Анжелюс вечерняя молитва

Постараемся детально ответить на вопрос: анжелюс вечерняя молитва на сайте: молитва-богу.рф - для наших многоуважаемых читателей.

Описание картины Жана-Франсуа Милле «Анжелюс»

Updated on 31.10.2015 By Admin

«Angelus Domini» — название католической молитвы, которая читается три раза в день – утром, в обед и вечером. Колокола на католических церквях в старые времена призывали верующих к тому, чтобы помолиться, и три раза в день и города, и деревни наполнялись праздничным колокольным звоном. Он напоминал о том, что Господь любит всех, и что хорошо бы поблагодарить его за то, что земля родит, за то, что все здоровы и за то, что солнце встает каждый день и не перестанет вставать и впредь.

На картине изображено поле на закате. Солнце уже опустилось за горизонт, и небо горит рыжим пламенем, на фоне которого очень хорошо виден силуэт далекой церкви в деревне. От неё, должно быть, очень слышный в вечерней деревенской тишине, разносится колокольный звон, призывающих всех верующих помолиться.

Крестьянин и его жена на поле, услышав этот звук, остановили работу. Мужчина воткнул вилы в землю, снял шапку и неловко мнет её в руках, опустив голову. Он груб, он привык работать в земле, ему далеко до изящества изнеженных горожан, но лицо его (против заката различимое с трудом) выражает искреннюю веру. Его жена поставила на землю корзину и тоже склонила голову.

Женщина не нужно снимать головного убора – её руки просто сложены перед грудью. Её лицо практически неразличимо – видно только профиль на фоне пылающего неба.

Рядом с крестьянами стоит тачка, в которой они, вероятно, везли удобрения для посевов. Вокруг зеленеют ростки картошки – если все пойдет хорошо, урожай будет добрым.

Именно об этом – о том, чтобы был хорошим урожай, чтобы не было засухи или долгих дождей – они и молятся, прервав работу просто, буднично, без малейшего протеста. Это привычный ритуал и он даже успокаивает.

Интересно, что при проведении углубленных исследований, был обнаружен ранний слой, по которому можно понять, что изначально картина должна была изображать похороны младенца.

Воображаемый музей – Жан-Франсуа Милле. Анжелюс. Музей Орсэ, Париж

Я обещала рассказать еще об одном шедевре, который был привезен из Музея Орсэ в Париже для «Воображаемого музея», созданного в честь 100-летнего юбилея Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Это картина «Анжелюс. Вечерняя молитва» одного из крупнейших французских живописцев середины XIX века Жана-Франсуа Милле (1814-1875). У современников этот художник завоевал славу портретами и небольшими полотнами на библейские темы. Однако главным сюжетом его картин был крестьянский труд.

Жан-Франсуа Милле — один из крупнейших французских живописцев

Жан-Франсуа Милле родился в Нормандии, в крестьянском окружении. Связь с землей художник сохранял на протяжении всей свой жизни. Вероятно, этим можно объяснить его внимание на сценах крестьянского труда, а не на жанре пейзажа, как было принято другими художниками барбизонской школы. Милле убеждал своими работами, что именно сельский труд является естественным состоянием человека. Именно этой идеей пронизана картина «Анжелюс» (1857-1859) из коллекции Музея Орсэ.

Жан-Франсуа Милле. Анжелюс. Вечерняя молитва. 1857-1859

Фигуры крестьянина и его жены освещают последние лучи заходящего солнца. Они оставили работу при звуках вечернего благовеста. Анжелюс («Ангел Господень») – это первое слово молитвы, которую читают католики трижды в день. Природный ландшафт лаконичен, но в то же время исполнен поэзии и печали.

В отличие от многих реалистов XIX века Жан-Франсуа Милле в изображении человека стремился не к индивидуализации, а к обобщению. Фигуры лишены чрезмерной детализации, и потому приобретают особую значительность и монументальность. Склоненные головы крестьянина и крестьянки как бы говорят о покорности судьбе и смирении.

Жан-Франсуа Милле в каждом доме

Картина была исследована в наше время, и вот что интересно. Рентгенограмма показала, что первоначально у ног крестьянской четы Милле изобразил могилу ребенка. Но потом художник решил придать полотну более универсальный характер, и превратил сцену в молитву об урожае. Картина Милле «Анжелюс» была принята публикой не сразу. Однако простота и благочестие произведения так заворожили зрителей, что почти в каждом французском доме появилась ее репродукция.

Далее вы можете познакомиться с другими картинами известного французского художника Жана-Франсуа Милле.

