоже нужна: она помогает молитве.

О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин

Каноническая справка

О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин

Схиигумен Авраам (Рейдман)

Как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Оценка 3.4 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here