Жан-Франсуа Милле. Луиза-Антуанетта Феарден. 1841

Жан-Франсуа Милле. Портрет Паулины Оно. 1843-44

Жан-Франсуа Милле. Букет ромашек

Жан-Франсуа Милле. Женщина, пекущая хлеб. 1854

Жан-Франсуа Милле. Полуденный отдых. 1866

Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857

Жан-Франсуа Милле. Весна. 1868-73

Жан-Франсуа Милле. Урок вязания. 1869

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Похожие записи

Красивые рисунки. Но жизнь у художников однако не простая.

Здравствуйте, Нонна! О непростой жизни художников Вы совершенно правильно заметили. Заходите еще, надеюсь, Вам будет интересно!

Валя! Спасибо тебе огромное за просвещенческий труд.

С удовольствием захожу на твой сайт.

Валера, огромное спасибо! Я очень рада, что ТЕБЕ нравится

Картины, исполненные в реалистичной манере, всегда хороши. Интересно, что Милле не рисовал с натуры! Он делал зарисовки во время прогулок, а потом рисовал пейзажи по памяти.

Так частенько поступал и Константин Коровин. Спасибо, Марина!

Искренность — вот чем меня особенно привлекает Милле. Он не приукрашивает натуру, а показывает ее так, как видит… а видит он доброжелательным взглядом!

Елена, у Милле — свой особый взгляд, и поэтому, мне кажется, картины его очень запоминаются.

Люблю приобщатся к живописи) Спасибо большое.

Здравствуйте, Милена! Рада, что Вам нравится. Заходите!

После моего отпуска случилось то же самое. И я не смогла вернуться…Очень тяжело, но я решила не обращать внимания.

И это правильно, Нина! Все будет нормально, главное, не волноваться и нервы не тратить. Это такое темное дело, все не предугадаешь

А мне нравятся картины прошлого, в них столько всего …

Спасибо, Дмитрий! Совершенно с Вами согласна…

Букет ромашек восхитителен, Валентина!! Вижу, что сайт поднимается! Рада за него:)

Нина, обожаю эту картину!

После моего отпуска сайт заглох, теперь вроде бы поднялся, но как неуверенно. Посмотрим

Понравился букет ромашек. Такое впечатление, что они излучают свет.

Здравствуйте, Андрей! Я полностью с Вами согласна, потому ее сюда и поместила.

Что не говори, деревенская красота. Надо перебираться жжить в деревню.

Здравствуйте, Эдуард! Многие сейчас обсуждают этот вопрос

Крестьянский труд как основа жизни,как естественное состояние человека?Как ни крути,а ведь он прав.И хотя изначально человек питался тем,что добудет,а уж потом начал выращивать всё в своём хозяйстве,но уж наши современные занятия точно естественным состоянием человека не назовёшь.

Но отвлеклась.А по сути картины,я бы больше предпочла видеть здесь ту самую могилку,которая была изображена первой.И позы под печаль утраты,и общее настроение полотна.Здесь не усталость от крестьянского труда,а именно смирение от невозможности что-либо поправить.Но автору виднее,хотелось обобщения.

Все картины вызывают эмоции,даже портреты.В этом и величие художника.

Тамара, Вы совершенно правы. У меня есть много знакомых, которые подумывают над тем, как перебраться из Москвы в какую-нибудь деревенскую местность, и даже завести там хозяйство. Но при этом надо решать много проблем — где будут учиться дети, как построить дом, как купить участок земли, как зарабатывать на жизнь. Но в больших городах в европейской части жить стало проблематично. Интересно, а у Вас в городе какая экология, воздух, питание?

Анжелюс

Содержание

Эта работа была была выполнена по заказу американского художника Томаса Эпплтона, который был очарован «Сборщицами колосьев» Милле.

Работа получила название по первым словам молитвы «Angelus Domini», что означает «Ангел Господень». Такая молитва читается католиками три раза в день. Эпплтон по неизвестным причинам не купил картину. Прошло два года, прежде чем Милле выставил картину на продажу. В конце 1860 года за «Анжелюс» заплатили всего тысячу франков. Милле написал крестьянина и его жену на закате. Они стоят со склоненными головами, слушая церковный колокол, призывающий к вечерней молитве. Простота и благочестие картины завораживали зрителей, и вскоре почти в каждом французском доме появилась репродукция этой картины. В 1889 году, когда картина вновь была выставлена на продажу, за неё боролись консорциум американских торговых агентов и Антуан Пруст, французский меценат, желающий обогатить этим полотном экспозицию Лувра. Американцы победили, отдав за полотно Милле рекордную по тем временам сумму (580 000 франков). Картину готовят к отправке за океан. Однако через несколько недель Альфреду Шошару, издателю журнала, посвященного истории Лувра, удается откупить у американцев картину за 800 000 франков. Общественное мнение называет этот поступок патриотическим жестом, достойным истинного гражданина. Согласно завещанию мецената, картина будет находиться в Лувре до 1909 года. Сегодня она украшает собой экспозицию парижского Музея Орсе.

Особенности полотна

  • фигура мужчины образует «колоннообразный» контур, отчетливо видно, насколько неуклюже поворачивает мужчина в своих, привыкших к грубой работе руках, снятую с головы шляпу.
  • женщина изображена в профиль, который выделяется на фоне светлого закатного неба.
  • на заднем плане над горизонтом отчетливо виден шпиль церкви, на полотне запечатлена церковь в Шалли (неподалеку Барбизона).

Исследования

Среди ярых поклонников картины был испанский художник Сальвадор Дали. Он учился в школе, стену которой украшала репродукция картины Милле. Фигуры картины вдохновили его на собственные копии и интерпретации образов полотна, в том числе и в духе сюрреализма. Заинтересовала Дали и чрезвычайная печаль пары во время молитвы. Он обратился к администрации Лувра с просьбой сделать и прислать ему рентгенограммы полотна. Рентгенограммы сделали, и выяснили, что первоначально это была не молитва за урожай картофеля, а похороны младенца молодой пары. Отсюда и такая печаль в фигурах крестьян.

Литература

  • Dario Durbé, Anna M. Damigella: Corot und die Schule von Barbizon. Pawlak, Herrsching 1988, ISBN 3-88199-430-0
  • André Ferigier: Jean-François Millet. Die Entdeckung des 19. Jahrhunderts. Skira-Klett-Cotta, Stuttgart 1979, ISBN 3-88447-047-7
  • Ingrid Hessler: Jean-François Millet. Landschaftsdarstellung als Medium individueller Religiosität. Dissertation, Universität München 1983
  • Estelle M. Hurll: Jean François Millet. A Collection of Fifteen Pictures and a Portrait of the Painter, with Introduction and Interpretation, New Bedford, MA, 1900. [Mögliche Neuauflage:] ISBN 1-4142-4081-3
  • Lucien Lepoittevin: Jean François Millet − Au-delà de l´Angélus. Editions de Monza. Paris 2002, ISBN 978-2-908071-93-1
  • Lucien Lepoittevin: Jean François Millet — Images et Symboles. Éditions ISOÈTE Cherbourg 1990, ISBN 2-905385-32-4
  • Alexandra R. Murphy (Hrsg.): Jean-François Millet, drawn into the light. Museum of Fine Arts, Boston, Mass. 1999, ISBN 0-87846-237-6
  • Alfred Sensier: La vie et l’œuvre de Jean-François Millet. Editions des Champs, Bricqueboscq 2005, ISBN 2-910138-17-8 (neue Auflage des Werks von 1881)
  • Andrea Meyer: Deutschland und Millet. Deutscher Kunstverlag, Berlin und München 2009. ISBN 978-3-422-06855-1

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Анжелюс” в других словарях:

Милле — (millet) Жан Франсуа (1814, Грюши, близ Гревиля – 1875, Барбизон, близ Парижа), французский художник и график, представитель реализма. Сын крестьянина. Учился живописи в Париже у П. Делароша (1837 38). Изучал в Лувре работы старых мастеров. Ж. Ф … Художественная энциклопедия

Жан-Франсуа Милле — Дата рождения: 4 октября 1814 Место рождения: Грюши, близ Шербура Дата смерти … Википедия

Милле, Жан Франсуа — Жан Франсуа Милле Дата рождения: 4 октября 1814 Место рождения: Грюши, близ Шербура Дата смерти … Википедия

Милле Жан Франсуа — (Millet) (1814 1875), французский живописец и график. В 1837 38 учился в Париже у П. Делароша. Испытал влияние О. Домье. В 40 х гг. создавал тонкие по настроению портреты, мифологические композиции, галантные сцены в духе Ф. Буше. С конца … Художественная энциклопедия

Милле Жан Франсуа — (Millet) (1814 1975), французский живописец и график. Обыденным эпизодам крестьянской жизни и труда придавал всеобъемлющий человеческий смысл и значительность, преображая их в величественно лаконичные, торжественные сцены, насыщенные ощущением… … Энциклопедический словарь

МИЛЛЕ — (Millet) Жан Франсуа (1814 75), французский живописец и график. Правдиво и поэтично изображал трудовую повседневную жизнь крестьян, часто с социально критическим оттенком ( Сборщицы колосьев , 1857; Анжелюс , 1859) … Современная энциклопедия

МИЛЛЕ (Millet) Жан Франсуа — (1814 75) французский живописец и график. Реалистически изображал крестьянскую жизнь, часто с социально критическим оттенком ( Сборщицы колосьев , 1857; Анжелюс , 1859) … Большой Энциклопедический словарь

Милле Жан Франсуа — Милле (Millet) Жан Франсуа (4.10.1814, Грюши, близ Гревиля, Нормандия, 20.1.1875, Барбизон, близ Парижа), французский живописец и график. Сын крестьянина. Учился живописи в Париже (1837 38) у П. Делароша. В конце 1830 х 1840 е гг. писал… … Большая советская энциклопедия

Милле — (Millet) Жан Франсуа (4.10.1814, Грюши, близ Гревиля, Нормандия, 20.1.1875, Барбизон, близ Парижа), французский живописец и график. Сын крестьянина. Учился живописи в Париже (1837 38) у П. Делароша. В конце 1830 х 1840 е гг. писал… … Большая советская энциклопедия

  • Иветта. Маленькая Рок. Анжелюс. Полное собрание сочинений, Г. Мопассан,де. Все оттенки захватывающей прозы великого Мопассана в иллюстрациях известных художников предстанут в виде реальной картины жизни перед Вами, как только Вы откроете издание крупнейшего классика… ПодробнееКупить за 5093 руб
  • Ги де Мопассан. Собрание сочинений в шести томах. Том 6, Ги де Мопассан. В шестой том собрания сочинений Ги де Мопассана вошли романы, повесть, пьеса, сборники рассказов, а также рассказы разных лет, не составивших специального… ПодробнееКупить за 245 руб
  • Мопассан. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 10, Мопассан. Издание 1958 года. Сохранность хорошая. Один из великих представителей европейского критического реализма XIX века, французский писатель Ги де Мопассан (1850-1893) принадлежит к числу великих… ПодробнееКупить за 196 руб

Другие книги по запросу «Анжелюс» >>

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Жан Франсуа Милле (1814 — 1875)

«Я — землепашец», — говорил о себе Франсуа Милле. И, хотя он долгие годы жил в деревне и ему приходилось заниматься крестьянским трудом, это был особый «землепашец», который знал латынь, в подлиннике читал Вергилия, любимыми писателями которого были Шекспир, Гёте, Байрон, Гюго. Его мысли об искусстве глубоки и не банальны, литературный язык выразителен и ясен. Но, прежде всего, он был прекрасным художником.

Милле родился в зажиточной крестьянской семье со строгим патриархальным укладом. Здесь все трудились с раннего детства. Его художественная одаренность проявилась рано, и, когда ему исполнилось восемнадцать лет, семья решила отправить Франсуа в ближайший город Шербур, учиться художеству. Он занимается у художника Ланглуа де Шевревиля, затем по его ходатайству получает от муниципалитета субсидию для продолжения образования в столице.

Перед отъездом бабушка напутствовала его: «Франсуа, никогда не рисуй ничего непристойного, даже если бы это было по приказу самого короля!»

В Париже его учителем стал известный живописец Деларош. Долгие часы Милле проводит в Лувре у полотен Пуссена, Сурбарана, Риберы, но более всех его восхищает Микеланджело.

Чтобы подработать, молодой художник пишет галантные сценки в духе XVIII века. 1830-е — начало 1840-х годов можно было бы назвать «поисками своего пути». Он выполняет картины на религиозные, мифологические сюжеты, работает над портретами друзей и родственников, метко схватывая характеры, как, например, в «Портрете мадемуазель Оно» (1842—1843, Шербур, Музей Тома Анри) будущей жены художника, рано умершей.

В 1848 году Милле принимает участие в конкурсе на тему «Республика». В 1847—1848 годах появляются первые варианты Веяльщика — композиции, которая определила дальнейшее творчество мастера, — он нашел свою тему.

Этому в немалой степени способствовали перемены в жизни Милле — он перебирается в деревню Барбизон (1849). В сарае оборудует мастерскую для занятий живописью, а на небольшом участке земли возле дома заводит деревенское хозяйство.

Милле пишет ряд картин, посвященных сельским работам. Но это не просто жанровые сценки, выхваченные из потока жизни. Художник считал, что «в искусстве надо иметь ведущую первоидею и выражать ее с красноречивой силой… как чеканят медаль». Поглощенный «первоидеей», он делает эскизы, наброски, этюды, постепенно собирая материал, чтобы затем отчеканить свой замысел в пластический образ (1848, Париж, Музей Орсэ).

Именно так мастер работает над «Сеятелем» (ок. 1850, Бостон, Музей изящных искусств). Фигура крестьянина занимает почти все пространство холста, четким силуэтом вырастая на фоне неба; художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста; его сеятель — это обычный французский крестьянин, но художник обобщает, монументализирует формы, подчеркивая значительность образа, поднимая изображение конкретного человека до символа. Для Милле труд — великая созидающая сила, суть бытия. Выставленный в Салоне 1850 года “Сеятель” был отмечен критикой, но приобрели картину не французы, а американцы.

В произведениях Милле утверждалась новая эстетика, новое понимание прекрасного. Привычные, повторяющиеся из века в век сезонные работы выработали у крестьянина экономную отточенность и целесообразность каждого жеста и движения. Художник сумел увидеть красоту и поэзию труда и рассказать о ней языком прекрасных пластических форм.

В Салоне 1857 года мастер выставил «Сборщиц колосьев» (Париж, Музей Орсэ). Три женщины в знойный день собирают с земли колоски с огромного поля. Работа тяжелая — ею занимались самые бедные жители деревни. Надо было не только уважать любой труд, но и видеть в этих людях своих собратьев. Милле не чужак, он ощущает себя таким же, как они. Композиция картины строго продумана и ясна, цвет не яркий, но чистый, колорит строится на гармонии светло-голубых, палевых, розовых оттенков, золотистый свет объединяет пространственные планы. Движения согласованы, подчинены определенному мелодическому ритму. Линии, контуры, объемы плавно круглятся — форма добротна и добра, все пронизано поэтическим восприятием жизни, присущим художнику.

Милле не выступал с манифестами, был далек от политики, он выражал свои мысли и суждения об окружающем мире, изображая то, что видел вокруг себя. В картине нет ни надрыва, ни протеста. Люди занимаются привычным для них делом. Они бедны, но в них нет ощущения униженности. Однако такую мирную, казалось бы, сцену современники воспринимали по-разному. Одни приветствовали появление в Салоне картины, другие видели в Сборщицах чуть ли не призыв к бунту. Сколько яда в статье одного из критиков газеты Фигаро: «Уберите маленьких детей! Вот проходят сборщицы г-на Милле. Позади этих трех сборщиц на мрачном горизонте вырисовываются лики народных восстаний и эшафоты 93 года».

Ни о чем таком Милле и не помышлял. Он просто показал своих соседей, занятых тяжелым трудом, своих сограждан, которые после принятия в 1848 году закона о всеобщем избирательном праве становились, во всяком случае на бумаге, полноправными членами общества.

«Лишь поверхностному взгляду Человек с мотыгой (1863, Париж, Музей Орсэ) представляется рабом земли. На его органическую… связь с природой Милле указывает как на источник неистощимой силы человеческого рода» (А. Замятина). Человек с мотыгой остановился, чтобы перевести дыхание, кажется, что на его плечи давит тяжесть всей земли. «Это хлеб в поте лица, — писал Милле, — это крик земли, я знаю это по себе… Разве это легкий, радостный труд, в чем некоторые хотят нас уверить? Но именно в этом я и нахожу подлинную человечность и поэзию».

В картинах Милле человек со смирением и спокойным достоинством принимает долю, ниспосланную ему. Отсюда величие его крестьян — старый дровосек, согнувшийся под тяжелой вязанкой хвороста, взывает ассоциации с образом Христа, идущим на Голгофу.

Для художника крестьянская семья является хранительницей моральных и этических устоев. Посреди поля, прервав работу, в тихой молитве склонились мужчина и женщина.

С далекой колокольни доносится звук колокола: «Анжелюс» — молитва о поминовении усопших (1857—1859, Париж, Музей Орсэ). Силуэты людей на фоне вечернего пейзажа не нарушают его умиротворенной тишины. Каждый думает о своих ушедших близких, возможно, мысленно прося у них прощения. Гармония контуров объединяет молящихся, подчеркивая мысль о важности семейного согласия. Добрые отношения в семье, забота о детях (у Милле их было девять), совместный труд — эти мысли одухотворяют искусство художника. Целые серии его картин и рисунков посвящены детям, семейным делам. Сохранился прекрасный портрет (в рисунке) второй жены художника Катрин Лемер. У нее милое, бесконечно доброе лицо — она была верным товарищем художника, перенося вместе с ним лишения трудной жизни.

Обычные сцены деревенской жизни в творчестве Милле приобретали общечеловеческий смысл, превращаясь порой в философские притчи о смысле бытия. В силу этого среди многих художников XIX века, обращавшихся к крестьянской теме, он стал поистине великим мастером.

Оценка 3.4 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here